Брянская область
Разъяснение от 28 августа 2002 года

Ответственность за неоприходование выручки при проверке ККМ

Принято
Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Брянской обл.
28 августа 2002 года
    Вопрос:В чем заключается цель проверки полноты оприходования выручки?
    Ответ: Статьей 6 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 на налоговые органы возложена обязанность осуществления контроля полноты учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин.
    Цель проверок полноты оприходования выручки - это учет всего наличного денежного оборота и, соответственно, контроль правильности исчисления и полноты уплаты налогов.
    Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, предусмотренного рядом норм, в том числе "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации" (утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 N 40).
    При проверке полноты оприходования выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин и бланков строгой отчетности, происходит сверка данных фискального отчета, снятого с контрольно - кассовой машины, последовательно с данными журнала кассира - операциониста (ф. КМ-4, КМ-5), журналов - ордеров по счетам 50 и 51, главной книгой предприятия, а у предпринимателей - с книгой учета доходов и расходов.
    Вопрос:Как правильно оформить возврат денежных средств в кассу?
    Ответ: Особое внимание при проверке полноты оприходования денежных средств уделяется обоснованности проведения возвратов денежных сумм по неиспользованным и ошибочно пробитым кассовым чекам. При оформлении этих операций необходимо руководствоваться требованиями пунктов 4.2 и 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин, утвержденных Заместителем Министра финансов 30.08.1993 N 104. Указанные операции осуществляются с обязательным составлением Акта "О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе ошибочно пробитым кассовым чекам)" формы N КМ-3, утвержденного постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
    Если предприятие не имеет оправдательных документов о суммах денег, возвращенных покупателям по неиспользованным кассовым чекам и допущенным ошибкам, либо операции возврата неправильно оформлены, данные учета выручки, полученные с применением контрольно - кассовых машин, корректировке не подлежат, т.е. неподтвержденные документально суммы не исключаются из суммы выручки, полученной с применением ККМ.
    Вопрос:Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций?
    Ответ: С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях. В соответствии со статьей 15.1 Кодекса за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов определена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
    Старший государственный
    налоговый инспектор
    Управления МНС России
    по Брянской области
    Т.В.ЛУКЪЯНЧИКОВА