Об обращении по вопросу регулирования муниципальной службы в Забайкальском крае
Читинская область
Решение от 22 января 2009 года № 15
Об обращении по вопросу регулирования муниципальной службы в Забайкальском крае
Принято
Думой городского округа г. Чита (Читинская обл.)
22 января 2009 года
Поводом для данного депутатского обращения явилось принятие Законодательным Собранием Забайкальского края Закона Забайкальского края "О муниципальной службе в Забайкальском крае" от 24.12.2008 N 108-ЗЗК.
Следует отметить, что разработка данного правового акта, затрагивающего права, обязанности и интересы всех муниципальных служащих края, осуществлялась органами государственной власти Забайкальского края без участия представителей органов местного самоуправления, в частности, городского округа "Город Чита" - самого крупного муниципального образования края, являющегося его административным центром. Это исключило возможность органов местного самоуправления уже на этапе подготовки проекта закона внести конструктивные предложения по концепции и структуре этого документа. Не было учтено мнение тех специалистов, которые непосредственно заняты решением вопросов местного значения, - муниципальных служащих.
Данный правовой акт муниципальные образования смогли получить и оценить его содержание только после принятия в первом чтении, когда утверждена концепция, основная структура, сама суть документа, и внести сколько-нибудь существенные коррективы уже нельзя.
Думой городского округа "Город Чита" к проекту закона, принятому в первом чтении, были направлены свои предложения и поправки, которые в своем подавляющем большинстве не были учтены при рассмотрении и принятии проекта во втором чтении. В результате принятый Закон Забайкальского края "О муниципальной службе в Забайкальском крае" (далее - Закон) не отвечает принципам взаимосвязи муниципальной службы и государственной службы, в том числе по вопросам соотношения должностей, условий оплаты труди и социальных гарантий муниципальных служащих, а также сложившимся традициям регулирования муниципальной службы.
Так, из смысла норм Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ должности муниципальной службы подразделяются по группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Традиционно, начиная с 1996 года, на территории нашего региона подразделение должностей муниципальной службы осуществлялось только по группам. И эта практика показала свою жизнеспособность в течение 12 лет. В рассматриваемом Законе должности муниципальной службы разделены не только на группы, но и категории. В связи с этим реализация данных норм Закона может быть существенно затруднена на территории муниципальных образований Забайкальского края в условиях дефицита в муниципальных районах и поселениях квалифицированных кадров.
Законом установлено соотношение групп должностей муниципальной службы к должностям государственной службы, в котором высшие должности муниципальной службы соотнесены с главными должностями государственной гражданской службы. Так, высшая должность муниципальной службы - заместитель Мэра города Читы должна соответствовать главной должности государственной гражданской службы - начальник управления в составе министерства или департамента края. Депутаты Думы городского округа "Город Чита" в своих поправках к проекту закона предлагали в целях определения достаточного уровня соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы установить соотношение высших должностей муниципальной службы с высшими должностями государственной гражданской службы.
Практика установления подобного соотношения в регионах нашей страны показывает, что такое соотношение является оптимальным. Подобные нормы уже введены в ряде регионов страны, например, Законом Тульской области "О соотношении должностей муниципальной службы в Тульской области и должностей государственной гражданской службы Тульской области" от 07.07.2008 N 48-ЗТО; Законом Республики Бурятия "О соотношении муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия и государственных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия" от 14.11.2008 N 612-IV; Законом Костромской области "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Костромской области" от 24.04.2008 N 305-4-ЗКО; Законом Владимирской области "О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Владимирской области, а также установлении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы во Владимирской области" от 04.07.2007 N 78-ОЗ и других. Поскольку по сложности решаемых задач, объему полномочий, уровню ответственности и напряженности труда эти должности между собой фактически равнозначны.
Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрена возможность законом субъекта Российской Федерации установить для муниципальных служащих классные чины. В ранее действовавшем законодательстве аналогом классного чина были квалификационные разряды муниципальных служащих. Однако в рассматриваемом Законе законодатели не сочли возможным реализовать право субъекта Российской Федерации на установление классных чинов муниципальным служащим и не предусмотрели в нем соответствующих норм. Считаем, что подобная практика нарушает принцип соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Для реализации этого принципа нормы о классных чинах не только должны быть внесены в Закон, но и должны быть изложены в соответствии с нормами о классных чинах, закрепленными для государственных гражданских служащих ст. 11 и ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
На основании вышеизложенного и в соответствии с Уставом муниципального образования городской округ "Город Чита" Дума городского округа "Город Чита" решила:
Обратиться к Губернатору Забайкальского края Р.Ф. Гениатулину, Председателю Законодательного собрания Забайкальского края А.П. Романову с просьбой о принятии на уровне субъекта Российской Федерации кардинальных и решительных мер по устранению нарушения принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, сложившихся традиций в регулировании вопросов муниципальной службы в Забайкальском крае и в кратчайшие сроки принять соответствующие правовые акты.
Председатель Думы
городского округа
"Город Чита"
А.П.ЗЕНКОВ