Чукотский автономный округ
Закон от 30 июня 1998 года № 33-ОЗ

Об административно-территориальном устройстве Чукотского автономного округа

Принят
Администрацией Чукотского автономного округа
08 июня 1998 года
    В редакциях
  • от 21.02.2001 № 04-ОЗ,
  • от 27.12.2004 № 80-ОЗ,
  • от 15.10.2007 № 96-ОЗ,
  • от 25.10.2007 № 138-ОЗ,
  • от 24.06.2009 № 73-ОЗ,
  • от 26.05.2011 № 44-ОЗ,
  • от 09.06.2012 № 55-ОЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Настоящий Закон в соответствии с Уставом Чукотского автономного округа (далее - автономного округа) устанавливает административно-территориальное устройство автономного округа, определяет порядок преобразования административно-территориального устройства автономного округа.
    Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства автономного округа составляют:
    Устав автономного округа;
    настоящий Закон;
    иные нормативные правовые акты автономного округа по вопросам административно-территориального устройства.
    Административно-территориальное устройство автономного округа - деление автономного округа на части с целью оптимальной организации и функционирования системы исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.
    Административно-территориальное образование - район, город окружного значения, закрытое административно-территориальное образование, в котором функционируют органы исполнительной власти автономного округа, территориальные органы федеральных органов государственной власти или их уполномоченные представители.
    Территориальное образование (населенный пункт) - часть территории административно-территориального образования, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.
    Образование административно-территориального образования - установление Законом автономного округа территорий административно-территориальных образований в автономном округе.
    Преобразование административно-территориального устройства - результат слияния, присоединения, разделения, выделения административно-территориальных образований, территориальных образований.
    Слияние - объединение нескольких административно-территориальных образований, территориальных образований, в результате которого упраздняются объединяющиеся и образуется единое новое административно-территориальное образование, территориальное образование.
    Присоединение - процесс, в котором одно или несколько административно-территориальных образований, территориальных образований присоединяются к другому, в результате чего упраздняются присоединяющиеся административно-территориальные образования, территориальные образования.
    Разделение - создание двух или более новых административно-территориальных образований, территориальных образований за счет разделения одного административно-территориального образования с последующим его упразднением.
    Выделение - создание одного или нескольких новых административно-территориальных образований, территориальных образований за счет отсоединения от уже существующего административно-территориального образования при его сохранении.
    Абзац десятый утратил силу.
    Ликвидация - прекращение деятельности территориальных образований, связанное с переселением жителей и консервацией материальных ресурсов.
    Граница территории административно-территориального образования - внешняя черта земель административно-территориального образования.
    Паспорт административно-территориального образования - документ, содержащий географические, исторические, демографические, социально-экономические и иные сведения о соответствующем административно-территориальном образовании.
    Административно-территориальное устройство автономного округа основывается на следующих принципах:
    соответствия устойчивым тенденциям расселения населения на территории автономного округа;
    обеспечения эффективного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    создания экономических, финансовых и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
    обеспечения общественного порядка и экологической безопасности населения;
    обеспечения рационального недропользования и использования возобновляемых природных ресурсов территории, создания и развития социальной инфраструктуры, системы коммуникаций автономного округа;
    развития и поддержки национальных культур, культурных традиций и традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и иных этнических групп, проживающих на территории автономного округа.
  3. Глава II.Административно-территориальное устройство автономного округа

  4. 1.Территория автономного округа едина и является составной частью территории Российской Федерации. В границы автономного округа включаются территории, входящие в состав автономного округа на момент вступления в силу Устава автономного округа.
    2.Официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, согласованное с Республикой Саха (Якутия), Магаданской областью, Корякским автономным округом и заверенное подписью Губернатора автономного округа.
    3.Административно-территориальное устройство автономного округа отражается в схематической карте (карте - схеме) территории автономного округа.
    4.Изменения в административно-территориальном устройстве автономного округа производятся в соответствии с Уставом автономного округа и настоящим Законом и отражаются схематической карте (карте - схеме) территории автономного округа.
    Изменение границ территории автономного округа не может быть произведено без согласия населения автономного округа, выраженного посредством референдума.
    1.Административным центром автономного округа является город окружного значения Анадырь.
    2.Правовой статус города Анадырь определяется Уставом автономного округа, законами автономного округа и Уставом муниципального образования "городской округ Анадырь".
    3.Исключена.
    1.Исключена.
    2.В состав автономного округа входят административно-территориальные образования:
    районы;
    город окружного значения.
    В состав автономного округа могут входить закрытые административно-территориальные образования.
    Абзац пятый исключен.
    3.В состав административно-территориальных образований входят территориальные образования населенные пункты:
    города;
    поселки городского типа (рабочие поселки);
    поселки сельского типа (села);
    иные населенные пункты.
