Башкирская ССР
Закон от 21 марта 1991 года № ВС-5/25

О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Башкортостан

Принят
Верховным Советом Башкирской ССР
21 марта 1991 года
    В редакциях
  • от 22.06.1993 № 6-2/260,
  • от 22.03.1991 № ВС-5/28.
    Настоящий Закон определяет экономические, социальные, правовые основы эффективной организации и устойчивой деятельности крестьянских хозяйств и их ассоциаций на территории Республики Башкортостан.
    Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских хозяйств на территории Республики Башкортостан, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.
  1. Раздел IОбщие положения

  2. 1.Крестьянское хозяйство является самостоятельным субъектом с правами юридического лица, который на основе использования гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их пожизненном наследуемом владении или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
    2.Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
    3.Членами крестьянского хозяйства могут быть члены семьи, достигшие 16-летнего возраста, и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
    4.Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Главами крестьянских хозяйств не могут быть руководители органов государственной власти и управления. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами как внутри страны, так и за рубежом.
    1.Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.
    2.Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения землевладельцами и землепользователями законодательства.
    Убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов и их должностных лиц, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются в судебном порядке.
    3.Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету.
    Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных, экологических и других нормативов.
    Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, товарищества, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и другим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.
  3. Раздел IIСоздание крестьянского хозяйства

  4. 1.Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Республики Башкортостан, достигший 18-летнего возраста, имеющий специальность по сельскому хозяйству либо прошедший специальную подготовку, а также опыт работы в сельском хозяйстве. В случае наличия нескольких претендентов преимуществом на получение земельного участка пользуются граждане, проживающие в данной местности и работающие в сельскохозяйственном производстве, военнослужащие, уволенные в запас по сокращению штатов, переселенцы, миграция которых вызвана стихийными бедствиями, социальной и экономической обстановкой, на конкурсной основе.
    2.Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит районному (городскому) Совету народных депутатов по представлению сельского (поселкового) Совета народных депутатов.
    3.Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке.
    4.При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи, остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
    1.Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет:
    а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли;
    б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;
    в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не используемых в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не используемых в течение двух лет;
    г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном
    производстве;
    д) нерационально используемого земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативной;
    е) земель колхозов и совхозов, изымаемых в связи с выходом их работников с целью организации крестьянских хозяйств;
    ж) земель, ранее переданных для этих целей по согласованию с совхозами, колхозами и другими землепользователями;
    з) земель, изъятых в связи с нарушением земельного законодательства Республики Башкортостан.
    2.Выявленные и рекомендованные для зачисления в земельный запас угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций районным (городским) Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие не покрытых лесом земель Гослесфонда производится по согласованию с органами лесного хозяйства.
    Изъятие земель в земельный запас в натуре производится по окончании сельскохозяйственных работ. Убытки, связанные с изъятием, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
    3.В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям.
    1.Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный (городской) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка.
    В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, количество трудоспособных и других членов семьи, а при аренде - и срок использования.
    Совет народных депутатов направляет указанное заявление в депутатскую земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель.
    2.Решение по заявлению о предоставлении земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа в размере от однократного до четырехкратного минимального размера оплаты труда, налагаемого судом.
    3.Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
    Решение суда является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право на землю.
    1.Крестьянское хозяйство считается зарегистрированным районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей, подписания договора на аренду земельного участка.
    2.После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка по месту нахождения земельного участка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
    3.Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.
  5. Раздел IIIПрава и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство по использованию земли

  6. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:
    а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
    б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;
    в) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю;
    г) не нарушать права других землевладельцев и арендаторов;
    д) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
    е) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенный по вине владельца или арендатора. Право взыскания нанесенного ущерба предоставляется Государственному Комитету по земельной реформе и его органам на местах;
    ж) возместить арендатору стоимость произведенных им затрат на улучшение земель при прекращении договора по истечении срока аренды;
    з) возместить арендатору в полном объеме все нанесенные ему убытки в случае досрочного расторжения договора аренды по инициативе собственника.
    Переданный в аренду или во владение земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит.
    В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.
    1.Плата за землю, предоставленную во владение или в аренду, взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки.
    2.Ставки и порядок налогообложения на земельные участки устанавливаются законодательными актами Республики Башкортостан.
    3.Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога.
    Земельный налог и арендная плата за землю не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
    4.Платежи за землю поступают в бюджеты и используются исключительно на охрану земель, повышение их качества, на землеустройство, на материальное стимулирование владельцев земли и арендаторов за осуществление этих мероприятий.
    5.Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке платежей за землю.
  7. Раздел IVИмущество крестьянского хозяйства

  8. 1.Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
    2.Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:
    - денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства;
    - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности;
    - доходы от ценных бумаг;
    - кредиты банков и других кредиторов;
    - дотации из бюджета;
    - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан;
    - иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
    1.Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.
    2.Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом.
    Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором.
    3.При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава земля и общее имущество разделу в натуральной форме не подлежат. Причитающаяся часть (вклад, доля, пай) имущества компенсируется денежными средствами. Порядок выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет.
    4.Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество.
    5.Крестьянское хозяйство имеет право купить или иным правомерным способом приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан.
    6.Иные имущественные отношения крестьянского хозяйства регулируются законодательством.
    7.Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством.
  9. Раздел VДеятельность крестьянского хозяйства

