Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской обл.
20 сентября 2012 года
С сентября 2006 года действует Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации, которой было предусмотрено создание в налоговых инспекциях должностей государственной гражданской службы, непосредственно связанных с досудебным урегулированием налоговых споров. Эти функции выполняются отделом досудебного аудита. В функционале подразделения - оценка обоснованности жалоб налогоплательщиков на ненормативные правовые акты инспекции, действия и бездействие ее должностных лиц.
Только с начала текущего года Межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам рассмотрены возражения по актам налогового контроля 22 крупнейших налогоплательщиков Челябинской области.
В ходе досудебного урегулирования налоговых споров возражения налогоплательщиков удовлетворены в отношении 7 процентов сумм, с доначислением которых не согласились налогоплательщики. В абсолютном выражении размер удовлетворенных возражений налогоплательщиков составил 83 миллиона рублей.
Сумма весьма значительна и показывает, что еще на стадии принятия решения по материалам проверки налогоплательщик имеет реальную возможность защитить свои права и принять участие в рассмотрении материалов налогового контроля непосредственно в инспекции. При этом удовлетворение обоснованных возражений налогоплательщиков на акты налогового контроля прекращает налоговый спор и восстанавливает права граждан и организаций уже на стадии принятия инспекцией решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
К примеру, за предыдущий год обоснованные возражения налогоплательщиков были удовлетворены инспекцией на сумму 194 миллиона рублей.
Сам процесс досудебного урегулирования существенно сокращает количество споров с участием инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Кроме того, урегулирование спорных ситуаций непосредственно в инспекциях удобнее и для самих налогоплательщиков, поскольку возникшие вопросы разрешаются оперативно на местах. Это экономит время, почтовые, транспортные и иные расходы налогоплательщиков, в том числе расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд.
Отмечу, что с 1 января 2007 года Налоговый кодекс РФ дополнен рядом положений, в соответствии с которыми апелляционный порядок установлен для обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных либо выездных налоговых проверок.
По существу он предусматривает отсрочку вступления в законную силу решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговых проверок, и предоставляет налогоплательщику возможность в течение 10 рабочих дней со дня вручения такого решения подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, не подвергая себя риску принудительного взыскания дополнительно начисленных сумм. Ведь в случае подачи апелляционной жалобы оно вступит в законную силу только после вынесения вышестоящим налоговым органом решения об утверждении решения инспекции по результатам рассмотрения поданной апелляционной жалобы. Что касается решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, то для подачи апелляционной жалобы и вступления решения в законную силу законодательством установлен еще более значительный срок - 20 рабочих дней со дня вручения решения ответственному участнику этой группы.
Следует иметь в виду, что апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган путем ее направления в инспекцию, вынесшую оспариваемое решение, которая обязана в течение трех рабочих дней со дня поступления апелляционной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Если по каким-либо причинам налогоплательщик не подаст апелляционную жалобу на решение инспекции, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, в установленный срок, то он имеет возможность подать жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в течение одного года с момента вынесения такого решения. Это право закреплено в пункте 3 статьи 101.2 и в пункте 2 статьи 139 Налогового кодекса.
Порядок же обжалования решений, вынесенных по результатам рассмотрения актов о фактах нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных не в ходе налоговых проверок, а в ходе иных мероприятий налогового контроля, остался прежним. Это связано с тем, что законодателем не предусмотрена отсрочка вступления таких решений в законную силу. Они становятся обязательными для исполнения в момент их вынесения. Порядок вынесения таких решений специально предусмотрен статьей 101.4 Налогового кодекса.
Не изменился и порядок обжалования действий и бездействия должностных лиц инспекции, нарушающих законные права граждан и организаций.
Жалоба на решение инспекции, вынесенное в порядке статьи 101.4 НК РФ, либо на действия или бездействие ее должностных лиц подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда гражданин или организация узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Напомню читателям, что на официальном интернет-сайте УФНС по Челябинской области www.r74.nalog.ru создана и ведется рубрика "Досудебное урегулирование налоговых споров", где размещена информация о нормативной базе по досудебному урегулированию налоговых споров, а также ответы на часто задаваемые налогоплательщиками вопросы.
Сотрудники инспекции открыты для общения и нацелены на мирное решение возникающих вопросов.
Начальник
Межрайонной ИФНС России
по крупнейшим
налогоплательщикам
Е.А.ГОРЕНБУРГ