-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Башкирская ССР
Регламент от 26 декабря 1990 года
Регламент Верховного Совета Республики Башкортостан от 26.12.90
- Принят
- Верховным Советом Башкирской ССР
26 декабря 1990 года
Глава I.Общие положения
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан высшим органом государственной власти Республики Башкортостан является Верховный Совет Республики Башкортостан. Верховный Совет Республики Башкортостан - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Республики Башкортостан.
Порядок деятельности Верховного Совета Республики Башкортостан и его органов определяется настоящим Регламентом и другими законами Республики Башкортостан, издаваемыми на основе Конституции Республики Башкортостан.
Деятельность Верховного Совета Республики Башкортостан основывается на коллективном, свободном, деловом обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подотчетности перед Верховным Советом Республики Башкортостан создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законности, широком привлечении граждан к управлению государственными и общественными делами, постоянном учете общественного мнения.
Осуществление Верховным Советом Республики Башкортостан своих полномочий строится на основе активного участия в его работе каждого народного депутата Республики Башкортостан.
В деятельности Верховного Совета Республики Башкортостан народному депутату Республики Башкортостан обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Башкортостан, Законом Башкирской ССР "О статусе народного депутата Башкирской ССР", настоящим Регламентом и другими законами Республики Башкортостан.
Глава II.Сессии Верховного Совета Республики Башкортостан
В соответствии со статьей 96 Конституции Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан созывается Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан на очередные сессии, которые проводятся не менее двух раз в год. Продолжительность сессий определяется Верховным Советом Республики Башкортостан.
Вновь избранный Верховный Совет Республики Башкортостан созывается Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан прежнего состава не позже, чем через два месяца после выборов.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан заблаговременно сообщает народным депутатам Республики Башкортостан о времени созыва и месте проведения очередной сессии Верховного Совета Республики Башкортостан, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан о созыве очередной сессии Верховного Совета Республики Башкортостан публикуется, как правило, не позднее чем за тридцать дней до ее открытия с указанием вопросов, которые предполагается внести на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан.
Сообщение о месте и времени проведения заседания Верховного Совета Республики Башкортостан, а также о месте и времени регистрации народных депутатов Республики Башкортостан, прибывающих на очередную сессию, публикуется не позднее чем за три дня до ее открытия, в республиканских газетах, передается по телевидению и радио.
В случае невозможности прибыть на сессию народный депутат Республики Башкортостан сообщает об этом в Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан по его инициативе, либо по предложению Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, или не менее трети состава Верховного Совета Республики Башкортостан.
Предложение с обоснованием необходимости созыва внеочередной сессии Верховного Совета Республики Башкортостан и проекты вносимых решений должны быть представлены в Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан в письменном виде не позднее чем за 1О дней до предлагаемого срока открытия внеочередной сессии.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан в срок не позднее семи дней со времени поступления предложения о созыве внеочередной сессии созывает Верховный Совет Республики Башкортостан.
Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан о созыве внеочередной сессии Верховного Совета Республики Башкортостан публикуется не позднее чем за три дня до ее открытия с указанием вопросов, которые предполагается внести на рассмотрение сессии.
Сообщение о месте и времени проведения заседания Верховного Совета Республики Башкортостан, а также о месте и времени регистрации народных депутатов Республики Башкортостан, прибывающих на внеочередную сессию, публикуется в республиканских газетах, передается по телевидению и радио.
Сессия Верховного Совета Республики Башкортостан состоит из его заседаний, а между ними - заседаний постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан. Сессия открывается и закрывается на заседаниях Верховного Совета Республики Башкортостан.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан обобщает предложения по повестке дня и порядку работы сессии Верховного Совета Республики Башкортостан и передает их на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан.
Повестка дня и порядок работы сессии Верховного Совета Республики Башкортостан обсуждаются и утверждаются путем открытого голосования простым большинством голосов от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан.
Народный депутат Республики Башкортостан вправе предлагать вопросы для рассмотрения на сессии, вносить предложения по повестке дня и порядку работы сессии.
Заседания Верховного Совета Республики Башкортостан правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан.
Перед каждым заседанием Верховного Совета Республики Башкортостан проводится регистрация народных депутатов Республики Башкортостан, прибывших на заседание. Регистрация организуется Секретариатом Верховного Совета Республики Башкортостан.