  10. Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
    1.Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям.
    2.Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам.
    3.Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно.
    4.Государство обязано принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию, предусмотренную договором, соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным государственным закупочным, договорным и иным ценам.
    5.Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также взаимоотношения с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке.
    1.Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциацией, союзом и др.
    Поставка материально-технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, они могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной и кооперативной розничной торговой сети.
    2.Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляется государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности.
    1.Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений.
    2.Крестьянское хозяйство вправе открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
    3.Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей).
    4.Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства может производиться только с его согласия или по решению суда.
    1.Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственным и коммерческими, в том числе кооперативными банками на основании договора, определяющего условия кредитования и использовать его только по целевому назначению. При кредитовании кредитные учреждения обязаны проверять способность крестьянского хозяйства обеспечивать своевременный возврат полученных кредитов.
    2.Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание.
    3.Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов, как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит. При этом взаимоотношения сторон могут оформляться договорами или векселями.
    4.Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на развитие хозяйств.
    Крестьянские хозяйства уплачивают налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, а также пользуются льготами при их уплате в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
    1.В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда.
    2.Оплата труда граждан, заключивших трудовой договор (контракт) об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения. Во всех случаях она не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях.
    3.Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших трудовой договор (контракт) об использовании их труда.
    4.Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства, которые подтверждаются местной администрацией.
    5.Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом.
    1.Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы, представляет в органы государственного управления соответствующие статистические отчеты о численности работников, наличии земли, скота и птицы, сельскохозяйственной техники, применении удобрений, производстве сельхозпродукции, а также декларацию о доходах. При нарушении сроков представления отчетов и искажении сведений в них налагается штраф в соответствии с действующим законодательством.
    2.Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, соблюдения законодательства об охране природы, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений.
    За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Башкортостан. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую (изъятие стоимости экологически нечистых продуктов питания) или уголовную ответственность.
    Крестьянское хозяйство, нарушившее налоговое законодательство, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    1.Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.
    2.Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается действующим пенсионным законодательством.
    3.Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров Республики Башкортостан.
    4.Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с действующим пенсионным законодательством. При этом в их общий трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве, в том числе и до введения государственного социального страхования.
    5.Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.
    6.Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
    7.Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.
    8.За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере.
    9.Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членами, гражданами, заключившими договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.
    1.В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.
    2.Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества.
    3.Наследование имущества регулируется настоящим Законом, а также гражданским законодательством.
  11. Раздел VIАссоциация крестьянских хозяйств

  12. 1.Ассоциации могут создаваться путем добровольного объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов.
    2.Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий.
    3.Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица и на них распространяется действие настоящего Закона.
    4.Ассоциация крестьянских хозяйств на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий может создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи земельных участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом.
    5.Главной целью ассоциации является достижение эффективности и устойчивости производства крестьянских хозяйств и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
    6.Задачами ассоциации крестьянских хозяйств являются:
    - коллективное регулирование взаимоотношений между крестьянскими хозяйствами;
    - внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;
    - формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования;
    - защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями.
    7.Ассоциации крестьянских хозяйств освобождаются от уплаты налогов на доходы после их создания в течение первых пяти лет.
    Высшим органом управления ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников.
    Общее собрание ассоциации избирает координационный Совет ассоциации, осуществляющий исполнительные функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.
    Координационный Совет при необходимости нанимает рабочий аппарат управления ассоциации.
    1.Для реализации своих целей и задач ассоциация вправе:
    - осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредита, технического развития;
    - создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно-хозяйственные функции;
    - регулировать экономические взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов, расценок.
    2.Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.
    3.Ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом.
    1.Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.
    2.Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации.
  13. Раздел VIIПрекращение деятельности крестьянского хозяйства

  14. Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:
    а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;
    б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;
    в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;
    г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли, а также в других случаях нарушения земельного и природоохранного законодательства;
    д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;
    е) в связи с банкротством.
    1.Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов, а в случае банкротства - судом.
    Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом.
    2.Изъятие земли крестьянского хозяйства в установленном порядке для государственных и общественных нужд производится с его согласия после выделения ему по его желанию районным (городским) Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
    3.При прекращении без уважительных причин деятельности крестьянского хозяйства до истечения срока предоставления хозяйству налоговых льгот, крестьянское хозяйство уплачивает сумму налога, исчисленную в полном размере.
    4.При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, на платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности членов хозяйства либо делятся между ними.
    5.Земля, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения могут выступать только в качестве неделимого предмета, за исключением объектов, право собственности на которые остается за членами прежнего хозяйства (жилой дом, хозяйственные постройки, насаждения на приусадебном участке и другие), если они остаются постоянно проживать в данной местности.

    -------------------------------
    <*> Далее по тексту применяется единый термин "крестьянское хозяйство".


    Председатель Верховного Совета
    Республики Башкортостан
    М.РАХИМОВ
    Уфа, 21 марта 1991 года
    N ВС-5/25