Парламентом Чеченской Республики
13 ноября 2008 года
В редакции
от 31.12.2010 № 5-РКЗ.
Глава 1.Общие положения
1.Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики. 2.Парламент Чеченской Республики является однопалатным и состоит из 41 депутата, избираемых сроком на 5 лет. 1.Деятельность Парламента Чеченской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Конституции Чеченской Республики, законодательстве Чеченской Республики и настоящем Конституционном законе. 2.Полномочия Парламента Чеченской Республики могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) принятия не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов решения о самороспуске Парламента Чеченской Республики; 2) роспуска Главой Чеченской Республики по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и Конституцией Чеченской Республики; 3) вступления в силу решения Верховного Суда Чеченской Республики о неправомочности данного состава депутатов Парламента Чеченской Республики, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; 4) принятия Президентом Российской Федерации решения о роспуске Парламента Чеченской Республики в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом. 3.В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики в соответствии с федеральным законом, Конституцией Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики" назначаются внеочередные выборы депутатов Парламента Чеченской Республики. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
Парламент Чеченской Республики на основании полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Чеченской Республики, осуществляет: 1) законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики; 2) контрольные функции по предметам ведения Парламента Чеченской Республики; 3) взаимодействие с законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления Чеченской Республики; 4) привлечение населения, общественных объединений к управлению республикой.
Деятельность Парламента Чеченской Республики осуществляется в соответствии с принципами: 1) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; 2) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики; 5) разграничение полномочий по предметам ведения Чеченской Республики между Парламентом и органами исполнительной власти Чеченской Республики; 6) гласность и учет общественного мнения; 7) соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина; 8) подконтрольность избирателям и избирательным объединениям; 9) свобода обсуждения и принятия решений; 10) коллективное решение вопросов; 11) политическое многообразие; 12) сочетание местных, республиканских и федеральных интересов; 13) учет национальных, языковых, религиозных и иных общественно значимых интересов. 1.Парламент Чеченской Республики, осуществляя законодательную власть, действует в пределах своих полномочий самостоятельно, взаимодействуя с исполнительной и судебной ветвями власти, исходя из принципа разделения властей, их равнозначности и в интересах населения республики. 2.Парламент Чеченской Республики в соответствии с Конституцией Чеченской Республики принимает законы о Главе Чеченской Республики, об органах исполнительной власти Чеченской Республики, иных органах государственной власти. 3.Парламент Чеченской Республики вправе обратиться к Главе Чеченской Республики, в Правительство Чеченской Республики с предложением о внесении изменений в нормативные правовые акты Главы Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики или об их отмене. 4.Споры между Парламентом Чеченской Республики с Правительством Чеченской Республики и другими государственными органами по вопросам осуществления их полномочий, принятия нормативных правовых актов и иным вопросам решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. В случае отсутствия согласия рассмотрение спора передается в Конституционный Суд Чеченской Республики. 5.Глава Чеченской Республики назначает своего представителя в Парламенте Чеченской Республики, который представляет Главу Чеченской Республики по вопросам его ведения, участвует в заседаниях (открытых и закрытых) Парламента Чеченской Республики, его комитетов. 6.На заседаниях органов исполнительной власти Чеченской Республики вправе присутствовать депутаты и (или) по поручению Парламента или его Председателя - работники Аппарата Парламента Чеченской Республики. 1.Парламент Чеченской Республики в соответствии с федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законом Чеченской Республики устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Чеченской Республики. 2.Парламент Чеченской Республики обеспечивает гарантии развития и деятельности органов местного самоуправления на территории республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, настоящим Законом. 1.Право законодательной инициативы принадлежит Главе Чеченской Республики, Правительству Чеченской Республики, депутатам Парламента Чеченской Республики, представительным органам местного самоуправления. 2.Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Чеченской Республики, Верховному Суду Чеченской Республики, Арбитражному Суду Чеченской Республики и Избирательной комиссии Чеченской Республики по вопросам их ведения. 3.Законопроекты вносятся в Парламент Чеченской Республики. Законопроекты, внесенные в Парламент Чеченской Республики Главой Чеченской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Чеченской Республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Чеченской Республики, рассматриваются Парламентом Чеченской Республики по представлению Главы Чеченской Республики либо при наличии заключения Главы Чеченской Республики. Данное заключение представляется в Парламент Чеченской Республики в месячный срок со дня внесения законопроекта в Парламент Чеченской Республики. 4.Парламент Чеченской Республики обладает правом законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. 1.Парламент Чеченской Республики обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. 2.Расходы на обеспечение деятельности Парламента Чеченской Республики утверждаются Парламентом Чеченской Республики и предусматриваются отдельной строкой в бюджете Чеченской Республики.
