Чукотский автономный округ
Закон от 08 июля 1997 года № 19-ОЗ

О местном референдуме

Принят
Думой Чукотского автономного округа
04 июня 1997 года
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.Местный референдум - голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам местного значения, отнесенным Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа к ведению соответствующего муниципального образования.
    2.Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
    3.Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично. Участие в местном референдуме является свободным.
    4.Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
    5.Граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
    1.В местном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования Чукотского автономного округа, обладающий избирательным правом.
    2.Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
    3.Не имеет права участвовать в местном референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
    На местный референдум могут выноситься:
    а) вопросы местного значения:
    принятие и изменение устава муниципального образования;
    определение структуры органов местного самоуправления;
    иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа к ведению муниципальных образований;
    б) вопросы, решение которых не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий:
    изменение границ муниципального образования;
    размещение предприятий, сооружений и иных объектов, затрагивающих экологические интересы населения;
    предоставление земельных участков в местах проживания малочисленных коренных народов Севера для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью;
    изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
    иные вопросы, требующие учета мнения населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа.
    2.На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления, а также вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и законами Чукотского автономного округа к компетенции органов государственной власти, в том числе к государственным полномочиям, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления.
    3.Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
    Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или на ее части, в которую входит Чукотский автономный округ или соответствующее муниципальное образование, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
    Повторный местный референдум не проводится в течение одного года после дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
    Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств местного бюджета.
  3. Глава II.Назначение местного референдума

  4. 1.Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
    представительному органу местного самоуправления;
    гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме.
    2.Число подписей, необходимое для назначения местного референдума по инициативе граждан, устанавливается в соответствии с требованиями настоящего Закона и устава муниципального образования, но не менее 10 процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, при условии, что в пределах одного населенного пункта, находящегося на территории муниципального образования, проживают не более 25 процентов из них.
    3.В период между назначением местного референдума и опубликованием его результатов субъекты права инициативы проведения местного референдума, упомянутые в части первой настоящей статьи, не имеют права выступать с инициативой о проведении нового местного референдума, а соответствующий представительный орган местного самоуправления не вправе принимать решение о назначении нового местного референдума.
    1.В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.
    2.Инициативные группы образуются в количестве не менее 10 человек из числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
    Для регистрации инициативной группы достаточно обращения граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования с заявлением о регистрации группы.
    4.В заявлении инициативной группы указываются:
    формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта решения,
    предлагаемого инициативной группой для внесения на местный референдум;
    фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, номера и серии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего муниципального образования.
    К заявлению должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума и об избрании уполномоченных представителей. Заявление подписывается всеми членами инициативной группы.
    5.Избирательная комиссия муниципального образования, установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение 10 дней со дня поступления заявления инициативной группы принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
    6.В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
    7.Отказ в регистрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допускается. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Чукотского автономного округа и устава муниципального образования.
    8.С момента получения документа о регистрации инициативная группа местного референдума вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение одного месяца. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
    9.Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого на местный референдум.
    10.После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа составляет итоговый протокол в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
    11.Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования, на территории которого собирались подписи.
    12.Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Закона и в течение 10 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением представительному органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина учитывается только одна подпись. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям части второй статьи 6 настоящего Закона, выносится заключение избирательной комиссии муниципального образования от отказе в проведении местного референдума, копия указанного заключения направляется представительному органу местного самоуправления, который принимает решение об отказе в проведении местного референдума. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении местного референдума.
    13.В случае, если избирательная комиссия муниципального образования обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
    1.Листы для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать:
    наименование территории муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
    при наличии общественного объединения, образовавшего инициативную группу, - его наименование;
    номер регистрационного свидетельства инициативной группы, дату ее регистрации, наименование органа местного самоуправления, зарегистрировавшего инициативную группу;
    формулировку вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум.
    2.Гражданин, поддерживающий инициативу о проведении местного референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.
    3.Подписные листы должны быть заверены лицом, собиравшим подписи граждан, и одним из членов инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
    4.Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
    1.Местный референдум назначает представительный орган местного самоуправления.
