-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Челябинская область
Доклад от 10 октября 1997 года

Социально-экономическое положение Челябинской области в январе - сентябре 1997 года

Принят
Комитетом по экономике администрации Челябинской обл.
10 октября 1997 года
    Валовый региональный продукт
    Объем ВРП за январь - сентябрь 1997 года (по оперативным данным) составил 31,7 трлн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года размер ВРП, рассчитанный в сопоставимых ценах, уменьшился на 0,2 проц. (за 1 квартал 1997 - на 3,6 проц.).
    Структура ВРП: промышленность 30,8 проц., строительство 5,8 проц., сельское хозяйство 8,8 проц., услуги 46,7 проц., чистые налоги на продукты и импорт 5,5 процента.
    Промышленность
    В январе - сентябре 1997 года промышленными предприятиями и производствами при непромышленных организациях, малыми и совместными предприятиями области произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 38036,5 млрд. рублей, что составило 99,0 процента к соответствующему периоду 1996 года.
    Улучшение показателей по итогам девяти месяцев по сравнению с достигнутыми за 8 месяцев связано с тем, что из одиннадцати отраслей промышленности в шести из них в сентябре получен прирост объемов производства, в том числе в ведущих отраслях - металлургии и электроэнергетике - от 112,2 до 116,7 процента.
    Энергетики области произвели с начала года более 16 млрд. квт. час. электроэнергии или 127,2 процента к аналогичному периоду истекшего года. В целом по отрасли выпуск продукции увеличился на 10,3 процента.
    В черной металлургии индекс физического объема производства составил 109 процентов, в цветной - 97,3 процента. С начала года выпущено 7,07 млн. т. (118 %) чугуна, 8,74 млн. т. (110,3 %) стали, 7,17 млн. т. (109,8 %) проката готового, 505 тыс. т. (101,0 %) труб стальных. Трудности изготовления цветных металлов связаны с нехваткой сырья, большая часть которого завозится из-за пределов Челябинской области. В то же время следует отметить, что в последние месяцы предприятия цветной металлургии наращивают объемы производства продукции: индекс физического объема выпуска продукции в августе был равен 115,8 %, в сентябре - 112,2 %.
    В машиностроении спад производства продолжается. Индекс его физического объема за январь - сентябрь 1997 г. составил 81,8 процента. Это связано со значительной товарно - денежной несбалансированностью и уменьшением платежеспособного спроса, высокой себестоимостью и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Отрасль перенасыщена предприятиями и организациями оборонной промышленности, удельный вес которой в общем объеме выпускаемой продукции машиностроительного комплекса составляет 44 процента. Недостаток средств на конверсию и модернизацию производства тормозит создание современной и высококачественной продукции, способной вывести отрасль из кризиса.
    С начала текущего года выпуск основных видов машиностроительной продукции составил:
  1.     автомобили грузовые, шт.               3668  (68,1 %)
        бульдозеры, шт.                        1649  (93,1 %)
        тракторы, шт.                          1985  (89,2 %)
        автогрейдеры, шт.                       281 (102,2 %)
        экскаваторы, шт.                        341 (270,6 %)
        прицепы и полуприцепы
        к грузовым автомашинам, шт.            1293 (128,7 %)
        потребительские товары:
        радиоприемные устройства, шт.           859   (5,6 %)
        часы бытовые, тыс. шт.                  179 (111,2 %)
        холодильники и морозильники, шт.      31119  (82,0 %)
        машины швейные, шт.                    3117 (105,1 %)
  2. Сходные трудности испытывает легкая промышленность области. Индекс ее физического объема промышленного производства за девять месяцев текущего года снизился до 92,5 процента. Отставание в техническом оснащении предприятий, высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции - главные причины сложившегося положения дел в отрасли.
    Для вывода ее из кризиса правительством Челябинской области 26 июня т.г. принята областная целевая программа развития предприятий текстильной и легкой промышленности на 1997 - 1998 года. Документ предусматривает комплекс мер, направленных на решение главных задач: вывод предприятий и отрасли в целом из кризисного состояния, восстановление их платежеспособности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, решение социально - экономических проблем трудовых коллективов.
    В промышленности: химической, лесной, строительных материалов и пищевой индекс физического объема производства составил соответственно 74,6, 87,6, 89,7 и 93,7 процента.
    Сельское хозяйство
    В сложившихся условиях текущего года были приняты экстренные меры по изысканию материально - технических, финансовых и других ресурсов с тем, чтобы создать условия для устойчивого функционирования сельского хозяйства, организованного проведения весенних полевых и уборочных работ.
    К началу уборочных работ готовность кормозаготовительной и уборочной техники превысила уровень 1996 года на 3 - 8 процентов. Сельскохозяйственные товаропроизводители были обеспечены широкой номенклатурой запасных частей и ремонтной продукцией. Освоено производство деталей режущего аппарата кормозаготовительной и уборочной техники, запасных частей к копновозам, стогометателям и другие. Поставлено сельхозпроизводителям запасных частей и техники на 105 млрд. рублей.
    В т.г. обеспечено перевыполнение прогнозируемых объемов производства сельскохозяйственной продукции. По предварительным данным ожидается валовый сбор зерна свыше 2,1 млн. тонн, урожайность зерновых культур 15,6 центнеров с гектара. Сельхозпроизводители полностью обеспечиваются семенами под яровой сев 1998 года и зернофуражом. На 1 условную голову (без свиней и птицы) заготовлено грубых и сочных кормов 22,4 ц кормовых единиц.
    Ожидается валовый сбор картофеля 96 тыс. тонн, урожайность 140 ц/га против 81 ц/га в среднем за 5 лет, валовый сбор овощей 52,6 тыс. тонн, урожайность 150 ц/га, что выше предыдущих лет.
    Потребности населения области в овощах полностью удовлетворяются. Обеспечена в необходимых объемах закладка картофеля, овощей для организаций и учреждений социальной сферы области и спецпотребителей. Изыскивается возможность реализации 8 тыс. тонн столовых корнеплодов и 24 тыс. тонн картофеля за пределы области.
    В животноводстве наметилась стабилизация численности скота во всех категориях хозяйств. На 1 октября т.г. поголовье крупного рогатого скота выросло до уровня прошлого года, свиней больше на 6 проц., овец и коз на 4 процента.
    Выход делового приплода крупного рогатого скота и свиней увеличился на 10 проц, овец в 1,7 раза. Сохранность крупного рогатого скота выше на 3, свиней на 18, овец на 7 процентов к обороту стада (крупный рогатый скот - 98, свиней - 86, овец - 95 процентов).
    В т.г. значительно выше молочная и мясная продуктивность скота. За 9 месяцев на фуражную корову надоено 1660 кг молока - на 376 кг больше, чем в прошлом году. Средний суточный прирост крупного рогатого скота составил 400 г, свиней - 250 г., что в 2 и 3 раза выше, чем в 1996 году. Это позволило во всех категориях хозяйств увеличить производство молока на 8, яиц на 16 проц., выращивание скота и птицы в 1,5 раза.
    Вместе с тем, обстановка в животноводстве остается очень сложной. Механизмы и оборудование ферм не обновляются, в рационах животных отсутствуют минеральные корма, микроэлементы, витаминно - белковые добавки. На большинстве ферм отсутствуют необходимые ветеринарные препараты для лечения скота.
    Особенно тяжелое положение сложилось на крупных животноводческих комплексах и птицефабриках. На комплексах по откорму крупного рогатого скота проектные мощности используются на 20 проц., свинокомплексах на 30 процентов. Отсутствие собственной кормовой базы (земли для производства зерна) привело к снижению поголовья птицы на птицефабриках в 2,4 раза. Крупнейшая птицефабрика "Равис" остановлена.
    В настоящее время животноводы ведут постановку скота на зимне - стойловое содержание. Созданы необходимые условия для проведения зимовки скота. Животноводство общественного сектора и частных подворьев полностью обеспечено зернофуражом, грубыми и сочными кормами.
    Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности продолжают проводить работу по расширению ассортимента, освоению новых видов продукции, улучшению качества выпускаемой продукции. Стабильно работают предприятия кондитерской отрасли, рост производства кондитерских изделий увеличился на 5,7 проц. к уровню прошлого года. Улучшилась работа винкомбината, специалистами разработано более 40 видов винных напитков, рост которых к уровню прошлого года составляет 40 процентов. На ГП "Казак уральский" внедрен в производство новый вид водки "Жемчужина Урала". Производство безалкогольных напитков снизилось на 50 проц., из-за возрастающей конкуренции с продукцией фирмы "Кока-кола".
    Несмотря на увеличение производства молока сельскими товаропроизводителями объем производства молочной продукции перерабатывающих предприятий остался на уровне 1996 года.
    При росте производства сельскохозяйственной продукции в 1997 году, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий остается крайне тяжелым. За первое полугодие 1997 года сельхозпредприятиями получены убытки. Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, низкой покупательской способностью. В текущем году среднерыночные цены на продукцию сельского хозяйства остаются на уровне 1996 года.
    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
    КОМПЛЕКСА
    ЧИСЛЕННОСТЬ СКОТА И ПТИЦЫ В СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЛАСТИ
    (БЕЗ ПОДСОБНЫХ И ПРОЧИХ)
    (тыс. голов)
  3. Показатели
    
