Администрацией Чеченской Республики
04 сентября 2006 года
В редакции
от 06.07.2007 № 41-РЗ.
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством определяет правовые, экономические и организационные основы по содействию занятости населения в Чеченской Республике, а также гарантии по реализации права на труд в Чеченской Республике.
Глава I.Общие положения
1.Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая заработок (трудовой доход) и не противоречащая законодательству Российской Федерации. 2.Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, установленных законом. Незанятость граждан не может служить самостоятельным основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.
Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, контракту, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений;
юридических лиц (ассоциаций и союзов), не имеющих имущественных прав в отношении этих организаций;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, включая обучение по направлению органов труда и занятости населения (далее - органы службы занятости). 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Регистрация безработных граждан определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 2.Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте, органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рублях по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке, и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. 3.Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие шестнадцатилетнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся (без уважительных причин) в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органом службы занятости для их регистрации в качестве безработных;
осужденные к уголовному наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. 4.Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в органы службы занятости для признания таковым через один месяц со дня отказа. 1.Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места постоянной работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. 2.Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. 3.Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:
впервые ищущим работу, не имеющим профессии (специальности);
уволенным более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, ранее занимавшимся предпринимательской деятельностью, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за допущенные нарушения;
состоящим на учете в органах службы занятости более восемнадцати месяцев, а также более трех лет не работавшим;
обратившимся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
отказавшимся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы. 4.Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в Чеченской Республике в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в Чеченской Республике в установленном порядке. 1.Чеченская Республика обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Проведение единой государственной политики по вопросам труда, занятости и социальной защиты трудоспособного населения в Чеченской Республике обеспечивают органы службы занятости, созданные в соответствии с законодательством. 2.Реализация государственной политики Российской Федерации в Чеченской Республике в области содействия занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Чеченской Республики, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемую в рамках законности;
содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
осуществление профессионального обучения и подготовки работников с учетом социальных потребностей и их личных способностей;
соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
поощрение за счет экономии средств, выделяемых соответствующим службам занятости на выплаты по безработице, руководителей министерств, ведомств, учреждений, организаций и органов местного самоуправления, обеспечивающих создание новых рабочих мест;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, их организаций, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан.
Законодательство Чеченской Республики о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики, настоящего Закона и других законов и нормативных правовых актов Чеченской Республики, регулирующих вопросы занятости населения.
К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: 1) осуществление контроля за:
обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
регистрацией инвалидов в качестве безработных; 2) регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан; 3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости населения;
выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация и проведения специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан. 4) проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение лиц, нарушивших данное законодательство, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан; 6) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства; 7) реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. 2.Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Президент Чеченской Республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Чеченской Республики): 1.назначает на должность руководителя службы занятости населения Чеченской Республики по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы; 2.утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, структуру органов службы занятости населения Чеченской Республики; 3.самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4.обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Чеченской Республики по вопросам полномочий, предусмотренных статьями 7 и 8 настоящего Закона, сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; сведений по установленной форме о прогнозных показателях в сфере переданных полномочий; иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости и безработицы. 1.Средства на осуществление полномочий, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. 2.Объем субвенций, порядок расходования и учета средств на их предоставление устанавливаются Правительством Российской Федерации. 3.Средства на осуществление полномочий, указанных в статье 7 настоящего Закона, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Глава II.Права граждан в области занятости
1.Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. 2.Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора, контракта между работодателем и гражданином, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров, контрактов при трудоустройстве регулируются законодательством о труде. 1.Трудоспособный член семьи, в которой не имеется ни одного работающего, обладает преимущественным правом на трудоустройство при прочих равных условиях. 2.Приоритетное право не быть сокращенным предоставляется лицам из семей, в которых нет других работающих. 1.Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости с целью выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и возможности профессионального обучения.
Абзац исключен. 2.Безработные граждане также имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Граждане, проживающие на территории Чеченской Республики, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.