    1.Район в автономном округе - административно-территориальное образование, на территории которого могут располагаться два и более территориальных образований.
    2.В автономном округе образованы районы:
    Анадырский, Билибинский, Иультинский, Провиденский, Чаунский, Чукотский.
    2(1). В Чукотском автономном округе границы территорий административно-территориальных образований и территорий муниципальных образований муниципальных районов совпадают.
    3.Исполнение отдельных государственных полномочий в районе может быть возложено на органы местного самоуправления муниципальных образований на основе законов автономного округа либо осуществляться уполномоченными представителями исполнительных органов государственной власти автономного округа.
    4.Исключена.
    1.Город окружного значения - административно-территориальное образование, являющееся промышленным и культурным центром в автономном округе, трудоспособное население которого преимущественно занято в промышленности, торговле, науке, управлении, в сфере финансов и других отраслях, характерных для городов, имеющих в основном, застройку городского типа, развитую инфраструктуру.
    Городу окружного значения могут быть подчинены территориальные образования - поселки сельского типа (села).
    2.Исключена.
    2 . В автономном округе образован город окружного значения Анадырь.
    3 . Исключена.
    1.Город - территориальное образование, трудоспособное население которого преимущественно занято в промышленности, торговле, транспорте, строительстве и других отраслях, характерных для городов, отнесенное в установленном законодательством порядке к категории города, имеющее свою территорию, ограниченную городской чертой.
    2.Исключена.
    2 . В автономном округе образованы города Билибино и Певек.
    1.Поселок городского типа (рабочий поселок) - территориальное образование, трудоспособное население которого преимущественно занято на предприятиях промышленности, транспорта, строительства и других отраслях, характерных для городских населенных пунктов.
    2.В автономном округе существуют поселки городского типа (рабочие поселки):
    Беринговский, Мыс Шмидта, Провидения, Угольные Копи, Эгвекинот.
    3.Исключена.
    1.Поселок сельского типа (село) - территориальное образование, население которого преимущественно занято в сельскохозяйственных организациях или в сфере аграрно-промышленного комплекса.
    2.В автономном округе образованы поселки сельского типа (села):
    Айон, Алькатваам, Амгуэма, Анюйск, Апапельгино, Биллингс, Ваеги, Ванкарем, Илирней, Инчоун, Канчалан, Кепервеем, Конергино, Краснено, Лаврентия, Ламутское, Лорино, Марково, Мейныпильгыно, Нешкан, Новое Чаплино, Нунлигран, Нутэпэльмен, Омолон, Островное, Рыркайпий, Рыткучи, Сиреники, Снежное, Тавайваам, Усть-Белая, Ушаковское, Уэлькаль, Уэлен, Хатырка, Чуванское, Энмелен, Энурмино, Янракыннот, Янранай.
    3.Поселок сельского типа (село) Тавайваам подчинен городу окружного значения Анадырь.
    1.Населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства, а также одиночные дома, не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми административно-территориальными образованиями, в границах которых они находятся либо с которыми они связаны в административном отношении.
    2.К иным населенным пунктам относятся также населенные пункты (поселки городского типа), находящиеся в стадии ликвидации: Алискерово, Бараниха, Быстрый, Валькумей, Весенний, Встречный, Дальний, Комсомольский, Красноармейский, Ленинградский, Отрожный, Шахтерский, Южный.
    Закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица, особенности порядка образования и статус которой определяются федеральным законодательством.
    1.Административный центр района - территориальное образование, определенное с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры, в котором могут располагаться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти автономного округа.
    2.В автономном округе образованы административные центры:
    город Анадырь - административный центр Анадырского района;
    абзац третий утратил силу.
    город Билибино - административный центр Билибинского района;
    поселок городского типа Эгвекинот - административный центр Иультинского района;
    поселок городского типа Провидения - административный центр Провиденского района;
    город Певек - административный центр Чаунского района;
    поселок сельского типа Лаврентия - административный центр Чукотского района;
    абзац девятый утратил силу.
  5. Глава III.Порядок решения вопросов

  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
    АВТОНОМНОГО ОКРУГА
    Преобразование административно-территориальных образований, установление и перенесение их административных центров осуществляется законами автономного округа, принимаемыми Думой автономного округа по представлению Правительства автономного округа, органов местного самоуправления в порядке осуществления ими права законодательной инициативы.
    При этом учитывается мнение населения этих административно-территориальных образований, выявляемое путем общественного обсуждения законопроекта.
    Образование, преобразование или ликвидация территориальных образований осуществляется законами автономного округа, принимаемыми Думой автономного округа по представлению Правительства автономного округа, органов местного самоуправления в порядке осуществления ими права законодательной инициативы.
    При этом учитывается мнение населения этих территориальных образований, выявляемое путем общественного обсуждения законопроекта.
