Чукотский автономный округ
Закон от 27 января 2000 года № 04-ОЗ

Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Чукотском автономном округе

Принят
Думой Чукотского автономного округа
10 декабря 1999 года
    Настоящий Закон определяет функции и принципы деятельности органов опеки и попечительства в Чукотском автономном округе, устанавливает формы и порядок обеспечения и защиты органами опеки и попечительства в Чукотском автономном округе прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, а также защиты имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
    опека - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов малолетних детей, не достигших возраста 14 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опека над малолетними устанавливается также в целях их содержания, воспитания и образования;
    попечительство - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
    патронаж - форма попечительства над дееспособными гражданами, устанавливается по просьбе совершеннолетнего лица, который по состоянию здоровья не может осуществлять свои права и обязанности;
    попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
    приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание) о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
    эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
    Органы опеки и попечительства Чукотского автономного округа в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чукотского автономного округа, уставом муниципального образования.
  3. Глава II.Организация деятельности органов опеки и попечительства

  4. Органами опеки и попечительства на территории автономного округа являются органы местного самоуправления.
    Функции по опеке и попечительству осуществляют:
    в отношении несовершеннолетних лиц - муниципальные органы управления образованием;
    в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или ограниченных судом в дееспособности в случае злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами - муниципальные органы управления здравоохранением;
    в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, и недееспособных граждан, помещенных в соответствующие учреждения социальной защиты населения, - муниципальные органы социальной защиты населения.
    Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
    обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей, оставшихся без попечения родителей;
    защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних;
    защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
    защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.
    В соответствии с возложенными на них обязанностями, органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства:
    а) организуют выявление и учет детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства;
    б) устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
    в) назначают опекунов и попечителей;
    г) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
    д) выносят решение и заключают договор с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
    е) принимают решение о помещении лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, в воспитательные, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения;
    ж) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом;
    з) устанавливают и отменяют опеку над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37, 38, 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    и) принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, обеспечению их жильем в случаях, предусмотренных законодательством;
    к) дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выделение из него долей, а также любых иных сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;
    л) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных и несовершеннолетних;
    м) выносят решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
    н) защищают права находившихся на государственном обеспечении выпускников воспитательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения;
    о) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
    п) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают по ним необходимые меры;
    р) реализует иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством.
    Вопросы организации работы органов опеки и попечительства определяются органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и уставом муниципального образования.
    Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних в штате муниципальных органов управления образованием предусматриваются должности специалистов по охране детства. Должности специалистов вводятся из расчета 1 специалист не более чем на 5 тысяч несовершеннолетних (до 18 лет) граждан, проживающих на данной территории, но не менее одного специалиста на муниципальное образование.
    В соответствии с федеральным законодательством при наличии у лица, признанного безвестно отсутствующим, недвижимого или ценного движимого имущества, нуждающегося в постоянном управлении, орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества назначает управляющего этим имуществом и заключает с ним договор о доверительном управлении имуществом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
    Орган опеки и попечительства вправе и до истечения срока, необходимого для признания лица безвестно отсутствующим, назначить доверительного управляющего его имуществом в интересах его несовершеннолетних детей или других лиц, находящихся на его иждивении.
    Решение о передаче имущества в доверительное управление принимается органом опеки и попечительства на основании решения суда о необходимости постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
    Органы опеки и попечительства систематически (не реже двух раз в течение года) проводят контрольные проверки деятельности доверительного управляющего по выполнению обязанностей по сохранению имущества отсутствующего лица, а также по выдаче содержания иждивенцам и нетрудоспособным членам семьи, которых он обязан содержать. По результатам обследования должностными лицами органа опеки и попечительства составляется акт, содержащий оценку деятельности доверительного управляющего, рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.
    Органы опеки и попечительства отменяют доверительное управление имуществом по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
    Органы опеки и попечительства в Чукотском автономном округе при осуществлении функций опеки и попечительства взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти Чукотского автономного округа. Органы государственной власти Чукотского автономного округа координируют деятельность органов опеки и попечительства, осуществляют методическое руководство и оказывают содействие в осуществлении их деятельности.
    Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, профессиональными союзами, общественными организациями инвалидов, пенсионеров, молодежными общественными организациями и иными организациями осуществляется посредством:
    а) разработки и реализации совместных программ, акций и мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому;
    б) координации деятельности, обмена информацией, проведения взаимных консультаций;
    в) участия общественных организаций в деятельности органов по опеке и попечительству;
    г) привлечения общественных организаций к оказанию опекунам, попечителям, опекаемым и подопечным информационной, психологической, педагогической, юридической и иной помощи;
    д) иных форм взаимодействия.
  5. Глава III.Основные функции по вопросам опеки и попечительства органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения

  6. Муниципальные органы управления образованием:
    участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, и ведут их учет;
    осуществляют подготовку документов и устройство детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью для усыновления, а при отсутствии такой возможности помещения в образовательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
    проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
    осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
    осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
    оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
    дают заключение о возможности раздельного проживания опекуна и попечителя с подопечным;
    осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
    дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;
    участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и других случаях, предусмотренных законодательством;
    проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;
    разрешают споры между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
    участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;
    готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации;
    осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно федеральному законодательству и законодательству Чукотского автономного округа и уставу муниципального образования.
    Муниципальные органы управления здравоохранением:
    выявляют лиц, страдающих психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей;
    оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
    осуществляют устройство новорожденных детей до достижения трехлетнего возраста, оказавшихся без опеки родителей, в подведомственные учреждения;
    участвуют в судебных заседаниях по делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
    осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно федеральному законодательству, законодательству Чукотского автономного округа и уставу муниципального образования.
    Муниципальные органы социальной защиты населения:
    выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья;
    оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности;
    в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
    ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;
    принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;
    осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты населения;
    осуществляют устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, в приюты и центры социально - бытовой реабилитации;
    возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
    рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры;
    выполняют иные функции по опеке и попечительству согласно федеральному законодательству, законодательству Чукотского автономного округа и уставу муниципального образования.
  7. Глава IV.Заключительные положения

  8. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Администрации автономного округа и органам самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его силу.
    Губернатор
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    27 января 2000 года
    N 04-ОЗ