Глава 2.Структура и организационные основы деятельности парламента Чеченской Республики
1.Парламент Чеченской Республики избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Чеченской Республики, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Чеченской Республики. Выборы депутатов Парламента Чеченской Республики проводятся в порядке, установленном федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и Законом Чеченской Республики от 5 июня 2008 года N 25-РЗ "О выборах депутатов Парламента Чеченской Республики". 2.В Парламент Чеченской Республики избираются 41 депутат на основе прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты Парламента Чеченской Республики избираются по единому избирательному округу, включающему всю территорию Чеченской Республики, пропорционально числу голосов, поданных за единые списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями. 3.Днем избрания депутата считается день выборов депутатов Парламента Чеченской Республики по единому избирательному округу. 1.Парламент Чеченской Республики является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. 2.Парламент Чеченской Республики созывается на первое заседание Избирательной комиссией Чеченской Республики на пятнадцатый день после официального объявления результатов голосования. Глава Чеченской Республики в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 68 Конституции Чеченской Республики вправе созвать вновь избранный Парламент Чеченской Республики на первое заседание ранее этого срока, а также требовать созыва внеочередных заседаний Парламента Чеченской Республики. 3.Первое заседание Парламента Чеченской Республики открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя Парламента Чеченской Республики. 4.Депутаты Парламента Чеченской Республики второго созыва работают на профессиональной постоянной основе. 5.Со дня начала работы вновь избранного Парламента Чеченской Республики прекращаются полномочия Парламента Чеченской Республики прежнего созыва. Днем начала работы вновь избранного Парламента Чеченской Республики считается день проведения его первого заседания. 1.Основной формой работы Парламента Чеченской Республики являются заседания. 2.Заседания Парламента Чеченской Республики являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, законами Чеченской Республики, а также Регламентом Парламента Чеченской Республики. 3.Очередные заседания Парламента Чеченской Республики проводятся не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Парламента Чеченской Республики созываются по инициативе не менее одной трети от избранного числа депутатов Парламента Чеченской Республики, Главы Чеченской Республики. 4.Заседания Парламента Чеченской Республики правомочны, если в них принимает участие более половины от избранного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики. 5.Порядок созыва и проведения заседания Парламента Чеченской Республики определяется Регламентом Парламента Чеченской Республики.
Протокол заседания Парламента Чеченской Республики составляется на основе стенограммы заседания и подписывается Председателем Парламента Чеченской Республики или его заместителем. 1.Парламентом принимаются следующие нормативные правовые акты: 1) Конституция Чеченской Республики - Основной закон Чеченской Республики, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяющий статус Чеченской Республики, устанавливающий систему государственных органов Чеченской Республики и закрепляющий иные положения, составляющие основу законодательства Чеченской Республики; 2) конституционные законы Чеченской Республики; 3) законы Чеченской Республики; 4) постановления и иные акты Парламента Чеченской Республики. 2.Предложения об изменениях и поправках в Конституцию Чеченской Республики могут вносить: 1) Глава Чеченской Республики; 2) не менее половины депутатов от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики; 3) Правительство Чеченской Республики; 4) представительные органы местного самоуправления. 3.Указанные в части 2 настоящей статьи предложения вносятся в Парламент Чеченской Республики в порядке законодательной инициативы в виде проекта конституционного закона Чеченской Республики об изменениях и поправках в Конституцию Чеченской Республики. 4.Конституционные законы Чеченской Республики принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Чеченской Республики.