Верховный Совет Республики Башкортостан на первой сессии тайным голосованием на альтернативной основе из числа народных депутатов Республики Башкортостан избирает Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан.
Кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан выдвигаются народными депутатами Республики Башкортостан, а также путем самовыдвижения.
Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться, до голосования предоставляется право выступить с программой. После изложения программы кандидат отвечает на вопросы, заданные народными депутатами Республики Башкортостан.
Обсуждение проводится по всем выдвинутым кандидатурам, давшим согласие баллотироваться.
Самоотвод принимается без голосования. Голосование по вопросу о включении или невключении кандидатов в список для тайного голосования не проводится. В список для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры за исключением взявших самоотвод.
Окончательный список кандидатур для тайного голосования утверждается Верховным Советом Республики Башкортостан.
В случае, если на должность Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если при выборах ни один из двух кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур.
Об избрании Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан руководит заседаниями Верховного Совета Республики Башкортостан и ведает его внутренним распорядком.
Верховный Совет Республики Башкортостан избирает Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, постоянные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан и их председателей, Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан, Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, назначает Председателя Совета Министров Республики Башкортостан. Кандидатуры для избрания на должности Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, для назначения Председателя Совета Министров Республики Башкортостан представляет Верховному Совету Республики Башкортостан Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан.
Выборы Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан проводятся тайным голосованием.
В случае, если было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
В случае, если кандидатуры на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан не получили поддержки большинства народных депутатов Республики Башкортостан, в том числе и при повторном голосовании, Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан предлагает Верховному Совету Республики Башкортостан кандидатуры, по которым также проводится обсуждение и голосование.
Об избрании Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
На первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Башкортостан первое заседание Верховного Совета Республики Башкортостан открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Башкортостан, а после избрания Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, его Первого заместителя и заместителя - заседание Верховного Совета Республики Башкортостан ведет Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан или его Первый заместитель, либо заместитель.
Председательствующий на заседании Верховного Совета Республики Башкортостан:
открывает и закрывает заседания;
следит за соблюдением регламента, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, в случае нарушения выступающим регламента вправе предупредить и прервать оратора;
при нарушении порядка заседания удаляет нарушителя, не являющегося народным депутатом Республики Башкортостан, из зала;
организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
организует ведение протокола и стенограммы заседания и подписывает протокол;
пользуется другими правами, установленными настоящим Регламентом.
На время проведения каждой сессии Верховного Совета Республики Башкортостан на первом заседании образуется секретариат сессии, который избирается открытым голосованием из числа народных депутатов Республики Башкортостан в составе его руководителя и членов. Предложение по персональному составу секретариата вносится Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан. Об образовании секретариата Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление. Для участия в работе секретариата сессии могут привлекаться специалисты министерств и ведомств, научные консультанты, специалисты Секретариата Верховного Совета Республики Башкортостан.
В составе секретариата сессии могут быть образованы рабочие группы.
Секретариат сессии Верховного Совета Республики Башкортостан организует ведение стенограммы и протокола заседания Верховного Совета, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы народных депутатов в качестве документов, ведет запись желающих выступить, нумерует заявления о предоставлении слова в порядке поступления и передает их председательствующему на заседании, организует работу с депутатскими запросами, обращениями граждан, поступающими в адрес сессии Верховного Совета Республики Башкортостан.
Секретариат сессии предоставляет председательствующему на сессии сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, дает разъяснение народным депутатам Республики Башкортостан по вопросам работы сессии. Сведения о записавшихся для выступления в прениях оглашаются перед их началом.
По окончании заседания секретариат сессии предоставляет протокол заседания на подпись председательствующему на заседании.
Верховный Совет Республики Башкортостан по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий народных депутатов Республики Башкортостан, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных народных депутатов Республики Башкортостан недействительными.
По всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Верховного Совета Республики Башкортостан, народный депутат Республики Башкортостан пользуется правом решающего голоса.
Народный депутат Республики Башкортостан имеет право избирать и быть избранным в органы Верховного Совета Республики Башкортостан, участвовать в прениях, вносить в устной или письменной форме предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых на сессии вопросов, предложения по персональному составу создаваемых Верховным Советом Республики Башкортостан органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Верховным Советом Республики Башкортостан, обращаться с запросами, задавать вопросы, давать справки, просматривать стенограмму своего выступления до его опубликования, а также пользуется другими правами в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Законом Башкирской ССР "О статусе народного депутата Башкирской ССР", настоящим Регламентом и другими законами Республики Башкортостан.
