Чукотский автономный округ
Закон от 21 апреля 1997 года № 10-ОЗ

О местном самоуправлении в Чукотском автономном округе

Принят
Думой Чукотского автономного округа
04 апреля 1997 года
    В редакциях
  • от 28.11.1997 № 28-ОЗ,
  • от 21.02.2001 № 07-ОЗ,
  • от 17.12.2001 № 63-ОЗ,
  • от 24.05.2002 № 22-ОЗ,
  • от 21.08.2002 № 59-ОЗ,
  • от 23.09.2005 № 76-ОЗ.
    Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает принципы организации местного самоуправления в Чукотском автономном округе.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
    муниципальное образование - городское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией (район), предусмотренных настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
    вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом;
    местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
    органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
    представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
    должностное лицо местного самоуправления - выборное лицо либо работающее по контракту (трудовому договору), выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
    выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
    муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
    местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
    муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
    2.Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
    Местное самоуправление в Чукотском автономном округе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
    1.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чукотского автономного округа, осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через представительные и другие органы местного самоуправления.
    2.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чукотского автономного округа, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
    3.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чукотского автономного округа, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
    4.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чукотского автономного округа, имеют равный доступ к муниципальной службе.
    5.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чукотского автономного округа, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    6.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
    К полномочиям органов государственной власти Чукотского автономного округа в области местного самоуправления относятся:
    1) принятие и изменение законов Чукотского автономного округа о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
    2) обеспечение соответствия законов Чукотского автономного округа о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
    3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Чукотского автономного округа в муниципальную собственность;
    4) регулирование отношений между бюджетом Чукотского автономного округа и местными бюджетами;
    5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
    6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями органов государственной власти Чукотского автономного округа, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
    7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;
    8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
    10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
    11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
    12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Чукотского автономного округа;
    13) регулирование законами Чукотского автономного округа в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
    14) законодательство о муниципальной службе;
    15) принятие и изменение законов Чукотского автономного округа об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
    16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
    1.В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
    2.К вопросам местного значения относятся:
    1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
    2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
    3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
    4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
    5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
    6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
    7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
    8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
    11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
    14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
    18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    19) организация и содержание муниципальных архивов;
    20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
    21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
    23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
    24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
    25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
    26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
    28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
    Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Чукотского автономного округа, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
    3.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Чукотского автономного округа с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
    1.Местное самоуправление на территории Чукотского автономного округа осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Чукотского автономного округа, настоящим Законом и другими законами Чукотского автономного округа.
    2.На территории Чукотского автономного округа законодательное регулирование вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    3.Законы Чукотского автономного округа, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящему Закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
    В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах Чукотского автономного округа, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", применяются положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
    4.Положения настоящего Закона в равной мере распространяются на все муниципальные образования Чукотского автономного округа.
    1.Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
    а) границы и состав территории муниципального образования;
    б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
    в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
    г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    д) наименование и полномочия представительных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
    е) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
    ж) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
    з) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
    и) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    к) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
    л) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
    м) условия и порядок организации муниципальной службы;
    н) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
    о) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, с учетом исторических и иных местных традиций;
    п) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
    2.Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
    3.Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Чукотского автономного округа.
    4.Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Чукотского автономного округа. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
    5.Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Чукотского автономного округа создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
    Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
    Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
    Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
  3. Глава II.Территориальные основы местного самоуправления

  4. 1.Местное самоуправление осуществляется на всей территории Чукотского автономного округа.
    Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законом Чукотского автономного округа с учетом исторических и иных местных традиций.
    Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
    2.Территорию муниципального образования составляют земли городов, поселков, сел, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
    1.Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Чукотского автономного округа.
    2.Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Дума Чукотского автономного округа устанавливает законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
    3.Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом Чукотского автономного округа.
  5. Глава III.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

  6. 1.К органам местного самоуправления относятся:
    а) выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом, уставами муниципальных образований;
    б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
    2.Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
    3.Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
    4.Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом и с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
    5.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
    6.Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    1.Представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов - состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законом Чукотского автономного округа.
    2.Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования.
    3.В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
    а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
    б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    г) установление местных налогов и сборов;
    д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
    4.Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
    5.Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
    1.Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных лиц местного самоуправления.
    2.Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Чукотского автономного округа о выборах глав муниципальных образований.
    3.Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом муниципального образования.
    Согласно Уставу муниципального образования, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
    4.Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
    1.В соответствии с Уставом муниципального образования могут предусматриваться должностные лица местного самоуправления, являющиеся уполномоченными главы муниципального образования в населенных пунктах, назначаемые им с учетом мнения населения.
    2.Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законом Чукотского автономного округа.
    3.Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
    1.Депутату представительного органа местного самоуправления, главе муниципального образования гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
    2.Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования не может быть более пяти лет. Установленный Уставом муниципального образования срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
    3.Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.
    Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
    4.Глава муниципального образования в соответствии с Уставом муниципального образования осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
    5.Уставами муниципальных образований в соответствии с законом Чукотского автономного округа может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления.
    6.Статус депутата представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законом Чукотского автономного округа.
    7.Депутаты представительных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Чукотского автономного округа.
    8.Депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, главам муниципальных образований социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом Чукотского автономного округа.
    1.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Чукотского автономного округа.
    2.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
    Представительные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставом муниципального образования.
    1.Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
    2.Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
    3.Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.
  7. Глава IV.Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления

  8. 1.По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
    2.Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с Уставом муниципального образования.
    3.В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
    4.Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
    5.Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
    6.Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии с законом Чукотского автономного округа.
    1.Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
    2.Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Чукотского автономного округа.
    3.Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Чукотского автономного округа гарантируют проведение муниципальных выборов.
    1.В населенных пунктах в соответствии с Уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
    2.Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с законом Чукотского автономного округа.
    Население в соответствии с Уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
    1.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
    3.Федеральным законом, законом Чукотского автономного округа может устанавливаться административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    1.Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом Чукотского автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  9. Глава V.Финансово-экономическая основа местного самоуправления

  10. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в собственности Чукотского автономного округа и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
    1.В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
    2.Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом Чукотского автономного округа и уставами муниципальных образований, - население непосредственно.
    3.Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
    Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
    4.Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
    Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
    5.Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
    1.Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
    2.Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
    1.По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
    2.Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
    3.Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
    Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
    Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
    1.К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
    2.Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
    3.В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
    1.В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Чукотского автономного округа в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Чукотского автономного округа, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Чукотского автономного округа.
    3.В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа.
    1.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Чукотского автономного округа в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
    2.Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Чукотского автономного округа на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
    3.Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Чукотского автономного округа доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Чукотского автономного округа передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Чукотского автономного округа, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
    4.Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Чукотского автономного округа отчислений от федеральных налогов и налогов Чукотского автономного округа.
    5.Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
    1.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в Федеральном бюджете, в бюджете Чукотского автономного округа.
    2.Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Чукотского автономного округа, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
    1.Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
    2.Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
    Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Чукотского автономного округа получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.
    Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
    Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
  11. Глава VI.Гарантии местного самоуправления

  12. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Законом запрещается.
    1.Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
    2.Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
    3.Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.
    1.Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
    2.Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Думу Чукотского автономного округа.
    Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
  13. Глава VII.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

  14. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
    В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации":
    а) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Чукотского автономного округа, законов Чукотского автономного округа, устава муниципального образования;
    б) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами;
    в) представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу, закону Чукотского автономного округа, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
    В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Уставу, закону Чукотского автономного округа, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
    В случае, если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Дума Чукотского автономного округа по собственной инициативе или по обращению Губернатора Чукотского автономного округа письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Губернатор Чукотского автономного округа письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с настоящим Законом.
    В случае, если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.
    Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, распускается законом Чукотского автономного округа либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности постановлением Губернатора Чукотского автономного округа, за исключением главы муниципального образования "город Анадырь" - административного центра Чукотского автономного округа, либо указом Президента Российской Федерации;
    г) в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Думой Чукотского автономного округа не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления;
    д) в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Губернатором Чукотского автономного округа не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности;
    е) одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Чукотского автономного округа либо федеральным законом назначаются новые выборы.
    Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов осуществляются постановлением Губернатора Чукотского автономного округа либо указом Президента Российской Федерации;
    ж) в случае отрешения главы муниципального образования от должности Губернатор Чукотского автономного округа либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования;
    з) предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены Думой Чукотского автономного округа, Губернатором Чукотского автономного округа, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации;
    и) граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в Суд Чукотского автономного округа либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, постановления.
    Суд Чукотского автономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.
    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Чукотского автономного округа, уставами муниципальных образований.
    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
  15. Глава VIII.Заключительные и переходные положения

  16. 1.Предложить Губернатору Чукотского автономного округа привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
    2.Нормативные правовые акты в Чукотском автономном округе до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    1.Впредь до принятия Думой Чукотского автономного округа законов, предусмотренных настоящим Законом, вопросы, подлежащие регулированию законами Чукотского автономного округа, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.
    2.В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой муниципального образования) по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом Чукотского автономного округа, а при отсутствии такого закона - в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации (главой муниципального образования).
    Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, сохраняют свои полномочия до избрания соответствующего органа, должностного лица с учетом положений настоящего Закона.
    1.Органы государственной власти Чукотского автономного округа передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности Чукотского автономного округа, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти Чукотского автономного округа и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
    2.Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
    3.Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Крайний Север".
    Губернатор
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    21 апреля 1997 года
    N 10-ОЗ