Конституционный закон Чеченской Республики считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики. 5.Законы Чеченской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики. 6.Постановления Парламента Чеченской Республики принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики, если иное не предусмотрено Конституцией Чеченской Республики. 7.Проекты законов Чеченской Республики рассматриваются Парламентом не менее чем в двух чтениях, за исключением проектов законов об утверждении (заключении или расторжении) договоров Чеченской Республики. Решение о принятии либо отклонении закона оформляется постановлением Парламента Чеченской Республики. 8.Законы Чеченской Республики, принятые Парламентом Чеченской Республики, в пятидневный срок направляются на рассмотрение Главы Чеченской Республики для подписания и обнародования. 9.Отклоненный Главой Чеченской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления закон Чеченской Республики может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики. 10.Отклоненный Главой Чеченской Республики в течение четырнадцати дней с момента поступления конституционный закон Чеченской Республики считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее трех четвертей от установленного числа депутатов Парламента Чеченской Республики. 11.Закон Чеченской Республики, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Чеченской Республики и подлежит подписанию и обнародованию в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного закона. 12.Конституция Чеченской Республики и законы Чеченской Республики, а также постановления Парламента Чеченской Республики нормативного характера, вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Чеченской Республики, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Порядок официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики устанавливается законом Чеченской Республики. 13.Порядок принятия решений Парламентом Чеченской Республики об утверждении повестки заседания и по вопросам процедурного характера устанавливается Регламентом Парламента Чеченской Республики.
Порядок внесения, подготовки и рассмотрения вопросов на заседание Парламента Чеченской Республики, голосования и организации работы Парламента Чеченской Республики, а также ответственность депутатов за неучастие в работе Парламента Чеченской Республики без уважительных причин определяются конституционным законом Чеченской Республики о статусе депутата Парламента Чеченской Республики и Регламентом Парламента Чеченской Республики.
Структура Парламента Чеченской Республики утверждается на заседании Парламента Чеченской Республики. 1.Работу Парламента Чеченской Республики организует Председатель. 2.Председатель Парламента Чеченской Республики избирается на заседании Парламента из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Парламента Чеченской Республики. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от числа избранных депутатов. 3.Председатель Парламента Чеченской Республики подотчетен Парламенту Чеченской Республики и может быть освобожден от должности путем тайного голосования большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики. 4.Добровольное сложение Председателем Парламента Чеченской Республики своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. 5.Председатель Парламента Чеченской Республики: 1) представляет Парламент Чеченской Республики в федеральных органах государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации; 2) координирует межпарламентскую деятельность Парламента Чеченской Республики; 3) ведет заседания Парламента Чеченской Республики; 6.Председатель Парламента Чеченской Республики самостоятельно: 1) ведает внутренним распорядком работы Парламента Чеченской Республики; 2) руководит подготовкой и рассмотрением вопросов, подлежащих обсуждению Парламентом Чеченской Республики; 3) осуществляет взаимодействие с Главой Чеченской Республики, Правительством Чеченской Республики, Конституционным Судом Чеченской Республики, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления Чеченской Республики; 4) подписывает постановления Парламента Чеченской Республики, протоколы заседаний Парламента Чеченской Республики и Совета Парламента Чеченской Республики (далее - Совет Парламента); 5) подписывает повестку заседания Совета Парламента; 6) руководит кадровой политикой Аппарата Парламента Чеченской Республики; 7) определяет обязанности заместителей Председателя Парламента Чеченской Республики; 8) дает поручения комитетам (комиссиям) Парламента Чеченской Республики во исполнение решений Парламента Чеченской Республики; 9) назначает на должность и освобождает от должности руководителя Аппарата Парламента и по представлению руководителя Аппарата Парламента назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя Аппарата Парламента Чеченской Республики; 10) контролирует расходование финансовых средств, выделяемых для Парламента Чеченской Республики; 11) решает иные вопросы в соответствии с законодательством Чеченской Республики или поручениями Парламента Чеченской Республики. 7.По вопросам своей компетенции Председатель Парламента Чеченской Республики издает распоряжения. 1.Заместители Председателя Парламента Чеченской Республики выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Председателя Парламента Чеченской Республики, поручениями Председателя Парламента Чеченской Республики, а в случае отсутствия Председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняют функции Председателя Парламента Чеченской Республики по его поручению. 2.Заместители Председателя Парламента Чеченской Республики избираются из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов на срок полномочий Парламента Чеченской Республики. 3.Заместитель Председателя Парламента Чеченской Республики может одновременно совмещать должность председателя комитета (комиссии) Парламента Чеченской Республики. 4.Заместитель Председателя Парламента Чеченской Республики может быть освобожден от занимаемой должности тайным голосованием на заседании большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Чеченской Республики. 1.Совет Парламента Чеченской Республики является совещательным органом и создается для организационных решений по вопросам деятельности Парламента. В состав Совета Парламента входят Председатель Парламента, его заместители, председатели комитетов и с правом совещательного голоса руководитель Аппарата Парламента Чеченской Республики. 2.