    2.Представительный орган местного самоуправления в течение двух недель со дня поступления документов и приложенных к ним материалов проверяет соблюдение положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Чукотского автономного округа и устава муниципального образования и принимает одно из следующих решений:
    о мотивированном отклонении инициативы о проведении местного референдума в случае нарушения положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Чукотского автономного округа. и устава муниципального образования;
    о назначении местного референдума.
    3.В случае принятия решения об отклонении инициативы о проведении местного референдума оно может быть обжаловано в суд.
    4.В решении о назначении местного референдума указывается дата его проведения, вопрос или проект выносимого на местный референдум решения.
    5.Вопросы, выносимые на местный референдум, должны исключать множественность их толкования.
    6.Голосование может быть назначено на любой день, но не позднее чем за 70 дней до дня проведения местного референдума.
    7.Решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации либо иными средствами доводится до сведения граждан.
  5. Глава III.Порядок подготовки к проведению местного референдума

  6. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:
    избирательная комиссия муниципального образования, действующая в качестве комиссии муниципального образования по проведению местного референдума;
    участковые комиссии по проведению местного референдума.
    1.Формирование участковых комиссий по проведению местного референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чукотского автономного округа и уставом муниципального образования.
    2.Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5 - 9 членов.
    В случае, если представительный орган местного самоуправления не сформировал в указанные сроки участковую комиссию по проведению местного референдума, ее формирует комиссия муниципального образования по проведению местного референдума.
    3.Председатель, заместитель председателя и секретарь избираются тайным голосованием на первом заседании участковой комиссии из числа ее членов.
    Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума:
    осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении местного референдума на территории соответствующего муниципального образования;
    регистрирует инициативную группу местного референдума;
    координирует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
    устанавливает единую нумерацию участков местного референдума;
    организует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума;
    распределяет денежные средства, выделенные из местного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, на обеспечение деятельности участковых комиссий по проведению местного референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
    контролирует обеспечение участковых комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения местного референдума;
    устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, протоколов заседаний комиссий местного референдума, других документов местного референдума, образцы ящиков для голосования, порядок хранения документации местного референдума;
    утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, при этом формулировка вынесенного на местный референдум вопроса должна полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе местного референдума;
    утверждает образцы печатей комиссий по проведению местного референдума и обеспечивает их изготовление;
    заслушивает сообщения главы муниципального образования, руководителей иных органов местного самоуправления по вопросам организационно-технической подготовки и проведения местного референдума;
    устанавливает результаты местного референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах местного референдума;
    контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и предоставление их для всеобщего ознакомления;
    содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум;
    обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий местного референдума;
    обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением местного референдума, в архивное учреждение местного самоуправления;
    осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и уставом муниципального образования.
    В случае истечения установленного федеральным законом или законом Чукотского автономного округа срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования во время подготовки и проведения местного референдума полномочия избирательной комиссии муниципального образования, действующей в качестве комиссии муниципального образования по проведению местного референдума, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на местном референдуме решения.
    Участковая комиссия по проведению местного референдума:
    составляет и уточняет списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума;
    проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
    оповещает население об адресе и номере телефона участковой комиссии по проведению местного референдума, о времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
    обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
    контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов;
    организует голосование на участке местного референдума;
    производит подсчет голосов и устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума;
    рассматривает заявления и жалобы на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
    осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются после выполнения требований части первой статьи 31 настоящего Закона.
    1.Члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей в качестве комиссии муниципального образования по проведению местного референдума, а также члены участковой комиссии по проведению местного референдума, назначенные в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
    2.Инициативная группа местного референдума, общественные объединения после формирования комиссий по проведению местного референдума вправе назначить в соответствующие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
    3.Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса:
    заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
    вправе выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
    вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссий и получать заверенные копии этих документов.
