Чукотский автономный округ
Закон от 28 ноября 1997 года № 42-ОЗ

О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Чукотском автономном округе

Принят
Думой Чукотского автономного округа
28 ноября 1997 года
    В редакциях
  • от 04.04.2000 № 22-ОЗ,
  • от 24.05.2002 № 23-ОЗ,
  • от 21.08.2002 № 54-ОЗ.
    Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чукотского автономного округа "О местном самоуправлении в Чукотском автономном округе" устанавливает основные права, обязанности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления, предусматривает основные правовые и социальные гарантии, а также ограничения, связанные с осуществлением им депутатской деятельности.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Депутатом представительного органа местного самоуправления является избранный населением соответствующего муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании представитель муниципального образования, уполномоченный осуществлять представительную власть в выборных органах местного самоуправления, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Чукотского автономного округа.
    В своей деятельности депутат руководствуется интересами населения территории избирательного округа, целями социально- экономического и культурного развития данной территории, своей предвыборной программой и убеждениями, строит свою работу на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов местного самоуправления.
    Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в статье 3 настоящего Закона.
    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
    а) добровольного сложения с себя полномочий депутата;
    б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
    в) исключен.
    г) избрания депутата в представительный орган иного муниципального образования или выборный орган государственной власти;
    д) вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, являющегося депутатом;
    е) вступления в силу решения суда о признании гражданина, являющегося депутатом, недееспособным, умершим, безвестно отсутствующим;
    ж) смерти депутата;
    з) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой в соответствии с федеральными законами или законами Чукотского автономного округа несовместимо с выполнением полномочий депутата представительного органа местного самоуправления;
    и) отзыва депутата;
    к) поступления депутата на государственную или муниципальную службу;
    л) вступления в силу закона Чукотского автономного округа о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления согласно пункту 3 статьи 48 Закона Чукотского автономного округа "О местном самоуправлении в Чукотском автономном округе".
    Решение о прекращении полномочий депутата в случаях, указанных в пунктах "а" - "к" настоящей статьи, принимается на заседании представительного органа местного самоуправления. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого решением представительного органа.
    Полномочия по пункту "л" настоящей статьи прекращаются со дня вступления в силу Закона Чукотского автономного округа о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления.
    Депутат имеет соответствующее удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
    Удостоверение депутата является документом, дающим право в пределах своей компетенции беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать все предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения, расположенные на территории муниципального образования.
    Положение об удостоверении депутата, его образец и описание утверждаются представительным органом местного самоуправления.
    Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности.
    Депутату, работающему на неосвобожденной основе, для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе, может предоставляться до трех дней отпуска в месяц, которые он берет одновременно или по своему усмотрению распределяет эти дни в течение месяца. Работодатель обязан предоставить депутату отпуск для участия в работе представительного органа местного самоуправления на основании письменного вызова, а для работы в избирательном округе - по письменному уведомлению депутата.
    Отпуск депутата для участия в работе представительного органа местного самоуправления, а также для работы в избирательном округе оплачивается из средств местного бюджета в размере среднего заработка, начисляемого в установленном порядке по месту работы, службы депутата, по его письменному заявлению.
    Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
    Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них обращения, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан, изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
    Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
    Депутат в целях обеспечения прав, свобод, законных интересов избирателей взаимодействует с органами и должностными лицами государственной власти, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Думы Чукотского автономного округа, органами и должностными лицами местного самоуправления, депутатами представительных органов местного самоуправления.
    Депутат должен соблюдать нормы депутатской этики, установленные регламентом соответствующего представительного органа местного самоуправления.
    В случаях, если депутат работает на постоянной профессиональной основе в представительном органе местного самоуправления, то он не вправе:
    а) занимать другие оплачиваемые должности в органах государственной власти автономного округа, в органах местного самоуправления в автономном округе, на предприятиях, в учреждениях, организациях, в общественных объединениях, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
    б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через третьих лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, финансово-кредитными и иными учреждениями независимо от их организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении ими входит в его должностные обязанности в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти автономного округа и правовыми актами органов местного самоуправления;
    в) быть поверенным или представителем третьих лиц в органах местного самоуправления муниципального образования, в котором он избран;
    г) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
    д) получать в связи с исполнением своих полномочий денежное вознаграждение, ценные бумаги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные незаконные вознаграждения от юридических лиц и граждан, в том числе иностранных;
    е) выезжать в командировки за счет юридических лиц и граждан, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления, где избран данный депутат представительного органа местного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    ж) использовать после прекращения полномочий информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и составляет государственную, служебную или иную, охраняемую федеральными законами тайну, сведения о частной жизни граждан;
    з) получать гонорары за публикации и выступления в качестве депутата представительного органа местного самоуправления, участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг предприятий, организаций, распространяемой через средства массовой информации, либо в иной публичной форме.
    Депутат в установленном порядке представляет декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно в налоговые органы по месту жительства и в представительный орган местного самоуправления. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
  3. Глава II.Формы депутатской деятельности