    
    на 01.10.96 г.
    
    
    на 01.10.97 г.
    
    
    1997 г. в % к
    1996 г.
    
    Крупный рогатый скот
    в том числе коровы
    Свиньи
    Овцы
    Птица
    
    354,1
    142,6
    101,3
    107,1
    4588,1
    
    352,2
    129,5
    102,4
    78,7
    4262,3
    
    91,8
    90,8
    101,1
    73,5
    92,9
    
  4. ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА,
    ПРОДУКТИВНОСТЬ СКОТА И ПТИЦЫ В СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯХ
    ОБЛАСТИ (БЕЗ ПОДСОБНЫХ И ПРОЧИХ)
  5. Показатели
    
    
    
    Единица
    измерения
    
    
    Январь -
    сентябрь
    1996 г.
    
    Январь -
    сентябрь
    1997 г.
    
    1997 г. в
    % к 1996 г.
    
    
    Реализация скота и птицы
    (в живом весе)
    Молоко
    Средний удой от 1 коровы
    Производство куриных яиц
    Средняя яйценоскость
    1 курицы - несушки
    
    тыс. тонн
    тыс. тонн
    кг
    млн. штук
    
    штук
    
    55,2
    193,4
    1287
    370,6
    
    173
    
    35,9
    210,4
    1663
    428,3
    
    192
    
    65,0
    108,8
    129,2
    115,6
    
    111,0
    
  6. Инвестиционный процесс
    За 9 месяцев т.г. в области пока не удалось приостановить спад инвестиционной активности, вызванный не только отсутствием у предприятий собственных средств на реконструкцию, техперевооружение своих производств, строительство новых объектов, жилищное строительство, но и сокращением бюджетного финансирования (средства федерального бюджета составляют 6,0 % в общем объеме капитальных вложений). Всего за отчетный период было освоено 4769,2 млрд. руб. (87,0 % к соответствующему периоду прошлого года). Но наряду с этим намечаются положительные тенденции к уменьшению глубины этого спада: по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем инвестиций в основной капитал сократился на 9 % (в январе - сентябре 1996 года - на 17 %).
    В результате приватизации в общем объеме капитальных вложений постоянно уменьшается доля государственного сектора (30 % всего объема инвестиций). Доля негосударственного сектора составила 70 %, в том числе частных организаций 15 %. Предприятиями и организациями малого бизнеса, включал совместные предприятия, использовано около 350 млрд. рублей, что составляет примерно 7 % всего объема инвестиций в экономику области.
    Таким образом, кризис в экономике в первую очередь отразился на деятельности строительного комплекса, падение объемов инвестиций привело к сокращению фронта работ для строителей, поставило многие подрядные организации на грань выживания.
    Производственное строительство
    На строительстве объектов производственного назначения за 9 месяцев 1997 года использовано 1596,7 млрд. руб., или 65,7 % всех капитальных вложений (в 1996 году - 57 %). Приостановлено строительство каждого второго производственного объекта, находящегося на начало этого года в незавершенном строительстве. В текущем году намечены к вводу в действие мощности по производству мясных консервов для детского питания, картофелепродуктов, грузовых автомобилей, минитракторов, оборудования для животноводческих ферм, кирпича, строительных конструкций, по добыче никелевой руды, сырого магнезита и медных концентратов, ряд других. Почти все эти объекты планировались вводом еще в 1995 и 1996 годах, но из-за недостатка средств не были введены. Очень низкий уровень использования намеченных на год объемов капитальных вложений на пусковых стройках следующих предприятий: Вишневогорский ГОК, "Уфалейникель" (Серовский рудник), Саткинский комбинат "Магнезит", строящийся завод керамических стеновых материалов в г. Коркино, строящийся завод по производству замороженных картофелепродуктов, "Агромаш" и др.
    Непроизводственное строительство
    В отраслях социальной сферы, доля которой в общем объеме инвестиций составляет 35,4 % (в соответствующем периоде прошлого года - 42 %) выполненный объем капитальных вложений по области составил 1688,0 млрд. руб. (85 % к соответствующему периоду 1996 года).
    Структура в непроизводственном строительстве практически не изменилась: по-прежнему доминирующую роль играет жилищное строительство (55 % от объема инвестиций социальной сферы), но удельный вес его снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,5 %. По отрасли "Жилищное строительство" капитальные вложения освоены на сумму 922,7 млрд. руб. (ниже уровня соответствующего периода предыдущего года на 21 %), введено 286,9 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 15 % ниже уровня 1996 года. В сентябре 1997 года введено 96,6 тыс. кв. м, что на 40 % больше, чем в сентябре прошлого года.
    Большая часть жилья в области строится пока за счет средств предприятий и организаций. За отчетный период доля этого источника финансирования в общем вводе жилья составила 71 %. На средства федерального бюджета построено лишь 1 % введенного жилья, местных бюджетов - 7 % и на средства индивидуальных застройщиков - 21 % (по сравнению с прошлым годом увеличился на 4 %).
    На строительстве школ освоено 71,4 млрд. руб. (на 25 % выше соответствующего периода прошлого года), детских дошкольных учреждений - 10,1 млрд. руб. (в 2 раза больше уровня 1996 года), больниц и поликлиник 72,6 млрд. руб. (95 % к соответствующему периоду прошлого года).
    В коммунальном хозяйстве области введены в действие сети: водопроводные протяженностью 3,2 км (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 43 %), канализационные - 4,5 км (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 39 %), газовые - 93,1 км и тепловые - 18,7 км (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 4,5 раза).
    Источники финансирования
    Анализ инвестиционной деятельности по итогам 9 месяцев 1997 года показал, что основным источником капитальных вложений в экономике области по-прежнему являются собственные средства предприятий и организаций. За отчетный период объем указанных средств составил более 61,5 % от общего объема капитальных вложений. Централизованные источники составили 6,0 % от общего объема капитальных вложений (95 % к соответствующему периоду прошлого года), доля консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций - 28,7 % (96 % к соответствующему периоду прошлого года).
    Как и в предшествующем году, в отчетном периоде малыми объемами характеризуются такие источники финансирования, как заемные, привлеченные и внебюджетные средства (7,9 %). В целом, по структуре капитальных вложений в текущем году существенных изменений не наблюдается.
    Программа строительства администрации области
    На 1997 год по программе капитального строительства по администрации области лимит капитальных вложений утвержден в объеме 1225 млрд. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 800 млрд. руб. (годовая программа капитального строительства), федерального бюджета - 425 млрд. руб. В результате секвестирования лимит капитальных вложений из федерального бюджета должен составить 100,6 млрд. руб.
    За 9 месяцев 1997 года освоено капитальных вложений на 512,9 млрд. руб., или 64 % годовой программы.
    Федеральные целевые программы
    На 1997 год Министерством экономики лимит капитальных вложений на реализацию федеральных программ установлен для администрации области в объеме 100,6 млрд. руб.