    4.Члены комиссии по проведению местного референдума с правом совещательного голоса вправе присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
    5.При принятии решения комиссией по проведению местного референдума члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
    6.Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после опубликования результатов местного референдума.
    7.Член комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочия по решению органа, его назначившего, в случаях:
    подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
    утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
    выезда члена комиссии на новое место жительства за пределы территории соответствующего муниципального образования;
    вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
    признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
    8.Выдвижение и назначение нового члена в состав комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса производится в порядке, установленном настоящим Законом.
    9.Член комиссии с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии может освобождаться на время подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. Оплата труда члена комиссии с правом решающего голоса в этом случае производится за счет средств, выделенных из местного бюджета на проведение местного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
    1.Решения комиссий по проведению местного референдума публикуются в печати или доводятся до сведения граждан иным способом.
    2.Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты местного референдума.
    3.Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания, заседания, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, и получение соответствующей информации.
    4.На заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе присутствовать представители инициативной группы, зарегистрированные в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, и представители средств массовой информации.
    5.В день проведения местного референдума в помещениях участков местного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, а также представители средств массовой информации.
    6.Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой, чьи интересы они представляют, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера участка местного референдума, на который они направляются. Их полномочия действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
    7.Предварительное уведомление участковой комиссии по проведению местного референдума о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется.
    8.Наблюдатель вправе:
    знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме;
    присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне помещения участка местного референдума;
    присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования;
    обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями;
    обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению местного референдума в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума.
    9.Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии по проведению местного референдума.
    10.Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению местного референдума не допускается.
    1.Комиссии по проведению местного референдума проводят свои первые заседания не позднее трех дней со дня их формирования.
    2.Заседание комиссии по проведению местного референдума является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса, а в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
    3.Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии и доводится до сведения комиссии муниципального образования по проведению местного референдума не позднее чем в течение 3 дней, а за 3 дня до проведения местного референдума - немедленно.
    4.Решения комиссий по проведению местного референдума, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления. Решения комиссии муниципального образования по проведению местного референдума обязательны для исполнения также участковой комиссией по проведению местного референдума.
    5.Заседание комиссии созывается председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии, а также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.
    6.Член комиссии по проведению местного референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение местного референдума.
    Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению местного референдума в осуществлении ими своих полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также представлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение пяти дней, а за пять дней до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно.
    1.Решения и действия (бездействие) комиссии муниципального образования по проведению местного референдума могут быть обжалованы в соответствующий суд.
    2.Решения и действия участковой комиссии по проведению местного референдума могут быть обжалованы в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума или в соответствующий суд. Предварительное обращение в комиссию муниципального образования не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд.
    3.Решения участковой комиссии по проведению местного референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены комиссией муниципального образования по проведению местного референдума.
    4.Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума в ходе подготовки местного референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до проведения местного референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях) требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.
    1.Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуют участки местного референдума.
    2.Участки местного референдума образует глава муниципального образования по согласованию с комиссией муниципального образования по проведению местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума из расчета не более 3000 граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, на каждый участок.
    3.Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
    4.В больницах и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в труднодоступных и отдаленных местностях муниципального образования могут образовываться участки местного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума.
    5.Военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума.
    По решению комиссии муниципального образования по проведению местного референдума участки могут образовываться в исключительных случаях и в обособленных, удаленных от населенных пунктов, воинских частях. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам комиссий по проведению местного референдума, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.
    В этих случаях участки местного референдума образуют командиры воинских частей по решению комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
    1.Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума составляется участковой комиссией на основании данных, представляемых должностным лицом местного самоуправления, обладающего такими полномочиями в соответствии с уставом муниципального образования, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
    2.Данные, необходимые для списков, направляются в участковую комиссию не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума.
    3.Основанием для включения гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, в список по конкретному участку является факт его проживания на территории данного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом. Гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, может быть включен в список только на одном участке местного референдума.
    4.В список включаются все граждане, имеющие право на участие в местном референдуме на момент голосования.
    Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
    5.Список военнослужащих, членов их семей и других граждан, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром части. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
    6.Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме и находящиеся в день проведения местного референдума в больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях, других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
    7.Студенты дневной формы обучения, имеющие право на участие в местном референдуме, проживающие в общежитиях, включаются в списки по месту проживания на общих основаниях.
    8.Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума.
    1.Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения местного референдума.
    2.Каждый гражданин вправе заявить в участковую комиссию о не включении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
    3.Участковая комиссия обязана проверить заявление не позднее чем в течение 24 часов, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно, и устранить ошибку или неточности, внести необходимые исправления, либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано им в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума, которая обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно, или в суд.
    4.Исправления в списке при положительном для заявителя решении производятся участковой комиссией по проведению местного референдума немедленно.
    5.Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
    1.Органы местного самоуправления выделяют необходимые денежные средства на проведение местного референдума комиссии муниципального образования по проведению местного референдума в течение 3 дней со дня опубликования (обнародования) решения о назначении местного референдума.
    2.Средства, выделенные на организацию и проведение местного референдума, поступают из местного бюджета в распоряжение комиссии муниципального образования по проведению местного референдума на основании сметы предполагаемых расходов, утвержденной органом местного самоуправления, обладающим такими полномочиями в соответствии с уставом муниципального образования.
    3.Порядок перечисления денежных средств участковым комиссиям, учет поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, устанавливаются комиссией муниципального образования по проведению местного референдума.
    4.Формы финансового отчета комиссий по проведению местного референдума о расходовании денежных средств устанавливаются финансовыми органами муниципального образования в соответствии с законодательством.
    5.Председатели комиссий по проведению местного референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам.
    6.Участковые комиссии по проведению местного референдума представляют комиссии муниципального образования по проведению местного референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
    7.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума представляет представительному органу местного самоуправления финансовый отчет о расходовании средств местного бюджета в течение двух месяцев после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
    8.Остатки денежных средств, выделенных комиссиям по проведению местного референдума из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, и неизрасходованные ими на указанные цели, возвращаются в местный бюджет.
    1.Граждане Российской Федерации, проживающие в границах территорий муниципальных образований, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" и "против" проведения местного референдума, "за" или "против" участия в местном референдуме, "за" или "против" вопроса, выносимого на местный референдум.
    2.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
    3.Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
    1) органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам;
    2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
    3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
    4) членам комиссий местного референдума.
    4.Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. В день проведения местного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий местного референдума, сохраняются на прежних местах.
    5.Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:
    1) через средства массовой информации;
    2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);
    3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
    4) в иных не запрещенных законом формах.
    6.Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
    7.Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания, тираж). Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
    8.Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
    9.Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению местного референдума и в помещениях участков местного референдума запрещается.
    10.Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет средств федерального бюджета, окружного бюджета или средств местного бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на местный референдум.
  7. Глава IV.Голосование на местном референдуме и определение его результатов

  8. 1.Помещение для работы участковой комиссии и голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующего муниципального образования безвозмездно.
    2.В помещении для голосования должны быть определены места для выдачи бюллетеней для голосования на местном референдуме, установлены в достаточном количестве ящики для голосования, кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме не допускается.
    3.В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы для заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме, текст вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум.
    1.В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против" или "да" или "нет" - в зависимости от того, как сформулирован вопрос, под которым помещаются пустые квадраты.
    2.При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные проекты решений также последовательно нумеруются.
    3.В случае проведения местного референдума в один день с иным референдумом, выборами в органы государственной власти Российской Федерации, Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления и их должностных лиц бюллетени для тайного голосования на каждом референдуме или выборах изготавливаются с использованием шрифта разного цвета при наборе текста, либо на бумаге разных цветов, либо каждый из них имеет иной отличительный знак.
    4.Бюллетени печатаются на русском языке. По решению комиссии муниципального образования по проведению местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются также на языке коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Чукотском автономном округе. Если для участка местного референдума бюллетени для голосования печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене.
