-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Чеченская Республика
Закон от 20 ноября 2006 года № 37-РЗ
Об отходах производства и потребления в Чеченской Республике
- Принят
- Парламентом Чеченской Республики
05 октября 2006 года
В редакции
-
от 16.02.2010 № 1-РЗ.
Настоящий Закон определяет порядок обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Глава 1.Общие положения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
абзац утратил силу
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;
лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
1.Правовое регулирование в области обращения с отходами в Чеченской Республике осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
2.Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
1.Отходы являются объектами права собственности.
2.Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
3.Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
4.Владельцы, пользователи или собственники земельных участков, на которых размещены отходы, должны принимать своевременные меры по обезвреживанию, переработке и захоронению отходов, а также восстановлению и рекультивации нарушенных земельных участков.
Глава 2.Общие требования к обращению с отходами
1.При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
1) соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики;
2) предусматривать в технико-экономических обоснованиях, проектах строительства, реконструкции предприятий, зданий, сооружений и иных объектов мероприятия по обезвреживанию, переработке, использованию отходов, их безопасному транспортированию и размещению, включая места для сбора бытовых отходов;
3) иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании отходов потребления, образовавшихся после потери произведенной ими продукцией своих потребительских свойств.
2.Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.
3.При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы потребления, необходимо предусматривать места (площадки) для их сбора в соответствии с установленными правилами и требованиями в области обращения с отходами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, Чеченской Республики и иными нормативными правовыми актами;
принимать меры по сокращению образования и накопления отходов производства и потребления, внедрять малоотходные, ресурсо- и энергосберегающие технологии, эффективные методы обезвреживания, использования и переработки образующихся и накопленных отходов;
включать в технологические регламенты и нормативно-техническую документацию процессы образования, сбора, первичной обработки, использования, обезвреживания и размещения отходов;
осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по видам, классам опасности и другим признакам с целью обеспечения их переработки, безопасного размещения и использования в качестве сырья;
устанавливать класс опасности всех образующихся отходов, требовать от организаций-поставщиков паспорт (сертификат) отходов, поступающих на переработку;
вести постоянный учет и инвентаризацию образования, поступления, наличия, обезвреживания, использования и размещения всех отходов собственного производства, а также отходов, поступающих от других организаций;
разрабатывать проекты (производить расчеты) нормативов образования и лимитов размещения отходов;
абзац утратил силу
проводить мониторинг окружающей среды в районе объектов размещения отходов;
своевременно представлять в установленном порядке достоверную информацию о своей деятельности в области обращения с отходами;
осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами;
не допускать эксплуатации производств, не обеспечивающих соблюдения безопасных условий в области обращения с отходами;
принимать меры по предупреждению и ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций в области обращения с отходами.
1.Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2.Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3.Собственники объектов размещения отходов обязаны:
1) проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, на территориях объектов размещения отходов;
2) осуществлять контроль за состоянием объектов размещения отходов и воздействием на окружающую среду после окончания их эксплуатации;
3) проводить работы по восстановлению нарушенных земель.
4.Запрещается размещение отходов в местах, не предназначенных или не оборудованных для этих целей.
5.Запрещается захоронение отходов на территориях городов и других поселений, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, водоохранных зонах и зонах санитарной охраны водозаборов, на особо охраняемых территориях и водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
6.Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случае угрозы безопасности ведения горных работ.
7.Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
1.Территории населенных пунктов подлежат регулярной очистке от бытовых отходов в соответствии с экологическими, санитарными нормами, а также иными требованиями, устанавливаемыми законодательством.
2.Организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством.
3.Порядок сбора бытовых отходов, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местной власти и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
4.Контроль за качеством санитарной очистки населенных пунктов от бытовых отходов осуществляют республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции.
1.Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному Правительством Чеченской Республики.
2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
3.Правила обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.Регулирование образования, сбора, возврата отходов, образующихся в результате использования изделий (продукции) или потери их потребительских свойств, осуществляется посредством:
организации приема изделий (продукции) и отходов для последующего использования, переработки и обезвреживания;
выпуска в обращение некоторых видов изделий (продукции) при условии обеспечения их возврата;
ограничения или запрета на поступление в обращение некоторых видов изделий (продукции);
обеспечения выполнения обязательств производителей или организаций, занимающихся реализацией изделий (продукции) по приемке отходов, образующихся в результате использования;
маркировки изделий (продукции), содержащих вредные вещества, для обеспечения безопасной переработки или обезвреживания;
маркировки изделий (продукции) с указанием возможности повторного использования или переработки, возврата изготовителю или организации, занимающейся их реализацией;
маркировки изделий с указанием размеров залоговой стоимости.
2.Меры и порядок регулирования образования, сбора, возврата отходов, образующихся в результате использования продукции или потери ее потребительских свойств, устанавливаются Правительством Чеченской Республики.
Глава 3.Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами
1.Для обеспечения здоровья человека и охраны окружающей среды, уменьшения количества отходов, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2.Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду федеральные органы исполнительной власти или уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции.
3.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты (производить расчеты) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает Правительство Российской Федерации.
4.При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
5.Отходы, являющиеся объектом купли-продажи или экспорта и импорта, должны проходить сертификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны:
вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
представлять в полном объеме отчетность и достоверную информацию;
обеспечить хранение материалов учета в области обращения с отходами.
2.Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
1.Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания.
2.Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется Правительством Чеченской Республики.
Глава 4.Экономическое регулирование в области обращения с отходами
1.Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.Плата за услуги по сбору, переработке и обезвреживанию отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, населения и определяется в зависимости от вида отходов, технических возможностей их сбора, использования и обезвреживания.
2.Порядок расчета и взимания платы за услуги по обращению с отходами устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.
Экономическое стимулирование в области управления отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в форме:
предоставления льгот по налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
субсидирования части расходов по уплате процентов по кредиту, привлекаемому организациями, занятыми заготовкой и переработкой отходов производства и потребления на замену устаревшего и приобретение прогрессивного технологического оборудования, машин и агрегатов по обработке и переработке отходов;
применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;
размещения на конкурсной основе республиканского заказа на использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов производства и потребления;
передачи зданий, сооружений и иных объектов, находящихся в республиканской собственности в безвозмездное пользование или в аренду на льготных условиях организациям, занятым заготовкой и переработкой отходов производства и потребления;
в иных формах, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством.
Глава 5.Контроль за обращением с отходами
1.Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется государственными органами исполнительной власти Чеченской Республики в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
2.Государственный контроль в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законом включает в себя:
контроль за соблюдением порядка и правил обращения с отходами;
контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
контроль за соблюдением требований к перемещению отходов;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности;
контроль за соблюдением условий осуществления деятельности на основании соответствующих лицензий;
контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с отходами;
контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
контроль за достоверностью предоставляемой информации и отчетности в области обращения с отходами;
выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по их устранению;
привлечение в установленном порядке виновных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в области обращения с отходами;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности в области обращения с отходами, несущей потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека.
3.Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2.Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица по согласованию с федеральными органами исполнительной власти или со специально уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти, на которых возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами.
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане и (или) общественные организации (объединения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава 6.Виды ответственности за нарушение в области обращения с отходами
1.Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Чеченской Республики
А.Д.АЛХАНОВ
г. Грозный
20 ноября 2006 года
N 37-РЗ