Совет Парламента: 1) принимает решение о созыве очередных и внеочередных заседаний Парламента Чеченской Республики; 2) формирует проект повестки заседания Парламента Чеченской Республики; 3) направляет для рассмотрения в комитеты Парламента Чеченской Республики законопроекты, внесенные в Парламент Чеченской Республики субъектами права законодательной инициативы; 4) принимает решение о проведении парламентских слушаний; 5) награждает Почетными грамотами Парламента Чеченской Республики; 6) вносит представление Главе Чеченской Республики о награждении депутатов наградами Чеченской Республики; 7) принимает решение об аккредитации при Парламенте Чеченской Республики представителей средств массовой информации; 8) решает иные вопросы организации работы Парламента Чеченской Республики. 3.Решения Совета Парламента Чеченской Республики оформляются в протокольной форме. 1.Парламент Чеченской Республики для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки к рассмотрению вопросов, относящихся к его ведению, осуществления контрольных полномочий, проведения парламентских слушаний и расследований образуют комитеты (комиссии). 2.Количество комитетов (комиссий) устанавливается Парламентом Чеченской Республики с учетом основных направлений деятельности Парламента. Комитет (комиссия) создается из числа депутатов при наличии в его (ее) составе не менее трех членов. 3.Каждый депутат, кроме Председателя Парламента, должен быть членом комитета. Членство депутата Парламента Чеченской Республики в комитетах (комиссиях) Парламента не ограничивается. 4.Порядок избрания из числа депутатов председателей, заместителей председателей и членов комитетов (комиссий), а также разграничение полномочий и организация работы комитетов (комиссий) определяются Регламентом Парламента Чеченской Республики и утвержденными Парламентом Чеченской Республики положениями о комитетах (комиссиях) Парламента Чеченской Республики. 1.Для организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Парламента Чеченской Республики, оказания помощи депутатам, комитетам (комиссиям), депутатским объединениям образуется Аппарат Парламента Чеченской Республики. 2.Аппарат Парламента Чеченской Республики обладает правом юридического лица, функционирует на основе законодательства Российской Федерации, законодательства Чеченской Республики и Положения об Аппарате Парламента Чеченской Республики. 3.Структура и численность Аппарата Парламента Чеченской Республики утверждается Парламентом Чеченской Республики. 4.Расходы на содержание Аппарата Парламента Чеченской Республики определяются Парламентом Чеченской Республики. 4.1 Государственное имущество Чеченской Республики закрепляется за Аппаратом Парламента Чеченской Республики на праве оперативного управления. Аппарат Парламента Чеченской Республики вправе приобретать имущество по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе на основании договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами.
Имущество, находящееся в пользовании Аппарата Парламента Чеченской Республики, в соответствии с условиями заключенных договоров на пользование имуществом подлежит страхованию в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 5.Должность руководителя Аппарата Парламента Чеченской Республики относится к государственной должности Чеченской Республики. 6.Работники Аппарата Парламента Чеченской Республики состоят на государственной гражданской службе Чеченской Республики, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Аппарата Парламента Чеченской Республики. 7.Правовой статус должностных лиц Аппарата Парламента Чеченской Республики определяется законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики о государственной гражданской службе. 8.Руководитель Аппарата Парламента Чеченской Республики является распорядителем бюджетных средств Парламента Чеченской Республики.
Глава 3.Компетенция парламента Чеченской Республики
Парламент Чеченской Республики: 1) принимает Конституцию Чеченской Республики, вносит изменения и поправки в нее; 2) наделяет гражданина Российской Федерации полномочиями Главы Чеченской Республики в порядке, предусмотренном федеральным законом; 3) рассматривает вопрос о даче согласия Главе Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, в случае если руководство Правительством Чеченской Республики не осуществляется непосредственно Главой Чеченской Республики; 4) рассматривает вопрос о даче согласия Главе Чеченской Республики на назначение первого заместителя и заместителей Председателя Правительства Чеченской Республики, а также министров, осуществляющих полномочия в сфере финансов, экономики, промышленности и сельского хозяйства; 5) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Чеченской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики в пределах полномочий Чеченской Республики; 6) утверждает соглашение об изменении границ Чеченской Республики с другими субъектами Российской Федерации; 7) формирует Счетную палату Чеченской Республики в порядке, установленном законом Чеченской Республики; 8) осуществляет право законодательной инициативы по внесению законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; 9) избирает в соответствии с федеральным законом на срок своих полномочий представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Парламента Чеченской Республики; 10) по представлению Главы Чеченской Республики назначает судей Конституционного Суда Чеченской Республики и мировых судей Чеченской Республики; 11) назначает и освобождает от должности половину состава Избирательной комиссии Чеченской Республики; 12) назначает референдум Чеченской Республики в случаях, предусмотренных законом Чеченской Республики; 13) назначает дату проведения выборов в Парламент Чеченской Республики в соответствии со сроками, установленными федеральным законом; 14) принимает участие в формировании состава Правительства Чеченской Республики в установленном порядке; 15) назначает и освобождает от должности по представлению Главы Чеченской Республики Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике; 16) рассматривает вопрос о даче согласия Генеральному прокурору Российской Федерации для назначения представленной им кандидатуры на должность прокурора Чеченской Республики; 17) назначает в соответствии с законом Чеченской Республики представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Чеченской Республики; 18) заслушивает ежегодный отчет Председателя Правительства Чеченской Республики о результатах деятельности Правительства Чеченской Республики, в том числе по вопросам, поставленным Парламентом Чеченской Республики; 19) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики.
