Постановление Конституционного Суда Чеченской Республики от 02.12.2011 N 1-П
Чеченская Республика
Постановление от 02 декабря 2011 года № 1-П
Постановление Конституционного Суда Чеченской Республики от 02.12.2011 N 1-П
Принято
Конституционным Судом Чеченской Республики
02 декабря 2011 года
Конституционный Суд Чеченской Республики в составе Председателя С.С.Абдулханова, судей Ш.А.Абдурахманова, А.А.Алханова, Э.А.Таймасханова, А-Б.У.Эльмурзаева,
с участием заявителя С-С.Р.Цадаева, представителя Правительства Чеченской Республики О- А.И.Алхалаева, представителя Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, представителей от Министерства финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, Х.А.Сулейманова, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, М.С.Магомадовой,
руководствуясь статьей 100 ( частями 1, 4) Конституции Чеченской Республики, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 73, частями 1 - 4 статьи 74 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Чеченской Республики Постановления Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года N 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" (далее - Постановление Правительства Чеченской Республики N 100) и Закона Чеченской Республики от 5 июля 2010 года N 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" (далее - Закон Чеченской Республики N 25 - РЗ).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина С-С.Р.Цадаева о признании несоответствующими Конституции Чеченской Республики отдельных нормативных правовых актов Чеченской Республики.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Чеченской Республики оспариваемые заявителем Постановление Правительства Чеченской Республики N 100 и Закон Чеченской Республики N 25 - РЗ.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А-Б.У.Эльмурзаева, объяснения заявителя и представителей органов, конституционность актов которых оспаривается: от Правительства Чеченской Республики О-А.И.Алхалаева, от Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства Финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Чеченской Республики 1.В своем запросе в Конституционный Суд Чеченской Республики гражданин С-С.Р.Цадаев просит признать Постановление Правительства Чеченской Республики N 100 и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года N 25 - РЗ не соответствующими статьям 3, 50, 52 (пункт 2), 58 Конституции Чеченской Республики.
По мнению заявителя, этими нормативными актами льготы репрессированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, существенно снижены по сравнению с ранее достигнутым уровнем.
Как указывает автор обращения, в Чеченской Республике социальная мера защиты в виде ежемесячных денежных выплат в размере 320 рублей явно несоразмерна причиненному вреду, не отвечает требованиям справедливости и адекватности. Меры социальной поддержки в Чеченской Республике являются самыми низкими в Российской Федерации, не соответствуют целям и задачам Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 74, частями 2 и 3 статьи 3 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Чеченской Республики при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Чеченской Республики решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Обращению гражданина С-С.Р.Цадаева в Конституционный Суд Чеченской Республики предшествовал отказ Верховного Суда Чеченской Республики в принятии к рассмотрению его заявления о признании Постановления Правительства Чеченской Республики N 100 незаконным и противоречащим Конституции Российской Федерации на том основании, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", при наличии в субъекте Российской Федерации Конституционного (Уставного) суда, суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку рассмотрение этих дел отнесено к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. 2.Политика Чеченской Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Чеченской Республике каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( статья 36 Конституции Чеченской Республики).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поэтому правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе жертв политических репрессий, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, регулируются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". В статье 16 данного Закона .
В новой редакции статьи 16, введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 2 этой статьи закреплено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности этой категории граждан, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122 - ФЗ, предписано, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 1 декабря 2005 года N 462 - О и от 18 апреля 2006 года N 85 - О, указанное требование Федерального закона является гарантированным минимальным (базовым) уровнем социальной поддержки, которого должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки. Постановлением Правительства Чеченской Республики N 100 и Законом Чеченской Республики N 25-РЗ, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержден Порядок начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат и установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла, проживающих в Чеченской Республике.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Чеченской Республики N 25 - РЗ, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная выплата в размере, устанавливаемом Правительством Чеченской Республики; 2) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за занимаемую общую площадь (в коммунальных квартирах за занимаемую жилую площадь) жилого помещения независимо от вида жилищного фонда, в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, в пределах республиканского стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного нормативными правовыми актами Чеченской Республики; 3) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов,
газ, электрическая и тепловая энергия в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления-топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; 4) льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Чеченской Республики; 5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; 6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также на обслуживание комплексными центрами социального обслуживания населения; 7) право на первоочередную установку телефона.
Предусмотренные Постановлением Правительства Чеченской Республики N 100 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий по Чеченской Республике, вместо отдельных натуральных льгот, ежемесячные денежные выплаты в размере 300 рублей на каждого льготника, не уменьшают гарантированный Федеральным законодателем минимальный уровень социальной защиты указанной категории граждан. К тому же названное Постановление предусматривает, что размер ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, подлежит ежегодной индексации в пределах средств, предусмотренных для этой цели в бюджете Чеченской Республики на соответствующий финансовый год. О выполнении этих требований свидетельствует, в частности, Постановление Правительства Чеченской Республики от 29 марта 2011 года N 32 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Чеченской Республики", которым предусмотрено повышение ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла, до 320 рублей. 3.Таким образом, правовые предписания Постановления Правительства Чеченской Республики N 100 и Закона Чеченской Республики N 25 - РЗ, в системе действующего правового регулирования социальной защиты жертв политических репрессий, не могут рассматриваться как ухудшающие их материальное положение, поскольку меры социальной поддержки предоставляются им в объеме не ниже гарантированного уровня социальной защиты данной категории граждан, не умаляют конституционные права жертв политических репрессий и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и Чеченской Республики, а также нормам международного права.
Указанными нормативными правовыми актами, по сути, сохранены ранее предусматривавшиеся Федеральным законодателем условия предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла.
Установление же мер социальной поддержки указанных категорий граждан и их предоставление, исходя из экономических возможностей государства, не может рассматриваться как нарушение прав заявителя, в том числе предусмотренных статьями 3, 50, 52 (часть 2), 58 Конституции Чеченской Республики.
Определение объема этих мер и порядка их предоставления в компетенцию Конституционного Суда Чеченской Республики, как она определена Конституцией Чеченской Республики и Конституционным законом Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 72, статьей 73, частью 4 статьи 74, статьей 75, пунктом 1 статьи 88, пунктом 1 части 1 статьи 97 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики 1.Признать Постановление Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года N 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года N 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" соответствующими Конституции Чеченской Республики, ее статьям 3, 50, 52 (часть 2), 58. 2.Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 3.Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Чеченской Республики.
Конституционный Суд
Чеченской Республики