  4. Формами депутатской деятельности являются:
    а) участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) правовых актов представительного органа местного самоуправления по предметам ведения муниципального образования для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;
    б) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;
    в) участие в работе соответствующих комитетов (комиссий), членом которых депутат является, согласительных комиссий представительного органа местного самоуправления;
    г) участие в депутатских слушаниях;
    д) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления;
    е) участие в осуществлении контроля за выполнением правовых актов представительного органа местного самоуправления;
    ж) обращение с депутатским запросом;
    з) работа с избирателями;
    Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.
    Депутат обязан участвовать в заседаниях представительного органа местного самоуправления и в работе его комитетов (комиссий).
    При невозможности присутствовать на заседании представительного органа местного самоуправления или его комитета (комиссии) по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом руководителя представительного органа местного самоуправления.
    Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседаний представительного органа местного самоуправления и его органов, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает заблаговременно все необходимые материалы по данным вопросам.
    Порядок извещения депутатов о проведении заседаний представительного органа местного самоуправления и его органов определяется регламентом представительного органа местного самоуправления.
    Представительный орган местного самоуправления или его комитет (комиссия) на своем заседании вправе заслушать сообщение депутата о выполнении им поручений представительного органа.
    Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях соответствующего представительного органа местного самоуправления, комитета (комиссии).
    Депутат имеет право:
    предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа местного самоуправления;
    вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
    вносить предложения о заслушивании на заседании отчета или информации должностных лиц, подотчетных представительному органу местного самоуправления;
    вносить предложения о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению представительного органа местного самоуправления;
    вносить предложения о разработке и принятии правовых актов представительного органа местного самоуправления;
    вносить на рассмотрение заседания проекты решений;
    участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку;
    выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
    вносить поправки к проектам решений к правовым актам представительного органа местного самоуправления;
    оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющие общественное значение;
    знакомиться с текстами стенограмм и протоколов заседаний.
    Депутат, не выступивший на заседании в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
    Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления.
    Депутат обязан выполнять поручения представительного органа местного самоуправления, комитета (комиссии), данные ему в пределах их компетенции.
    О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно представительный орган, комитет (комиссию), вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства.
    Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории муниципального образования учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
    Если обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов местного самоуправления, либо затрагивает иные вопросы, имеющие общественное значение, то представительный орган местного самоуправления признает его особой формой обращения - депутатским запросом - и рассматривает на своем заседании.
    Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны представить на него ответ в устной (на заседании представительного органа) или письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.
    (ч. 3 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 21.08.2002 N 54-ОЗ)
    По предложению автора соответствующего запроса лицо, подписавшее ответ, может быть приглашено представительным органом на заседание (либо слушание) для дачи необходимых разъяснений в порядке, установленном регламентом представительного органа.
    Обращение депутата (группы депутатов), не признанное депутатским запросом, рассматривается в порядке, установленном статьей 21 настоящего Закона.
    Депутат вправе участвовать в работе других органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие решений, затрагивающих интересы населения, проживающего на территории соответствующего избирательного округа муниципального образования с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по обсуждаемым вопросам.
    Депутат вправе вносить в органы местного самоуправления подготовленные им предложения, обращения и другие документы.
    Депутаты имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы и иные депутатские объединения.
    Порядок деятельности депутатских групп и их права определяются регламентом, другими правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
    Депутату представительного органа местного самоуправления для осуществления своих полномочий руководителем соответствующего исполнительного органа местного самоуправления регулярно (не реже 1 раза в неделю) предоставляется помещение, оборудованное мебелью, по возможности, необходимой оргтехникой и средствами связи.
    Депутат обязан не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы.
    Руководитель соответствующего исполнительного органа местного самоуправления выделяет помещение, извещает граждан о времени и месте проведения отчета, направляет по приглашению депутата своих представителей, оказывает иную помощь.
    Допускается совмещение проведения отчета депутатов разного уровня по их договоренности.
    (ст. 17 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 04.04.2000 N 22-ОЗ)
  5. Глава III.Основные права депутата представительного органа местного самоуправления и гарантии его депутатской деятельности