    В соответствии с программой "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", на период до 2000 года" области должно было быть выделено в 1997 году 161,8 млрд. руб. капитальных вложений, но из-за чрезвычайно сложного экономического состояния в России на реализацию программы Минэкономики РФ предусмотрено выделить только 64 млрд. руб. (39,5 % утвержденной программы), что в 2,2 раза меньше, чем было использовано в 1996 году, но в результате секвестирования лимит капитальных вложений составил лишь 14,9 млрд. руб. За 9 месяцев 1997 года Минфином РФ фактически выделено 14,821 млрд. руб. Из 145 объектов, включенных в программу капитального строительства, финансируемых из республиканского бюджета, строительно - монтажные работы велись только на 25 объектах. За год для жителей пострадавших районов планируется ввести жилые дома на 12 тыс. кв. метров, три школы, ряд других объектов соцкультбыта и коммунального хозяйства.
    Длительное отсутствие финансирования объектов из республиканского бюджета привело к оттоку строительных подразделений с объектов Государственной программы, и даже выделение областных средств на эти объекты не может коренным образом изменить ситуацию социально - экономической реабилитации пострадавших территорий в лучшую сторону.
    По федеральной программе "Жилище" уточненный лимит капитальных вложений составил 18,5 млрд. руб., за 9 месяцев т.г. фактически выделено из федерального бюджета 18,781 млрд. руб. К числу наиболее важных непрограммных объектов следует отнести строительство метрополитена; за 9 месяцев текущего года фактически выделено 80,4 млрд. руб. (при секвестированном лимите 66 млрд. руб.).
    Таким образом, программы капитального строительства в области реализуются не в полной мере по следующим причинам: отсутствие финансовых средств, их замена взаимозачетами, крайне малый фактический удельный вес "живых денег", длительная невыплата заработной платы.
    Финансы
    По данным государственного Комитета статистики за январь - август 1997 года предприятиями и организациями Челябинской области получено 2345,2 млрд. рублей прибыли, в том числе в промышленности - 1834,5 млрд. рублей. С учетом полученного убытка показатель балансовой прибыли составил 690,8 млрд. рублей (30,9 % к уровню января - июля 1996 года), в том числе в промышленности 354 млрд. рублей (18,6 % к уровню января - июля прошлого года). Сумма убытка по области составила 1654,4 млрд. рублей, основная сумма убытков получена в промышленности. По данным Государственной налоговой инспекции по Челябинской области поступления по налогу на прибыль в бюджеты всех уровней на 1.09.97 г. составили 1330,0 млрд. рублей.
    Доля балансовой прибыли промышленности в объеме производства по итогам 8 месяцев составила 1,0 процент, а за 7 месяцев 1996 года - 6,3 процента. Снижение уровня рентабельности является следствием роста амортизационных отчислений и невозможности дальнейшего увеличения цен на производимую продукцию, а также увеличения количества убыточных предприятий и суммы полученных убытков.
    Финансовая ситуация в области усложняется в связи с невыполнением платежных обязательств субъектами народного хозяйства.
    Кредиторская задолженность по итогам января - июля 1997 года составила 43,4 трлн. рублей, из нее просроченная - 60,0 процентов.
    Сохраняется высокий уровень и дебиторской задолженности. На 1.08.97 г. ее сумма составила 24,9 трлн. рублей, из нее просроченная - 51,1 процента.
    В результате увеличения дебиторской задолженности продолжается практика проведения расчетов между предприятиями в порядке товарообменных операций и взаиморасчетов без поступления средств на расчетные счета. Применение этой формы взаиморасчетов, создавая налогооблагаемую базу, не дает возможности ни погасить имеющуюся задолженность в бюджет, ни уплатить вновь начисленные налоги.
    Оборот по областным краткосрочным облигациям (ОКО) за январь - сентябрь 1997 г. составил 230,5 млрд. рублей. Проводится планомерное погашение и размещение новых серий областных краткосрочных облигаций (ОКО). Объем ОКО, находящихся в обращении, по номиналу на 1.10.97 г. составил 83 млрд. рублей. Объем размещенных облигаций с начала года нарастающим итогом составил 120 млрд. рублей. По результатам вторичных торгов средневзвешенная стоимость привлеченных заемных средств на конец сентября составила 22 % годовых и снизилась, по сравнению с 1 октября 1996 г., примерно в три раза.
    Индексы цен и тарифов
    Положение на потребительском рынке области можно охарактеризовать как стабильное. Укрепилась тенденция замедления темпа роста потребительских цен, индекс которых на все товары и услуги в сентябре составил 99,7 % к уровню прошлого месяца (в январе - 101,55 %). В августе - сентябре впервые с начала года отмечено абсолютное снижение потребительских цен, что вызвано в первую очередь сезонным фактором. С начала года потребительские цены выросли на 5,46 процента.
  7. в процентах к предыдущему месяцу
     
    Январь
    
    
    Февраль
    
    
    Март
    
    
    Апрель
    
    
    Май
    
    
    Июнь
    
    
    Июль
    
    
    Август
    
    
    Сентябрь
    
    
    Сводный индекс
    потребительских цен
    в том числе:
    на товары
    из них:
    продовольственные
    непродовольственные
    платные услуги
    
    101,41
    
    101,53
    
    102,13
    100,56
    100,87
    
    101,42
    
    101,43
    
    101,75
    100,90
    101,38
    
    100,76
    
    100,70
    
    100,82
    100,50
    101,02
    
    100,71
    
    100,67
    
    100,86
    100,35
    100,89
    
    100,31
    
    100,2
    
    100,09
    100,38
    100,84
    
    100,06
    
    99,93
    
    99,76
    100,22
    100,62
    
    101,18
    
    100,9
    
    101,16
    100,46
    102,42
    
    99,8
    
    99,67
    
    99,21
    100,45
    100,36
    
    99,70
    
    99,49
    
    99,08
    100,17
    100,59
    
  8. Индекс цен на продовольственные товары в сентябре составил 99,08 процента. По большинству продовольственных товаров наблюдалось небольшое снижение цен. Это такие товары, как рыбопродукты (индекс 99,88 %), масло сливочное (индекс 99,29 %), яйца (индекс 91,09 %), сахар (92,41 %), мука (индекс 99,94), плодово - овощная продукция (индекс 92,15 %). По остальным продовольственным товарам цены в сентябре либо не изменились, либо их рост не превышал полутора процентов. Исключение составляют: масло подсолнечное (индекс 105,19 %), маргарин и маргариновая продукция (индекс 103,16).
    Индекс цен на непродовольственные товары в сентябре 1997 года составил 100,17 процента к предыдущему месяцу. По большой группе непродовольственных товаров цены в августе либо не изменились, либо их рост не превышал одного процента. Исключение составляют белье для детей ясельного возраста, цена на которое в сентябре выросла на 1,44 %, печатные издания - на 1,94 %.
    После довольно существенного роста цен в июле на платные услуги, вызванного повышением в 1,3 раза тарифа на электроэнергию для населения, цены на платные услуги населению в сентябре выросли лишь на 0,59 процента. На большинство видов услуг цены в сентябре остались на уровне предыдущего месяца. Лишь по некоторым видам бытовых услуг, таким как: ремонт, пошив одежды и обуви, услуги фотоателье, химическая чистка, услуги прачечных - цены выросли соответственно на 2,54 %, 2,26 % и 0,76 %. В сентябре выросли цены на услуги железнодорожного транспорта на 3,56 %, услуги образования на 3,5 %.
    Розничный товарооборот
    Объем розничного товарооборота за январь - сентябрь 1997 года составил 10248,8 млрд. рублей, или увеличился в фактических ценах на 10,4 % и в сопоставимых ценах на 3,7 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В отличие от прошлого года, в 1997 году начиная с февраля наблюдается положительная динамика объема товарооборота в сопоставимых ценах.
  9.  
    1
    мес.
    