    5.Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
    6.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума утверждает форму, цвет и текст бюллетеня для голосования не позднее чем за двадцать восемь дней до дня проведения местного референдума. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума по распоряжению комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
    7.Участковые комиссии по проведению местного референдума получают от комиссии муниципального образования бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения местного референдума.
    8.Передача бюллетеней комиссией муниципального образования производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в комиссии муниципального образования, второй передается участковой комиссии, получившей бюллетени.
    9.По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Незаверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
    1.На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума.
    2.На участках местного референдума, образованных в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных местностях муниципального образования, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше 22 часов, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, включенные в список.
    3.Гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего проживания, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении комиссии муниципального образования по проведению местного референдума (за 15 - 4 дня до проведения местного референдума), участковой комиссии по проведению местного референдума (за 3 - 1 день до дня проведения местного референдума). При этом не должна быть нарушена тайна голосования.
    4.Заполненный бюллетень гражданин вкладывает в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума, которые заверяются печатью комиссии. Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума передает список досрочно проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня проведения местного референдума.
    5.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума, в оленеводческих бригадах, на рыболовецких и охотничьих участках, в других труднодоступных и отдаленных местностях муниципального образования.
    6.В 8 часов по местному времени председатель участковой комиссии объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются.
    7.Перед началом общего голосования председатель участковой комиссии предъявляет присутствующим конверты с заполненными бюллетенями, проверяет их целостность, наличие на конвертах печати и подписей двух членов комиссии, проверяется соответствие количества конвертов с отметкой в списках для голосования. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. После этого конверты вскрываются и бюллетени опускаются в ящик для голосования. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию.
    8.Бюллетень для голосования выдается по спискам граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, против своей фамилии серию и номер паспорта или заменяющего его документа и расписывается. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии, наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке в графе "Подпись гражданина в получении бюллетеня".
    9.Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней для голосования на местном референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением члена участковой комиссии и наблюдателя. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, о получении бюллетеня для голосования на местном референдуме.
    10.Участковая комиссия по проведению местного референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в местном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок местного референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется комиссией муниципального образования по проведению местного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению местного референдума. Членам участковой комиссии по проведению местного референдума, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка местного референдума, выдаются бюллетени для голосования на местном референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на местном референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка местного референдума. При проведении голосования вне помещения участка местного референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению местного референдума в помещение участка местного референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка местного референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в местном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.
    11.В случае, если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему ему бюллетень для голосования, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, справа от фамилии соответствующего гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
    12.Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за" или "да". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит знак "плюс" или любой знак в квадрате под словом "против" или "нет".
    13.Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
    14.Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.
    15.Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией по проведению местного референдума.
    16.По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
    1.После заявления председателя участковой комиссии об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме, число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования.
    2.Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
    3.Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума.
    4.В случаях обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения участка местного референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии по проведению местного референдума.
    5.При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. В случае сомнений в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеней для голосования на местном референдуме недействительными участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней для голосования.
    6.Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
    7.Члены участковой комиссии по проведению местного референдума подсчитывают и заносят в протокол об итогах голосования следующие данные:
    число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
    число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
    число бюллетеней, выданных гражданам в помещении участка местного референдума в день проведения местного референдума;
    число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно:
    в помещении комиссии муниципального образования,
    в помещении участковой комиссии;
    число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума;
    число погашенных бюллетеней;
    число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    число действительных бюллетеней;
    число бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
    число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
    число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
    8.В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов.
    9.Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
    10.После подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, участковая комиссия по проведению местного референдума в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии, не согласные с протоколом участковой комиссии об итогах голосования в целом или с отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    11.Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него исправлений.
    12.К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию по проведению местного референдума, принятые по ним решения участковой комиссии, а также акты, составленные в случаях повреждения пломбы или печати на ящиках для голосования, наличия испорченных бюллетеней в соответствии с частью одиннадцатой статьи 26 настоящего Закона и признания недействительными бюллетеней в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.
    13.Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума.