Глава III.Гарантии в области занятости
Гражданам, проживающим на территории Чеченской Республики гарантируется: - свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различным режимом труда; - охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; - бесплатная профессиональная ориентация; - профессиональная подготовка; - повышение квалификации и переподготовка по направлению органов службы занятости; - обеспечение социальной поддержки; - компенсация в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; - бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
абзац исключен.
Гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы обеспечиваются дополнительные гарантии путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, организации обучения по специальным программам и принятия других мер.
Молодежь, выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лица предпенсионного возраста; инвалиды; лица, продолжительное время не имеющие работы; сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные переселенцы; беременные женщины. 2.Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов. 3.Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата работников, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями (их детям) на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. 4.Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Глава IV.Регулирование и организация занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения предусматривается:
осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда;
повышение престижности сферы услуг и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения и труде.
С целью объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Чеченской Республике устанавливается государственная статистическая отчетность.
Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
В Чеченской Республике разрабатываются республиканские, городские и районные программы содействия занятости населения в соответствии с законодательством о занятости населения.
Правительство Чеченской Республики определяет территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством.
Работодателям, создающим на указанных территориях рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Привлечение и использование на территории Чеченской Республики иностранной рабочей силы осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей, рекомендуемых органами исполнительной власти, профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) работодателей, органами службы занятости и общественными организациями, представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. 1.Профессиональные союзы и их объединения, иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. 2.Профессиональные союзы и их объединения, иные представительные органы работников имеют право:
абзац исключен. - содействовать в защите социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости населения, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством. 3.Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации, ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов и иных представительных органов работников. 4.Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов и иных представительных органов, работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. 5.Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости населения. 6.Предложения профессиональных союзов и их объединений, иных представительных органов работников в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке. 1.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в случаях, если гражданин не имеет профессии (специальности): - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; - необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). 2.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляются в учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми с органами службы занятости договорами. 3.Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). 4.Органы образования по запросу органов службы занятости представляют им информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. 1.Органы государственной власти, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. 2.С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. 3.Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона). 4.На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании. 5.Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. 6.Положение об организации общественных работ утверждается Правительством Российской Федерации.
Глава V.Участие работодателей в обеспечении занятости населения
1.Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: - соблюдения условий договоров, контрактов, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством; - реализации мер, предусмотренных законодательством о труде, в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников; - оказания содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; - создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; - соблюдения установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы. 2.Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, сроке, в течение которого их намечено осуществить, и за непредоставление такового несут ответственность в установленном порядке. 3 - 4.Исключены. 5.При приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает направление в орган службы занятости с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. 6.Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: - сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; - информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) представляется в территориальные органы службы занятости населения всеми министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями Чеченской Республики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не позднее чем в месячный срок со дня появления таковых. 1.Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. 2.Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда. 3.Работодатель имеет право обжаловать действие органа службы занятости в вышестоящий орган занятости, а также в суд в установленном законом порядке.
Глава VI.Социальные гарантии и компенсации
1.Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, предоставляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством о труде.
При отсутствии у ликвидируемых организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата производится в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. 2.Безработным гражданам гарантируется: - выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
абзац исключен.
Условия, размеры, порядок и сроки выплаты пособия по безработице и стипендий определяются федеральным законодательством Российской Федерации. 3.Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органа службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. 4.Исключена. 1.Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании безработного, органами службы занятости может оказываться в период их безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие восемнадцати лет (учащиеся до двадцати четырех лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и являющиеся членами его семьи.
К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица: - получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице; - находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка); - учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах-интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением. 2.При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на подготовку, повышение квалификации или переподготовку.
Граждане могут заключать со страховыми организациями договоры добровольного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Российской Федерации.
Глава VII.Заключительные положения
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением части 1 и 2 статьи 7 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.
Президент
Чеченской Республики
А.Д.АЛХАНОВ
г. Грозный
13 октября 2006 года
N 31-РЗ