    2
    мес.
    
    3
    мес.
    
    4
    мес.
    
    5
    мес.
    
    6
    мес.
    
    7
    мес.
    
    8
    мес.
    
    9
    мес.
    
    Объем
    розничн.
    товаро-
    оборота
    в сопост.
    ценах в %%
    к соответ.
    периоду
    пред. года
    1996 год
    1997 год
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    85,0
    99,7
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    86,6
    108,1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    82,4
    109,7
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    79,7
    115,4
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    85,3
    108,9
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    86,4
    106,6
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    89,0
    103,2
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    89,4
    103,1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    89,4
    103,7
    
  10. Розничный товарооборот за 9 месяцев 1997 года характеризуется следующими показателями:
  11.  
    Январь -
    сентябрь
    млрд.
    руб.
    
    
    
    В % к соотв.
    периоду
    прошлого года
    
    Сен-
    тябрь,
    млрд.
    руб.
    
    
    
    В % к соотв.
    периоду
    прошлого года
    
    в
    действ.
    ценах
    
    в
    сопост.
    ценах
    
    в
    действ.
    ценах
    
    в
    сопос.
    ценах
    
    Общий объем
    розничного
    товарооборота
    в том числе:
    торговых
    предприятий
    из них:
    предприятий
    розничной
    торговли
    общественного
    питания
    вещевых,
    смешанных и
    продовольственных
    рынков
    
    
    10248,8
    
    
    6311,7
    
    
    
    5771,0
    
    540,7
    
    
    
    3937,1
    
    
    110,4
    
    
    102,4
    
    
    
    102,4
    
    102,7
    
    
    
    126,4
    
    
    103,7
    
    
    96,1
    
    
    
    96,1
    
    96,4
    
    
    
    118,7
    
    
    1187,0
    
    
    731,3
    
    
    
    668,1
    
    63,2
    
    
    
    455,7
    
    
    113,2
    
    
    113,9
    
    
    
    114,4
    
    108,5
    
    
    
    112,1
    
    
    106,4
    
    
    107,3
    
    
    
    107,8
    
    102,3
    
    
    
    105,6
    
  12. Рост розничного товарооборота наблюдается на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (118,7 % в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года), в то время как в розничной торговой сети продолжается его снижение (96,1 %). В результате удельный вес товарооборота вещевых и продовольственных рынков в общем объеме розничного товарооборота области увеличился с 32,9 % в 1996 году до 38,4 % в сентябре 1997 года.
    В структуре розничного товарооборота оборот по продаже продовольственных товаров составил 5021,2 млрд. рублей, или 104,5 % к соответствующему периоду прошлого года, оборот по продаже непродовольственных товаров - 5227,6 млрд. рублей или 102,9 %. Удельный вес продовольственных товаров в общем объеме товарооборота составил 49 %.
    В течение всего периода насыщенность торговой сети продуктами питания носила устойчивый характер. Предлагаемый ассортимент товаров достаточно разнообразен. Торговля сахаром повсеместно проходила бесперебойно. Спрос населения на хлебопродукты, крупу и макаронные изделия оставался стабильным, а ресурсы достаточными. В текущем периоде не было резких изменений на потребительском рынке непродовольственных товаров. Спрос основной части населения был ориентирован на бытовые товары массового спроса, а также на продукцию несложного ассортимента, моющие средства, школьно - письменные принадлежности, лакокрасочные материалы, садово - огородный инвентарь. В текущем году отмечается улучшение организации торговли товарами, спрос на которые носит сезонный характер (садово - огородные инвентарь, стройматериалы).
    Особенностью потребительского рынка области является его зависимость от завоза товаров по импорту и из других регионов России. Удельный вес завозимой продукции в общем объеме реализации колеблется от 25 % по макаронным изделиям до 90 % по плодоовощным консервам. Такие товары, как телевизоры, видеомагнитофоны, стиральные и швейные машины, ковры, парфюмерно - косметические товары, синтетические моющие средства, фотоаппараты, ткани, мотоциклы, велосипеды полностью завозятся из-за пределов области. Тенденция расширения ассортимента импортных товаров сохраняется.
    В целях пополнения ресурсов областного потребительского рынка конкурентоспособными товарами организованы выезды представителей области в Нижний Новгород и в Москву на федеральные оптовые ярмарки по закупу непродовольственных товаров на 1998 год.
    В отчетном периоде проведена работа по упорядочению торговли алкогольной продукцией. В этих целях принят областной закон "Об условиях розничной реализации алкогольной продукции", постановления главы администрации области "О мерах по регулированию порядка реализации алкогольной продукции", "О порядке изъятия алкогольной продукции из незаконного оборота", "О порядке реализации алкогольной продукции". Внесены изменения и дополнения в Положение о лицензировании оптового оборота алкогольной продукции, уточнено расположение и пересмотрен режим работы предприятий, осуществляющих розничную торговлю алкогольными напитками. Проведены проверки предприятий, выпускающих винно - водочную продукцию, а также предприятий, осуществляющих оптовую реализацию алкогольных напитков, и другие мероприятия.
    В результате проделанной работы из 120 предприятий, получивших лицензии на право торговли алкогольной продукцией, включены в федеральный реестр только 57. В несколько раз уменьшилось поступление алкогольных напитков в область железнодорожным транспортом, возросли объемы производства ГПК "Казак Уральский".
    В целях наведения порядка в работе мелкорозничной торговой сети в администрации области проведено совещание с приглашением заместителей глав администраций городов и других заинтересованных лиц. Принято постановление главы администрации области от 21.08.97 г. N 621 "О мерах по упорядочению мелкорозничной торговли на территории Челябинской области" и утверждены мероприятия по данному вопросу.
    Дальнейшее развитие потребительского рынка области и формирование конкурентной среды сдерживают проблемы, связанные с ежегодным сокращением производства потребительских товаров для населения в пищевой и легкой промышленности, товаров длительного пользования на оборонных предприятиях области из-за финансовых трудностей и низкой конкурентоспособности производимой продукции.
    Денежные доходы и расходы населения
    Номинальные денежные доходы, полученные населением Челябинской области за январь - сентябрь 1997 года, сложились в сумме 21405 млрд. рублей, или на 16,4 % больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, денежные расходы соответственно 18680 млрд. руб. и на 21,3 % больше. Абсолютное превышение номинальных денежных доходов над расходами составило 2725 млрд. руб. Согласно имеющимся расчетам, реальные доходы увеличились при этом по сравнению с таким же периодом прошлого года на 5,4 %.
    На протяжении первых трех месяцев текущего года сумма полученных населением доходов в реальном выражении была меньше сопоставимого показателя 1996 г. (январь - 99,1 %, февраль - 98 %, март - 95,3 %), с апреля началась тенденция постепенного восстановления покупательной способности граждан (от 108,3 % апреля до 109,2 % сентября). В структуре денежных доходов, по источникам поступления за январь - сентябрь 1997 года, в соответствии с этим же периодом прошлого года, наблюдается увеличение доли оплаты труда с 48,2 % до 48,4 % и социальных выплат с 16,9 % до 22,6 %, в результате, уменьшилась доля прочих доходов с 34,9 % до 29 %.
    Среднемесячный денежный доход в расчете на душу населения равен 646,6 тыс. рублей и обеспечивает лишь 1,89 прожиточных минимума, средняя заработная плата в крупных и средних предприятиях, учреждениях - 2,64 прожиточного минимума, средняя пенсия - 0,98.
    В январе - сентябре 1997 года номинальные располагаемые денежные доходы населения составили 19822 млрд. рублей. По расчетам, эта сумма в реальном выражении с учетом инфляции увеличилась на 4,7 %, по сравнению с этим же периодом прошлого года.
    В январе - августе 1997 года среднемесячная заработная плата, начисленная работникам в крупных и средних предприятиях, учреждениях и в организациях, составила в размере 896,6 тыс. рублей, больше соответствующего периода прошлого года на 16,3 %.
    Структура доходов приведена в таблице:
  13.  
    1997
    год
    1 квар.
    отчет
    
    1997 год
    2 квар.
    