  6. Депутат имеет право на правотворческую инициативу, которое осуществляется в форме внесения в представительный орган местного самоуправления:
    проектов нормативных правовых актов и поправок к ним;
    предложений о разработке и принятии нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
    проектов о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления, либо о признании этих актов утратившими силу.
    Порядок осуществления права правотворческой инициативы определяется регламентом представительного органа местного самоуправления.
    По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями и должностными лицами структурных подразделений органа местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и воинских частей, расположенных на территории муниципального образования.
    Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми органами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти и общественными объединениями.
    Депутат имеет право обращаться в учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности за информацией по вопросам осуществления своих полномочий, соответствующие документы или сведения подлежат предоставлению безотлагательно.
    Информация, в отношении которой действующим законодательством установлены ограничения на ее распространение, подлежит представлению по письменному запросу депутата представительного органа местного самоуправления. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения депутата представительного органа местного самоуправления порядок использования соответствующих документов и сведений.
    Информация, отнесенная в соответствии с действующим законодательством к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата представительного органа местного самоуправления соответствующего допуска.
    Информация, являющаяся товаром, предоставляется депутату представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
    Отказ в предоставлении информации депутату представительного органа местного самоуправления подлежит оформлению в письменном виде.
    Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в муниципальных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые депутатом по поручению представительного органа местного самоуправления, комитета (комиссии), подлежат обязательному опубликованию в срок, согласованный с депутатом, но не позднее десяти дней после представления материалов.
    Органы местного самоуправления предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, выборные и иные должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или представить запрашиваемые им документы и сведения по вопросам, не требующим дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней.
    (ч. 1 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 21.08.2002 N 54-ОЗ)
    В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительного изучения и проверки каких - либо вопросов руководители органов или должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны представить депутату ответ не позднее тридцати дней со дня получения обращения депутата.
    (ч. 2 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 21.08.2002 N 54-ОЗ)
    Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
    Вмешательство депутата в деятельность органов дознания, следствия, судов не допускается.
    Часть 1 исключена.
    Депутат на территории соответствующего муниципального образования не может быть задержан (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Чукотского автономного округа.
    (ч. 2 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 24.05.2002 N 23-ОЗ)
    Депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата представительного органа местного самоуправления, в том числе и по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата представительного органа местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством.
    1.Жизнь и здоровье депутата представительного органа местного самоуправления подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств местного бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата представительного органа местного самоуправления.
    2.Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
    а) гибели (смерти) депутата представительного органа местного самоуправления, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им полномочий депутата представительного органа местного самоуправления;
    б) причинения депутату представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
    В соответствии с федеральным законом депутат представительного органа местного самоуправления, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, на срок его полномочий освобождается от военных сборов.
    (ст. 24 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 24.05.2002 N 23-ОЗ)
    На основании постановления (решения) представительного органа местного самоуправления при наличии личного заявления депутат принимается на работу в представительный орган на постоянной основе.
    Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Кроме того, ему выплачивается пособие в размере его средней заработной платы в случае истечения срока депутатских полномочий до устройства на новое место работы в течение одного календарного года. Если на новом месте работы размер его заработной платы ниже прежнего, то производится доплата до уровня его прежней зарплаты, но не более одного календарного года со дня утраты депутатских полномочий. Оплата производится из средств бюджета соответствующего муниципального образования. При этом сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности депутата, работающего на постоянной основе, и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.
    Часть 3 исключена.
    За депутатом из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к представительному органу для осуществления депутатской деятельности в представительном органе на постоянной основе, и его семьей, сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, а также их семей.
    Депутату представительного органа местного самоуправления, работавшему на постоянной профессиональной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность) по предыдущему месту работы, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.
    Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью, установленной для муниципальных служащих.
    (ч. 2 в ред. Закона Чукотского автономного округа от 21.08.2002 N 54-ОЗ)
    Депутату представительного органа местного самоуправления ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
    При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, не облагаются подоходным налогом.
    Депутату, перешедшему на работу в представительный орган местного самоуправления на постоянной основе, за время работы выплачивается из средств местного бюджета заработная плата в размере, установленном представительным органом местного самоуправления.
    При поездках на территории соответствующего муниципального образования и за его пределы депутат пользуется правом внеочередного приобретения проездных документов.
    Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, оплачиваются за счет средств местного бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением через местный финансовый орган на смету расходов представительного органа местного самоуправления.
    Для содействия в осуществлении депутатских полномочий депутат вправе иметь помощника (помощников), работающего на нештатной, неоплачиваемой основе.
    Права и обязанности помощника (помощников) депутата, порядок работы и срок его полномочий определяются правовым актом представительного органа местного самоуправления.
  7. Глава IV.Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

  8. Невыполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений законных требований депутата, либо создание препятствий в его работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков представления информации или представление ими заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Публичное оскорбление депутата, а также его личное оскорбление при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата, либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и родственников с целью воспрепятствовать исполнению им своих обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
  9. Глава V.Заключительные положения

  10. Настоящий Закон Чукотского автономного округа вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава Администрации (Губернатор)
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    28 ноября 1997 года
    N 42-ОЗ