    Отнесение населенных пунктов к категориям городских или сельских осуществляется законами автономного округа, принимаемыми Думой автономного округа по представлению Правительства автономного округа, органов местного самоуправления в порядке осуществления ими права законодательной инициативы.
    1.Установление и изменение границ административно-территориальных образований, в том числе при образовании, преобразовании административно-территориальных образований, осуществляется законами автономного округа, принимаемыми Думой автономного округа, с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе органов местного самоуправления либо Правительства автономного округа в порядке осуществления ими права законодательной инициативы, а также по инициативе населения.
    2.Изменение границ административно-территориальных образований производится с учетом мнения населения территориальных образований, которые в результате такого изменения будут входить в состав другого административно-территориального образования, или границы которых при этом также будут изменены. Мнение населения выявляется в результате проведения общественного обсуждения законопроекта.
    1.Установление и изменение границ территориальных образований осуществляется нормативными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий.
    2.Установление границ территориальных образований производится с учетом мнения населения этих территориальных образований, выявляемого путем общественного обсуждения проекта нормативного правового акта.
    3.Изменение границ территориальных образований производится с учетом мнения населения территориальных образований, которые в результате такого изменения будут входить в состав другого территориального образования, или границы которых при этом также будут изменены. Мнение населения выявляется в результате проведения общественного обсуждения проекта нормативного правового акта.
    1.При преобразовании административно-территориальных образований и изменении их границ в Думу автономного округа вносятся:
    проект закона автономного округа;
    результаты общественного обсуждения законопроекта населением каждого территориального образования, входящего в границы вновь образуемого или упраздняемого района, города окружного значения, передаваемой территории;
    муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований, границы которых затрагивает данное преобразование;
    пояснительная записка, содержащая обоснование вносимых предложений и сведения о размере территории административно-территориального образования, количестве городских, сельских населенных пунктов, численности населения, основных промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения, учреждениях образования, здравоохранения, культуры, местных бюджетах;
    проекты паспортов преобразуемых административно-территориальных образований;
    сведения об имеющихся и предусматриваемых структуре и штатах органов местного самоуправления преобразуемых административно-территориальных образований, источниках покрытия расходов на содержание работников этих органов, наличие помещений для них;
    сведения о предстоящих расходах финансовых средств, связанных с перенесением административного центра района (при преобразованиях в районе, связанных с переносом административного центра района);
    характеристика населенного пункта, в котором размещается или будет размещен административный центр района, содержащая сведения о его географическом положении по отношению к территории района, численности населения, промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения (при преобразованиях, связанных с переносом административного центра района);
    характеристика населенного пункта, преобразуемого в город окружного значения, содержащая сведения о его географическом положении по отношению ко всей территории;
    сведения о состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра района, города окружного значения до центров территориальных образований;
    сведения о наименованиях ближайших морских портов, пристаней,
    аэропортов и расстояниях до них;
    схематическая карта с указанием на ней границ района, города окружного значения, а также основных путей сообщения;
    заключение за подписью Губернатора автономного округа или его заместителя, если законопроект вносится не от имени Правительства автономного округа.
    2.При перенесении и установлении административных центров районов в Думу автономного округа вносятся:
    проект закона автономного округа;
    результаты общественного обсуждения законопроекта;
    муниципальный правовой акт органов местного самоуправления;
    пояснительная записка, содержащая обоснование вносимых предложений и сведения о размере территории района, количестве городских, сельских населенных пунктов, численности населения, основных промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения, учреждениях образования, здравоохранения, культуры;
    сведения об имеющихся и предусматриваемых структуре и штатах органов местного самоуправления, источниках покрытия расходов на содержание работников этих органов, наличие помещений для них;
    характеристика населенного пункта, в котором размещается или будет размещен административный центр района, содержащая сведения о его географическом положении по отношению к территории района, численности населения, промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения;
    сведения о расходах финансовых средств, связанных с перенесением районного центра, состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра района до центров населенных пунктов;
    сведения о наименованиях ближайших аэропортов, морских портов, пристаней и расстояниях до них;
    схематическая карта района с указанием на ней границ и административного центра района, территориальных образований, входящих в состав района, а также основных путей сообщения;
    заключение за подписью Губернатора автономного округа или его заместителя, если законопроект вносится не от имени Правительства автономного округа.
    3.При отнесении населенных пунктов к категориям городских или сельских в Думу автономного округа вносятся:
    проект закона автономного округа;
    результаты общественного обсуждения законопроекта населением;
    муниципальный правовой акт органов местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный населенный пункт;
    пояснительная записка, содержащая обоснование вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятиях, предприятиях торгового и бытового обслуживания населения, связи;
    проекты паспортов населенных пунктов;
    сведения об учреждениях образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, размере территории с указанием основных землепользователей;
    сведения о наименовании ближайшего морского порта, аэропорта и расстояниях до них;
    схематический план с указанием границ;
    заключение за подписью Губернатора автономного округа или его заместителя, если законопроект вносится не от имени Правительства автономного округа.