    отчет
    
    1997
    год
    3 квар.
    оценка
    
    1997
    год
    9 мес.
    оценка
    
    1996 год
    9 мес.
    
    факт.
    
    Номинальные доходы -
    всего, млрд. руб.
    В том числе:
    оплата труда
    % к доходам
    социальные трансферты
    % к доходам
    прочие доходы
    % к доходам
    
    6516,30
    
    
    3233,02
    49,6
    1303,83
    20,00
    1979,45
    30,4
    
    7651,8
    
    
    3508,82
    45,9
    1880,72
    24,6
    2262,26
    29,5
    
    7236,9
    
    
    3620,1
    50,0
    1655,45
    22,9
    1961,29
    27,1
    
    21405
    
    
    10362
    48,4
    4840
    22,6
    6203
    29
    
    18390
    
    
    8865,87
    48,2
    3113,1
    16,9
    6411,03
    34,9
    
  14. В сентябре величина среднедушевого прожиточного минимума была равна 319,5 тыс. рублей. По сравнению с августом значение этого показателя уменьшилось на 5,8 % (так как уровень инфляции в сентябре снизился на 0,12 %).
    Среднемесячная величина прожиточного минимума за январь - сентябрь 1997 года была равна 341,3 тыс. рублей. За анализируемый период соотношение денежных доходов и прожиточного минимума превысило соответствующий показатель прошлого года на 16,7 % (189,5 % против 162,4 %).
    Из общего объема денежных доходов в январе - сентябре 1997 года расходы составили 87,3 % или 18680 млрд. рублей. Из них на потребительские расходы было направлено 13742 млрд. рублей, на уплату налогов и взносов - 1583 млрд. рублей, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - 721 млрд. рублей, на покупку валюты - 2634 млрд. рублей.
    По состоянию на 1 октября 1997 года вклады населения в коммерческие банки и отделения Сбербанка России возросли с начала года на 19,7 % и превысили 2,8 трлн. рублей, остаток вкладов на душу населения увеличился с 637,3 тыс. рублей в январе, до 763 тыс. рублей в сентябре, при этом в динамике доли организованных сбережений в расходах прослеживалась тенденция к снижению (с 3,9 % 1996 г. до 3,3 % 1997 г.). Динамика доли расходов на приобретение иностранной валюты, напротив, обнаруживают тенденцию к повышению соответственно (с 8,4 % до 12,4 %).
    Денежная масса увеличилась с начала года в 1,34 раза, при этом наличная денежная масса в обороте - 1,26 раза, опережая индекс инфляции (10,50 %). Удельный вес наличных денег в совокупной денежной массе на 1 сентября 1997 года составляет - 61,69 %. С ростом в обороте наличных денег замедлилась скорость их возврата в кассы банков.
    Структура использования доходов приведена в таблице:
  15.  
    1996 г.
    январь -
    сентябрь
    отчет
    
    
    1997 г.
    январь -
    сентябрь
    оценка
    
    
       
    Денежные доходы
    из них использовано на
    а) покупку товаров и оплату услуг
    б) обязательные платежи и
    добровольные взносы
    в) накопления сбережений во
    вкладах, ценных бумагах и покупки
    валюты
    д) свободный остаток средств
    