К ведению Парламента Чеченской Республики относятся: 1) утверждение бюджета Чеченской Республики и отчета о его исполнении; 2) принятие закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Чеченской Республике; 3) установление размеров налогов, сборов, отнесенных федеральным законом к ведению Чеченской Республики, а также порядка их взимания; 4) утверждение программ социально-экономического развития Чеченской Республики, представленных Главой Чеченской Республики и Правительством Чеченской Республики; 5) утверждение бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Чеченской Республики и отчета о его исполнении; 6) установление порядка управления и распоряжения собственностью Чеченской Республики, в том числе долями (паями, акциями) Чеченской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; 7) установление порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств республиканского бюджета; 8) утверждение ставок платежей в республиканский бюджет для организаций, находящихся на территории республики; 9) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в республиканский бюджет при наличии заключения Правительства Чеченской Республики; 10) определение правового режима владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами Чеченской Республики; 11) установление порядка осуществления международных и внешнеэкономических связей республики, порядка выполнения республиканскими органами государственной власти международных договоров в соответствии с федеральным законодательством; 12) установление порядка приватизации объектов государственной собственности Чеченской Республики.
Парламент Чеченской Республики в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, осуществляет правовое регулирование вопросов: 1) воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; 2) здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социального обеспечения, социальной защиты населения, охраны труда и занятости населения, защиты семьи, материнства, отцовства, молодежи и детства; 3) межнациональных и межконфессиональных отношений; 4) определения статуса особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры республиканского значения; 5) учреждения по представлению Главы Чеченской Республики постоянных представительств Чеченской Республики за ее пределами. 1.Парламент Чеченской Республики осуществляет правовое регулирование: 1) вопросов законности, общественной безопасности, борьбы с преступностью, охраны правопорядка в части, не противоречащей федеральному законодательству; 2) вопросов административно-территориального устройства Чеченской Республики и изменения ее границ; 3) деятельности органов адвокатуры и нотариата, действующих на территории республики, в части, не противоречащей федеральному законодательству; 4) деятельности Конституционного Суда Чеченской Республики; 5) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов, изданных по предметам ведения Чеченской Республики; 6) осуществления контрольных функций в пределах и формах, установленных Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики. 2.Парламент Чеченской Республики заслушивает ежегодные послания Главы Чеченской Республики. 1.К ведению Парламента Чеченской Республики относятся: 1) избрание и освобождение от должности Председателя Парламента Чеченской Республики и его заместителей; 2) создание комитетов (комиссий), избрание их председателей, заместителей председателей, изменение состава и прекращение деятельности комитетов (комиссий), заслушивание отчетов об их работе; 3) утверждение структуры Парламента Чеченской Республики, Аппарата Парламента и утверждение Положения об Аппарате Парламента Чеченской Республики; 4) принятие регламента Парламента Чеченской Республики; 5) решение вопросов досрочного прекращения депутатских полномочий; 6) осуществление контроля за соблюдением Конституции Чеченской Республики, законов Чеченской Республики, постановлений и иных актов Парламента Чеченской Республики; 7) назначение депутатских расследований по вопросам ведения Парламента Чеченской Республики; 8) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Чеченской Республики и законами Чеченской Республики. 2.Парламент Чеченской Республики не вправе делегировать свои полномочия Председателю Парламента и иным должностным лицам Парламента Чеченской Республики.