    14.Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов, хранятся у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
    15.Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования представляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
    1.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума на основании подлинных протоколов всех участковых комиссий путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через семь дней со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума.
    2.Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены комиссии муниципального образования по проведению местного референдума с правом решающего голоса.
    3.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
    4.При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования по соответствующему участку местного референдума и иных нарушений комиссия муниципального образования по проведению местного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов проводится участковой комиссией по проведению местного референдума в присутствии не менее трех членов комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
    5.Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
    6.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом на территории муниципального образования проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
    7.Постановлением комиссии муниципального образования по проведению местного референдума результаты местного референдума на отдельных участках местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае комиссия муниципального образования по проведению местного референдума вправе поручить соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не позднее пятнадцати дней со дня опубликования решения комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
    8.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума в двух экземплярах, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:
    число участковых комиссий по проведению местного референдума;
    число протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума;
    число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных на всей территории местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
    число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями;
    число бюллетеней, выданных гражданам в помещениях участков местного референдума в день проведения местного референдума;
    число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно:
    в помещении комиссии муниципального образования,
    в помещениях участковых комиссий;
    число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков местного референдума;
    число погашенных бюллетеней;
    число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    число действительных бюллетеней;
    число бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
    число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум;
    число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум.
    9.В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов.
    10.Если на голосование выносились одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
    11.При подписании протокола о результатах голосования члены комиссии муниципального образования, не согласные с протоколом комиссии муниципального образования о результатах местного референдума, в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    12.К протоколу комиссии муниципального образования прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий.
    13.Первый экземпляр протокола комиссии муниципального образования по проведению местного референдума хранится у секретаря комиссии муниципального образования по проведению местного референдума до окончания ее работы. К первому экземпляру протокола в обязательном порядке прилагаются сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по проведению местного референдума, протоколы участковых комиссий об итогах голосования на соответствующих участках местного референдума, списки членов комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении результатов местного референдума и составлении протокола. К первому экземпляру протокола приобщаются также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума, а также принятые по ним решения комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.
    14.Второй экземпляр протокола комиссии муниципального образования по проведению местного референдума и копия сводной таблицы предоставляются для ознакомления членам комиссии муниципального образования по проведению местного референдума с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
    1.Принятое на местном референдуме решение, протокол комиссии муниципального образования по проведению местного референдума, сводная таблица, включающая данные протоколов всех участковых комиссий по проведению местного референдума опубликовываются (обнародуются) комиссией муниципального образования по проведению местного референдума не позднее 3 дней после определения результатов местного референдума.
    2.Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его обнародования (опубликования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме.
    3.Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт в месячный срок.
    1.Решение, принятое на местном референдуме, обязательно для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от организационно- правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
    Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования и может быть отменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме, а также может быть обжаловано в судебном порядке в случае его противоречия законодательству Российской Федерации или законодательству Чукотского автономного округа, уставу муниципального образования.
    1.По завершении местного референдума участковые комиссии сдают свою документацию, включая бюллетени для голосования, в комиссию муниципального образования по проведению местного референдума не позднее 10 дней после опубликования (обнародования) результатов местного референдума.
    2.Комиссия муниципального образования по проведению местного референдума по окончании своей работы сдает всю документацию в архивное учреждение муниципального образования на постоянное хранение. Бюллетени для голосования на местном референдуме по истечении одного года уничтожаются, о чем составляется акт.
  9. Глава V.Ответственность за нарушение настоящего закона

  10. Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
  11. Глава VI.Заключительные положения

  12. Полномочия участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть возложены на:
    участковые комиссии по выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с согласия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
    участковые комиссии по выборам Губернатора Чукотского автономного округа и депутатов в Думу Чукотского автономного округа с согласия Избирательной комиссии Чукотского автономного округа;
    участковые комиссии по выборам в органы местного самоуправления с согласия избирательной комиссии муниципального образования.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Губернатор
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    8 июля 1997 года
    N 19-ОЗ