    100
    
    64,6
    
    6,8
    
    
    12,3
    16,3
    
    100
    
    64,2
    
    7,4
    
    
    15,7
    12,7
    
  16. Просроченная задолженность по выдаче средств на оплату труда и другие денежные выплаты работникам предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, народного образования, культуры и науки на 1 октября 1997 года составила 1684,2 млрд. рублей (за последние 3 месяца задолженность по заработной плате снизилась на 2,3 %).
    Занятость
    Ситуация с занятостью населения в области формировалась как следствие социально - экономических процессов, сложившейся ситуации в производственной и бюджетной сферах, соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, воздействия ряда объективных и субъективных факторов.
    За 9 месяцев в органы службы занятости обратилось 405,5 тыс. человек, что на 16,8 проц. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Консультационной формой услуг охвачено 314,1 тыс. чел., по вопросам трудоустройства обратилось 91,4 тыс. человек. В службе занятости среди ищущих работу 52,3 проц. составляют женщины, 8,1 проц. - выпускники учебных заведений, 13,4 проц. - высвобожденные работники. Граждане, не занятые трудовой деятельностью, составляют 74,7 процента от численности обратившихся в поисках работы.
    Статус безработного присвоен 44,3 тыс. человек, что на 15,3 проц. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 октября составила 33,0 тыс. человек, что на 16 проц. меньше, чем на начало года. Сокращение численности данной категории лиц связано в основном с финансовыми трудностями. По состоянию на 1 сентября общая сумма задолженности выплаты пособий по безработице составила 29,9 млрд. руб. и просматривается тенденция к некоторому снижению задолженности по выплатам, задержка по срокам выплаты составляет 5 - 6 месяцев.
    По профессионально - квалификационной структуре среди безработных доминируют представители рабочих профессий, наметилась тенденция роста безработных из числа инженерно - технических работников.
    Уровень регистрируемой безработицы (отношение зарегистрированных безработных к экономически активному населению) с начала года снизился с 2,6 проц. до 2,2 процента.
    Из числа обратившихся по вопросам трудоустройства по всем направлениям трудоустроено 71,8 тыс. человек (за 9 месяцев прошлого года - 64,6 тыс. чел.), в том числе безработных 32,1 тыс. человек.
    Доля трудоустроенных на квотированные рабочие места осталась на уровне прошлого года (2,5 тыс. человек).
    Профессиональным обучением по направлению органов службы занятости было охвачено 4,5 тыс. человек, из них 3,8 тыс. человек приступили к учебе в текущем году (сокращение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 30 проц.).
    Закончило профобучение 2,9 тыс. человек, из них трудоустроено 2,7 тыс. человек. Уровень трудоустройства прошедших обучение повысился на 8,9 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    За истекший период в общественных работах приняло участие 6,9 тыс. человек, в том числе 4,1 тыс. безработных, уменьшение относительных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составило 31 и 43,8 процента.
    Отмечается тенденция некоторого роста вакансий: на конец сентября потребность в работниках, заявленная предприятиями в органы службы занятости, составила 5,4 тысячи человек, что на 15,2 проц. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В связи с этим коэффициент напряженности (численность незанятых, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) снизился и составил на 1 октября в среднем по области 7,2 человека на вакансию.
    К числу депрессивных территорий по уровню регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда относятся Нязепетровский и Кусинский районы, г.г. Карабаш, Катав-Ивановск.
    Экология
    Экологическая обстановка в области продолжает оставаться сложной. Основным фактором является высокая концентрация природозагрязняющих производств, преобладание таких экологически опасных отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, энергетическая, горнодобывающая и машиностроение.
    Область занимает третье место по объемам выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу (6,5 проц. от общероссийского уровня). По объему образующихся токсичных отходов область занимает первое место. По объемам сброса загрязненных сточных вод в водные объекты область занимает восьмое место (3 проц. от общероссийского уровня). По гидрохимическому состоянию поверхностных вод территория области относится к наиболее напряженной группе территорий Российской Федерации.
    В целях обеспечения экологической безопасности, вывода области из экологического кризиса, перехода к научно - обоснованному сочетанию экологических и экономических интересов общества 20 марта 1997 года областным Законодательным собранием утверждена "Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки области на 1997 - 2000 годы". На реализацию Программы в 1997 году по уточненному плану предусматривается 658 млрд. рублей. Освоение средств в 1 полугодии на строительстве природоохранных объектов составило 131,8 млрд. рублей, в том числе по Программе - 39,1 млрд. рублей.
    Несмотря на сложную обстановку в области ряд первоочередных экологических мероприятий все же выполнен. В результате проведения на семи предприятиях области мероприятий по охране атмосферного воздуха, ожидаемое сокращение выбросов вредных веществ составит около 734,3 тонн в год.
    По охране водных ресурсов на трех предприятиях области осуществлен ряд мероприятий, позволяющих уменьшить попадание загрязненных сточных вод в реки области.
    По охране недр и земельных ресурсов не улучшилась экологическая обстановка, связанная с хранением, утилизацией химических средств защиты растений (пестицидов) с просроченным сроком хранения или запрещенных к применению. На складах скопилось около 167 тонн запрещенных и пришедших в негодность пестицидов, в основном 1 - 2 класса опасности. Финансирование работ по утилизации пестицидов начнется с 4 квартала 1997 года. За 9 месяцев на территории области ликвидировано 170 несанкционированных свалок на площади более 45 га, вновь выявлено - 18 на площади 3,5 га.
    Проблемы охраны живой природы в связи со сложной социально - экономической обстановкой резко обострились. В результате разгула браконьерства в области уничтожена значительная часть популяции лося. В нелучшем положении находятся и другие виды копытных (косуля, кабан). Сокращается численность популяции серого гуся и других видов водоплавающих птиц. Впервые в сезоне охоты 1997 - 1998 годов постановлением Губернатора области запрещена добыча лося, значительно сокращен лимит на изъятие косули и кабана.
    За отчетный период в области произошло 14 аварийных ситуаций, по всем случаям были приняты меры по оперативной ликвидации.
    Продолжался сбор и анализ информации, поступающей от автоматической системы контроля радиационной обстановки в жилых зонах ряда городов области.
    Инвестиционная деятельность
    Экономика области в третьем квартале продолжает испытывать серьезные затруднения как в промышленном производстве, так и в социально - экономической сфере, что еще больше обостряет кризис бюджетного финансирования.
    Главной целью инвестиционной политики в масштабах области является создание благоприятных экономических и организационных условий для формирования в регионе развитой инфраструктуры, обеспечивающей эффективный рост сферы промышленного производства, производства товаров народного потребления, продуктов питания, медицинской техники и др.
    Для поддержки инвестиционной активности предприятий и организаций областной администрацией через Фонд поддержки важнейших отраслей хозяйства и Фонд поддержки предпринимательства осуществляется финансирование перспективных проектов по приоритетным направлениям развития региона. Из Фонда поддержки важнейших отраслей народного хозяйства с января 1997 года финансируется 4 проекта на сумму 13384 млн. рублей.
    Каждый инвестиционный проект предусматривает график возврата кредита и процентов по нему.
    В настоящее время администрацией области совместно с Правительством Российской Федерации и Академэкоцентром УрО РАН ведется разработка Федеральной целевой программы экономического и социального развития Челябинской области на 1998 - 2005 годы (ФЦП). Комитетом экономики создана база данных инвестиционных проектов для включения в ФЦП. В настоящее время в Совет по размещению производительных сил и экономического сотрудничества (СОПС и ЭС) направлено 162 инвестиционных проекта, или пояснительных записок к ним с общим объемом финансирования 30,4 трл. рублей, в том числе по федеральному бюджету 16,3 трл. рублей. Предварительный отбор проектов для включения в программу выявил большую заинтересованность предприятий и организаций области в участии разрабатываемой программы. Наибольшее количество проектов представлено по отраслям экологическое оздоровление (50) и конверсия предприятий оборонного комплекса (30). Отсутствуют проекты, прямо связанные с созданием новых, рабочих мест и с решением проблем антикризисных территорий.
    Внешнеэкономическая деятельность
    Внешнеторговый оборот Челябинской области с января по август 1997 г. составил 1869618,23 тыс. ам. долл. (без включения данных по республике Беларусь). Экспорт всего составил 1411868,6 тыс. ам. долл. Основным видом экспорта являются черные, цветные металлы и продукция машиностроения, из них экспорт по Дальнему зарубежью - 1209077,6 тыс. ам. долл., по Ближнему зарубежью - 202791,19 тыс. ам. долл. Импорт всего - 475749,63 тыс. ам. долл. По Дальнему зарубежью - 127947,73 тыс. ам. долл., по Ближнему зарубежью - 329801,9 тыс. ам. долл. Импорт также носит сырьевое направление (смотреть таблицу основных экспортируемых - импортируемых товаров).
  17. Основные виды экспортируемых
    товаров (в тыс. ам. долл.)
    
    Основные виды импортируемых
    товаров (в тыс. ам. долл.)
    
    1. Черные металлы и
    изделия из них        681817,56
    
    
    1. Черные металлы и
    изделия из них        37235,91
    
    
    2. Цветные металлы
    и изделия из них       91063,16
    
    
    2. Цветные металлы
    и изделия из них       1967,36
    
    
    3. Машиностроение      42072,01
    
    
    3. Машиностроение     48184,23
    
    
    4. Нефтепродукты        1515,12
    
    
    4. Нефтепродукты       1597,62
    
    
    5. Продукция топливно -
    энергетического
    комплекса               5998,07
    
    
    5. Продукция топливно -
    энергетического
    комплекса             51538,86
    
    
    6. Продукция нефте -
    химического
    комплекса              22321,61
    
    
    6. Продукция нефте -
    химического
    комплекса              9309,60
    
    
    7. Продовольствие      15549,61
    
    
    7. Продовольствие     58836,07
    
    
    8. Соль, сера, земли,
    камень, штукатурные
    материалы, цемент      14699,14
    
    
    8. Соль, сера, земли,
    камень, штукатурные
    материалы, цемент      5852,07
    
    
    9. Руды, шлаки, зола     510,53
    
    
    9. Руды, шлаки, зола   88283,8
    
    
    10. Древесина и
    изделия из нее          1955,23
    
    
    10. Древесина и
    изделия из нее         4011,78
    
    
     
    11. ТНП               10904,27
    
  18. ИМПОРТ
    (в тыс. ам. долл.)
  19. Наименование продукции
    
    
    Дальнее
    зарубежье
    
    Ближнее
    зарубежье
    
    1. Черные металлы и изделия из них
    2. Цветные металлы и изделия из них
    3. Машиностроение
    4. Нефтепродукты
    5. Продукция нефте - химического
    комплекса
    6. Продукция топливно - энергетического
    комплекса
    7. Продукты питания и сырье для их
    изготовления
    8. Руды, шлаки, зола
    9. Соль, сера, камни, земли
    10. Древесина
    
    4105,38
    187,68
    36477,62
    332,22
    
    6744,15
    
    255,3
    
    7318,89
    10778,73
    1136,72
    3940,98
    
    33130,52
    1779,68
    11706,61
    1265,41
    
    2565,46
    
    51283,56
    
    51517,2
    77505,06
    4715,36
    70,79
    
  20. ЭКСПОРТ
    (в тыс. ам. долл.)
  21. Наименование продукции
    
    
    Дальнее
    зарубежье
    
    Ближнее
    зарубежье
    
    1. Черные металлы и изделия из них
    2. Цветные металлы и изделия из них
    3. Машиностроение
    4. Нефтепродукты
    5. Продукция топливно - энергетического
    комплекса
    6. Продукция нефте - химического
    комплекса
    7. Продовольствие
    8. Руды, шлаки, зола
    9. Соль, сера, камни, земли
    10. Древесина
    