    4.При присоединении или слиянии территориальных образований в Думу автономного округа вносятся:
    проект закона автономного округа;
    результаты общественного обсуждения законопроекта населением соответствующих территориальных образований;
    муниципальный правовой акт органов местного самоуправления муниципального образования;
    пояснительная записка, содержащая обоснование вносимых предложений и сведения о территориях населенных пунктов, численности населения, в том числе о структуре занятости, расстоянии между населенными пунктами;
    проекты паспортов территориальных образований;
    сведения о промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения, учреждениях образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, основных землепользователях;
    сведения о местных бюджетах, об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложением структуре и штатах органов местного самоуправления, изменениях в расходах на содержание административно-управленческого аппарата;
    сведения о возможном изменении генеральных планов развития территориальных образований в связи с присоединением или слиянием;
    схематический план вновь образуемого территориального образования с указанием границ его территории, территорий каждого из объединяющихся территориальных образований и экспликацией их земель;
    заключение за подписью Губернатора автономного округа или его заместителя, если законопроект вносится не от имени Правительства автономного округа.
    5.При ликвидации территориальных образований в Думу автономного округа вносятся:
    проект закона автономного округа;
    муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований;
    пояснительная записка, содержащая обоснование вносимых предложений;
    сведения о численности, национальном и социальном составе населения, проживающего в ликвидируемом территориальном образовании;
    сведения о местном бюджете, источниках покрытия дополнительных расходов, связанных с реализацией предложения;
    схематический план территориального образования с указанием его границ, сведения о землепользователях, экспликация земель;
    календарный план закрытия территориального образования;
    сведения о мероприятиях по социальной защите населения ликвидируемого территориального образования, источниках покрытия расходов, связанных с реализацией предложения;
    сведения о мероприятиях по демонтажу оборудования предприятий и организаций, утилизации остатков сырья, материалов, вывозу материальных ценностей, а также смета расходов и сведения об источниках покрытия расходов, связанных с реализацией этих мероприятий;
    сведения о природоохранных мероприятиях, а также смета расходов и сведения об источниках покрытия расходов, связанных с реализацией этих мероприятий;
    заключение за подписью Губернатора автономного округа или его заместителя, если законопроект вносится не от имени Правительства автономного округа.
    6.Схематические карты и планы должны иметь масштаб и условные обозначения. Карты и планы заверяются подписями высших должностных лиц и печатями органов, вносящих соответствующие законопроекты.
    1.Учет административно-территориальных и территориальных образований автономного округа ведется в Реестре административно-территориальных и территориальных образований Чукотского автономного округа в порядке, установленном Правительством автономного округа на основании настоящего Закона, законов, иных нормативных правовых актов о решении вопросов административно-территориального устройства автономного округа.
    2.В реестре указывается:
    наименование административно-территориального или территориального образования;
    размер территории с указанием границ;
    численность населения и его состав по преобладающему роду занятий;
    место расположения административного центра административно-территориального образования;
    расстояние до административного центра автономного округа;
    иные учетные данные.
    3.В административно-территориальных образованиях и территориальных образованиях ведутся паспорта административно-территориальных образований, территориальных образований.
    Ведение паспортов осуществляется органом местного самоуправления.
    Ведение паспортов осуществляется в соответствии с положением о паспорте административно-территориального образования и территориального образования, утверждаемым Правительством автономного округа.
    4.Из учета исключаются ликвидированные либо находящиеся в стадии ликвидации территориальные образования, а также территориальные образования, которые вошли в состав или объединились с другими территориальными образованиями.
    1.Закон автономного округа, принятый Думой автономного округа по вопросу административно-территориального устройства с нарушениями требований, предусмотренных настоящим Законом, может быть обжалован в соответствии с федеральным законодательством.
    2.При возникновении спора о предложенном преобразовании административно-территориального устройства Дума автономного округа вправе создать согласительную комиссию с участием представителей заинтересованных сторон. Результаты работы комиссии учитываются Думой автономного округа при рассмотрении внесенного предложения и принятии решения по существу.
  7. Глава IV.Заключительные и переходные положения

  8. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
    1.Органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия органов государственной власти автономного округа, продолжают осуществлять таковые до вступления в силу соответствующего закона автономного округа.
    2.Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по вопросам изменения административно-территориального устройства до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
    Губернатор
    Чукотского автономного округа
    А.НАЗАРОВ
    Анадырь
    30 июня 1998 года
    N 33-ОЗ