Глава 4.Депутат парламента Чеченской Республики
1.Депутатом Парламента Чеченской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший на день голосования двадцати одного года. 2.Депутат Парламента Чеченской Республики на период осуществления своих депутатских полномочий замещает государственную должность Чеченской Республики. 3.В течение срока своих полномочий депутат Парламента Чеченской Республики не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Чеченской Республики или государственные должности государственной службы Чеченской Республики, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. 4.Депутат Парламента Чеченской Республики, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. 5.Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Парламенте Чеченской Республики, в соответствии с федеральным законодательством не вправе выйти из депутатского объединения (фракции), в котором (которой) он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Несоблюдение указанных требований влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. 6.Депутат Парламента Чеченской Республики не вправе использовать свой статус в деятельности, не связанной с осуществлением своих депутатских полномочий. 7.Депутат Парламента Чеченской Республики имеет депутатское удостоверение и нагрудный депутатский знак. 1.Парламентский запрос является особой формой обращения Парламента о предоставлении информации по наиболее важным вопросам социально-экономического развития Чеченской Республики. Парламентский запрос направляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию (без права вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность).
Парламентский запрос принимается постановлением Парламента по инициативе депутата или группы депутатов Парламента.
Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, обязано дать ответ на него в устной (на заседании Парламента Чеченской Республики) или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной установленный Парламентом Чеченской Республики срок. 2.Депутатский запрос является особой формой обращения депутата (группы депутатов) Парламента Чеченской Республики о предоставлении информации по проблемам частного характера, имеющим социально-экономическое значение. Депутатский запрос направляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам по вопросам, входящим в их компетенцию (без права вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность).
Депутатский запрос может быть внесен подготовившим его депутатом (группой депутатов) на заседание Парламента Чеченской Республики с просьбой принять его в качестве парламентского запроса.
Лицо, которому направлен депутатский запрос, обязано дать ответ на него в письменной форме не позднее, чем через пятнадцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.
Депутат (группа депутатов), направивший запрос, имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с
соблюдением требований о невмешательстве в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.
Гарантии и пределы неприкосновенности депутата Парламента Чеченской Республики в течение всего срока его полномочий определяются в соответствии с федеральным законодательством. 1.Полномочия депутата Парламента Чеченской Республики, порядок их осуществления, а также гарантии депутатской деятельности определяются настоящим Законом и законом Чеченской Республики о статусе депутата Парламента Чеченской Республики. 2.Депутат Парламента Чеченской Республики может досрочно прекратить свои полномочия. Порядок прекращения депутатских полномочий устанавливается законом Чеченской Республики о статусе депутата Парламента Чеченской Республики.
Депутат Парламента Чеченской Республики поддерживает связь с избирателями, регулярно информирует избирателей о своей деятельности и работе Парламента Чеченской Республики. Работа депутатов с избирателями осуществляется в соответствии с законом Чеченской Республики о статусе депутата Парламента Чеченской Республики, настоящим Законом.
В Парламенте Чеченской Республики могут создаваться постоянные или временные группы, фракции, иные депутатские объединения. Порядок образования, полномочия и процедура их регистрации определяются Регламентом Парламента Чеченской Республики. 1.По приглашению Парламента Чеченской Республики, Совета Парламента и комитетов (комиссий) Парламента, руководители министерств, ведомств Чеченской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, должностные лица организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, независимо от их форм собственности, обязаны явиться на заседания Парламента, комитетов (комиссий) при рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью этих органов и организаций, а также представлять по запросу Парламента Чеченской Республики, Совета Парламента и комитетов (комиссий) Парламента необходимую информацию. 2.Неявка указанных должностных лиц на заседание Парламента Чеченской Республики, комитетов (комиссий) Парламента, а также непредставление ими информации влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 33. Обязательность законов Чеченской Республики и постановлений Парламента Чеченской Республики
Законы Чеченской Республики и постановления, принятые Парламентом Чеченской Республики в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Чеченской Республики органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. 1.Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2.Со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона признать утратившим силу: 1) Закон Чеченской Республики от 19 мая 2006 года N 5-РЗ "О Парламенте Чеченской Республики" (Вестник Парламента 2006 N 1); 2) Закон Чеченской Республики от 14 марта 2007 года N 9-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Чеченской Республики от 19 мая 2006 г. N 5-РЗ "О Парламенте Чеченской Республики".
Президент
Чеченской Республики
Р.КАДЫРОВ
г. Грозный
2 декабря 2008 года
N 2-РКЗ