    633782,42
    90121,61
    10778,87
    -
    
    4392,89
    
    12376,54
    4044,13
    -
    624,99
    153,02
    
    48034,04
    941,56
    31293,14
    1519,12
    
    1605,19
    
    9945,07
    11528,19
    516,23
    14074,16
    1802,1
    
  22. Малое предпринимательство
    По данным Областного комитета государственной статистики на 1 июля 1997 года в Челябинской области учтено 13301 малых предприятий. Из них 7 % в промышленности, 6 % в строительстве, 52 % в торговле и общественном питании, около 1 % на транспорте, 3 % в общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка.
    По сравнению с 1996 годом наблюдается уменьшение числа предприятий в промышленности в 1,14 раза, в сельском хозяйстве в 2,6 раза, а также увеличение числа предприятий в торговле и общественном питании в 1,2 раза.
    Численность постоянно работающих на малых предприятиях на 1 июля 1997 года составила 82 тысячи человек или 8 % от общей численности занятых на предприятиях и в организациях области. Характерной чертой малого предпринимательства является активное привлечение работников на условиях совместительства и договоров гражданско - правового характера. На 1 июля 1997 года на условиях вторичной занятости предприятия малого бизнеса использовали труд 17,7 тысяч человек.
    В 1997 году администрация области в рамках подготовленной Областной программы поддержки и развития малого предпринимательства на 1997 - 98 годы продолжает вести работу с субъектами малого предпринимательства по следующим направлениями:
    1.Создание, развитие и поддержка инфраструктуры, ориентированной на малое предпринимательство.
    В течение 1997 года продолжают успешно функционировать шесть Муниципальных Фондов поддержки предпринимательства.
    2.Формирование и дальнейшее совершенствование нормативно - правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства.
    Подготовлен проект Закона Челябинской области "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории Челябинской области".
    3.Создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства и инфраструктуры ее поддержки.
    При Челябинском Областном Агентстве поддержки предпринимательства и привлечения инвестиций создан Центр деловой информации "Мировая паутина".
    Провели работу для участия в конкурсе, организованном Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, по проекту создания "Центров деловой информации".
    4.Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.
    5.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства.
    Ведется работа с предприятиями для участия в конкурсе по проекту Центра поддержки предприятий TACIS "Юридическая поддержка Российским предприятиям".
    Регулирование процессов банкротства
    Территориальным агентством по делам о несостоятельности (банкротстве) на 01.10.97 г. проанализирована работа 351 предприятия - это в основном государственные предприятия (77,5 %) и также акционерные общества с государственной долей в уставном капитале 25,5 % и более, что составляет 22,5 % от общего числа этих предприятий. В числе обследованных предприятий 69 % принадлежит предприятиям с численностью работающих более 1000 чел. Из обследованных предприятий установлено, что 85,4 % предприятий имеют четкие признаки неплатежеспособности, а следовательно имеют реальную угрозу неспособности восстановить свою платежеспособность в течение 6 ближайших месяцев. И как следствие этого 58 предприятий из них актами Федерального управления признаны неплатежеспособными. В отношении их были приняты следующие решения: об обязательной приватизации по 8,6 % предприятий, об инициировании обращения должника в арбитражный суд по 2 % предприятий, об обращении в арбитражный суд с заявлением кредитора по 7 % предприятий, об инициировании процесса добровольной ликвидации по 5,2 %, а также, по продаже предприятий с сохранением юридического лица по 7 % предприятий и по 10,3 % предприятий принято решение о продаже ранее закрепленного пакета акций. Территориальным агентством на основании действия постановления правительства РФ от 25.05.94 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности предприятий" и Указа Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 дополнительно было обследовано более 200 предприятий, где также 90 % предприятий можно отнести к разряду финансово неустойчивых.
    В результате работы территориального агентства с предприятиями, имеющими неудовлетворительную структуру баланса, улучшили свои финансовые показатели 117 предприятий (39 % от общего числа имеющих неудовлетворительную структуру баланса), в том числе 11 предприятий (3,6 %) восстановили свою платежеспособность.
    В соответствии с приказом Госналогслужбы РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ и Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 31 мая 1996 г. N ВА-3-10/42/285/184/35, для обеспечения полного и своевременного поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, на базе территориального агентства по делам о несостоятельности (банкротстве) действует межведомственная балансовая комиссия (МБК). С момента создания комиссии, на заседаниях МБК рассмотрено 64 предприятия, из них материалы по 14 предприятиям переданы в арбитражный суд о признании их несостоятельными (банкротами). Общая сумма недоимки по ним в бюджет и внебюджетные фонды составляет почти 200 млн. руб. В результате определенных действий комиссии в отношении предприятий - должников удалось побудить частично погашать свои долги руководителей 50 из них. Так за период с августа 1996 г. по 1 июня 1997 г. на основании действий комиссии в фискальную систему было перечислено 1500 млрд. руб., в том числе Пенсионному фонду - 200 млрд. руб.
    На основании применения к предприятиям - должникам судебных процедур - арбитражным судом рассмотрены и приняты решения о признании несостоятельными 52 предприятий и организаций области. По предприятиям: ОАО "Булат", ОАО "Кыштымский машзавод", ЗАО "Верхнеуральский пивоваренный завод", ОАО "Юрюзанский механический завод", АО "Южуралтекс", АООТ "Челябинский завод измерительных приборов", АО "Челябинский молкомбинат", АО "Байкальское рудоуправление" и АО "Чебаркульский крановой завод" арбитражным судом принято решение о введении внешнего управления сроком от 12 до 18 месяцев, как реорганизационной процедуры с целью восстановления платежеспособности предприятий - должников и продолжения их деятельности. Предварительный анализ деятельности данных предприятий после введения внешнего управления на них показал, что работа предприятий постепенно стабилизируется: увеличивается объем выпускаемой продукции, увеличивается объем отчислений фискальной системе, ликвидируется задолженность по заработной плате трудящимся предприятий.
    Сегодня, когда применение судебных процедур к предприятиям - должникам является почти единственным средством восстановления фискальных функций предприятий - остро встает вопрос о кандидатурах арбитражных управляющих. Не все из числа прошедших соответствующее обучение и прошедших аттестацию антикризисных специалистов согласны применить свой опыт и знания к предприятиям, имеющим признаки несостоятельности, для восстановления финансовой устойчивости этих предприятий. Одна из причин заключается в следующем: приток реальных инвестиций, который может обеспечить арбитражный управляющий, недостаточен для пополнения оборотных средств и постепенного погашения кредиторской задолженности предприятия. Поэтому необходима помощь со стороны органов местного управления в плане предоставления льготных кредитов. Возможно, что эти кредиты могут выглядеть как налоговые освобождения на период внешнего управления.
    Антимонопольная политика
    За III квартал 1997 года в ЧТУ ГАК РФ поступило 6 заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства. Из них: нарушений ст. 5 п. 1 Закона "О конкуренции..." - 6;
  23.           ст. 14                               - 1;
              ст.  7                               - 1.
        Принято решений о возбуждении дела  - 2,
        Отложены сроки рассмотрения         - 2,
        Запрошена дополнительная информация - 2,
        Прекращено по устранению нарушения  - 2.
  24. Большая часть противоправных действий совершается естественными монополиями, которые продолжают злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Это прежде всего касается ОАО "Челябэнерго", ЮУЖД, МП "ПОВВ" (водоканал), АО "Миассмежрайгаз", ГТС.
    Кроме того, выявлено нарушений ст. 10 Закона "О конкуренции...":
  25.     недобросовестная конкуренция    - 4,
        находится в стадии рассмотрения - 1.
  26. Нарушения допустили ЗАО "Союзтеплострой" и ООО "Метроном", "Корис и К", ЗАО "Челябинский винкомбинат", ООО "Криница".
    В отношении нарушений статей Закона "О защите прав потребителей" принято к рассмотрению 11 заявлений, рассмотрено по собственной инициативе в результате проверок - 9 материалов. Выдано предписаний - 9, устранено в добровольном порядке - 3, по заявлению потребителя - 1, находится в стадии рассмотрения - 4.
    Нарушения допущены: ПЖРЭО Курчатовского р-на, фирмой "Пасифик Рекордс", УТД "Логика", ООО "Форт - электроникс", "Челябтургид", ООО "Стерх", МИП "Вояж", ЗАГС Советского р-на, МП "ЖКХ "Динамо", АО "Найфл", ЗАО "Электронный мир", ТОО "Корас", ЧП Лейкин, ЧП Маркин, ООО "Сатурн-2", ЧП Голованов, ЧП Ушакова, "Связьинформ" - наложен штраф за неисполнение предписания в размере 10 min. Дано заключение в суде - 5.
    Проведено 5 семинаров, дано в СМИ - 30 статей, на радио - 2 интервью. По нарушениям Закона "О рекламе" по собственной инициативе выявлено - 68 нарушений: ст. 25 п. 2 - 20, ст. 5 п. 3 - 40, ст. 6 - 3, ст. 7 п. 14 - 5.
    Суть правонарушений - неуказание срока действия рекламы, неуказание номера лицензии и органа, выдавшего лицензию.
    В части рассмотрения ст. 17, 18 Закона "О конкуренции..." рассмотрено 18 материалов, принято решений - 18.
    Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства позволяет утверждать, что продолжает сохраняться практика противоправных действий, совершаемых естественными монополиями в отношении других хозяйствующих субъектов.
    За последний квартал уменьшилось количество нарушений, допускаемых органами власти и управления, причиной, на наш взгляд, становится более глубокий в правовом отношении подход к формированию пакетов принимаемых документов исполнительной властью всех уровней и органов самоуправления.
    Продолжается количественный рост дел, рассматриваемых в отношении хозяйствующих субъектов, применяющих недопустимые методы и формы конкуренции. Устойчивый рост количества рассматриваемых материалов показывает резкое увеличение числа конкурирующих хозяйствующих субъектов на рынках товаров, следовательно, насыщение ими рынка и возросшей конкуренции.
    Стабильна и сложившаяся ситуация на рынках товаров и услуг, обслуживающих непосредственно население Челябинской области, количество потребителей, обращающихся за помощью в ЧТУ по фактам нарушения Закона "О защите прав потребителей" не уменьшается, а по сравнению с августом 1997 года в % растет. Этот факт связан в большой степени с сезонностью распродажи товаров.
    Приватизация
    По состоянию на 01.10.97 г. в основном приватизированы все крупные промышленные предприятия, транспортные предприятия, предприятия строительного комплекса, расположенные на территории области. Всего в области на 01.10.97 г. приватизировано 4402 объектов. В целом по Челябинской области преобразованы в акционерные общества 454 предприятия, уставный капитал которых составил - 38374,65 млн. рублей. За 9 месяцев 1997 года приватизировано 81 объект. (Приложение 1).
    По состоянию на 01.07.97 г. в Челябинской области практически завершена приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, пищевой и перерабатывающей промышленности, за исключением предприятий потребкооперации и предприятий, находящихся в ведении железной дороги.
    Доходы от приватизации государственной собственности за 1996 г. составили 47240 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет 25210 млн. рублей, областной бюджет 5870 млн. руб. За 9 месяцев текущего года доходы от приватизации составили 25266 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет 6252 млн. руб.
    Значительная часть предприятий, расположенных на территории области, была приватизирована в период с 1992 по 1994 год. Следствием этого является уменьшение объема средств, поступающих от приватизации, в том числе значительное снижение в структуре доходов от приватизации доли поступлений в областной бюджет.
    Определенный потенциал дальнейшей приватизации имеется в оборонной, легкой, пищевой промышленности, в автотранспортном и аптечном хозяйстве, книжной торговле, незавершенном строительстве, а также по объектам недвижимости. В связи с этим, целесообразно предусмотреть переход от методов массовой приватизации к приватизации на основе индивидуальных проектов с учетом экономической и социальной целесообразности, перейти от приватизации целых предприятий к приватизации государственного имущества, которое включает в себя незавершенное строительство, нежилые помещения, участки земли, государственные паи и пакеты акций.
    С завершением массовой приватизации на первый план выдвигается задача организации управления объектами различных форм собственности:
    1.С целью повышения управляемости областным имуществом, перевод федеральной собственности в областную (недвижимое имущество, ценные бумаги, основные фонды и т.п.) в соответствии с действующим законодательством:
    - передача в собственность области пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в счет погашения задолженности Федерации перед областным бюджетом;
    - оформление долгов предприятий различных форм собственности по ссудам, полученных из областного бюджета в имущественные доли, пакеты акций, паи, вклады;
    - реструктуризация задолженности предприятий по обязательным платежам в областной бюджет путем выпуска ими ценных бумаг и передачи их в областную собственность;
    - деприватизация акционерных обществ при выявлении нарушений законодательства о приватизации;
    - передача в собственность области объектов, незаконно включенных в уставный капитал АО.
    2.Более активная работа представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в государственной собственности.
    3.Создание государственных унитарных предприятий с целью повышения роли государства в отдельных отраслях экономики области.
    4.Дальнейшее разграничение прав собственности для тех объектов, по которым вопрос о собственнике не решен.
    5.Формирование нормативной базы государственного управления объектами государственной собственности.
    6.Формирование достоверного и единого реестра объектов различных форм собственности на территории Челябинской области с целью преодоления возможных разночтений по принадлежности объектов собственности.
    В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Главного управления по государственному имуществу должна стать также работа по сдаче в аренду объектов нежилого фонда: зданий, строений, помещений, в том числе встроено - пристроенных нежилых помещений в жилых домах, что в перспективе дало бы значительное увеличение поступлений в областной бюджет.
    Комитетом уже проведена определенная работа по созданию реестра учета арендной платы по г. Челябинску и Челябинской области от сдачи нежилых помещений и основных средств, находящихся в областной и федеральной собственности. Проделанный объем работы в этом направлении явно недостаточен. Перед Главным управлением по государственному имуществу стоит задача по совершенствованию работы в сфере арендных отношений.
    Для решения этой задачи Главному управлению в первую очередь необходимо провести крупномасштабную работу по выявлению арендаторов, уклоняющихся от переоформления договоров аренды государственного имущества с комитетом и приступать к созданию единого реестра или базы данных по недвижимому имуществу, находящемуся на территории области.
    Одно из основных направлений работы комитета в настоящее время является формирование реестров объектов федеральной собственности и собственности Челябинской области. По состоянию на 01.10.97 г. в реестре федеральной собственности находится 976 предприятий, в собственности Челябинской области - 230 предприятий.
    На 01.09.97 г. Комитетом по управлению госимуществом заключено 374 договора на аренду помещений федеральной собственности и 83 договора. По договорам начисленная арендная плата составляет 5,9 млрд. рублей в год.
    В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.93 г. N 8 и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 по состоянию на 01.01.97 года осуществлена передача 11872 объекта социально - культурного и коммунально - бытового назначения. Основную долю объектов предстоит передать в течение 1997 - 1998 годов.
    В связи с тем, что на областном уровне не урегулированы многие вопросы, связанные с порядком управления государственной собственностью на территории области, Комитету по управлению госимуществом в соответствии с планом законодательных инициатив предстоит разработать значительное количество нормативных правовых актов.
    В течение 1998 - 2005 гг. Комитету по управлению госимуществом необходимо разработать и представить на утверждение Правительству области и Законодательного собрания более 30-ти законопроектов, Положений и других нормативных актов, регулирующих сферу деятельности на рынке ценных бумаг, недвижимости, регламентирующих порядок участия государственных органов Челябинской области в органах управления негосударственных предприятий и организаций и других нормативных правовых актов (перечень прилагается).