Верховный Совет Республики Башкортостан, если им не будет принято иное решение, проводит в течение дня два заседания: утреннее - с 10 до 13 часов с перерывом на 20 минут и вечернее - с 14 до 18 часов с перерывом на 30 минут.
Время для докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками, а также сессией.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях, а также выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, внесения запросов, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
В необходимых случаях председательствующий может с согласия большинства присутствующих на заседании народных депутатов Республики Башкортостан продлить время для выступления. Выступления производятся с трибуны, а с согласия председательствующего - перед микрофоном в зале.
Заявления о предоставлении слова подаются в письменном виде. Председательствующий может предоставить слово для выступления и при устном обращении депутата.
Председательствующий вправе взять слово для выступления в любое время.
В конце заседания отводится до 30 минут для выступлений народных депутатов Республики Башкортостан с краткими , до 5 минут, заявлениями и сообщениями. Прения по этим заявлениям и сообщениям не открываются.
Народный депутат Республики Башкортостан выступает на сессии после предоставления ему слова председательствующим на заседании.
Председательствующий на заседании сессии предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. Исключение может быть сделано лишь для слова по порядку ведения заседания, для справки, дачи разъяснений и по другим процедурным вопросам. Порядок выступлений в прениях может быть изменен только по решению Верховного Совета Республики Башкортостан.
Народный депутат Республики Башкортостан может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Переуступка права на выступление в пользу другого лица не допускается.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места через установленные в зале микрофоны.
Выступающий на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий при несоблюдении этого требования делает предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов.
После второго предупреждения выступающий лишается слова. При этом председательствующий вправе отключить микрофон. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий взял слово без разрешения председательствующего, микрофон может быть отключен без предупреждения.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса.
Если оратор превысил отведенное ему время для выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
Прекращение прений производится по решению Верховного Совета Республики Башкортостан, принимаемому простым большинством присутствующих народных депутатов Республики Башкортостан. Перед прекращением прений председательствующий информирует народных депутатов о числе записавшихся для выступлений и выступивших, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.
Народный депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему через секретариат свои предложения и замечания в письменной форме. Если народные депутаты Республики Башкортостан не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений, переданных ими председательствующему через секретариат сессии, должны быть включены в стенографический отчет и протокол сессии.
Запросы народных депутатов Республики Башкортостан, внесенные на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 99 настоящего Регламента.
Решения Верховного Совета Республики Башкортостан принимаются открытым, в том числе поименным, либо тайным голосованием народных депутатов Республики Башкортостан.
Для проведения голосования и определения его результатов Верховным Советом Республики Башкортостан избирается открытым голосованием счетная комиссия из числа народных депутатов Республики Башкортостан. Численный состав счетной комиссии определяется Верховным Советом Республики Башкортостан. Об избрании счетной комиссии Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Перед началом открытого голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа депутатов, от числа присутствующих, простым или квалифицированным большинством) может быть принято решение.
Голосование может быть проведено без подсчета голосов - по явному большинству, если ни один народный депутат Республики Башкортостан не потребует подсчета голосов.
При голосовании по одному вопросу каждый народный депутат Республики Башкортостан имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается при голосовании.
После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании Верховного Совета Республики Башкортостан объявляет результаты голосования: сколько подано голосов "за", сколько "против" и сколько "воздержалось", а также принято предложение или отклонено.
По решению Верховного Совета, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от числа присутствующих на заседании народных депутатов Республики Башкортостан, проводится поименное голосование путем подачи именных бюллетеней, на которых указаны фамилия, имя и отчество депутата, а также номер его избирательного округа. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов состава комиссии.
Для проведения тайного голосования под контролем счетной комиссии по установленной форме и в определенном количестве изготавливаются бюллетени.
В бюллетене для голосования по проекту решения или по единственной кандидатуре должны стоять слова "за" и "против".
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе настоящего Регламента и объявляются председателем счетной комиссии.
Каждому народному депутату Республики Башкортостан выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или должностного лица либо по решению рассматриваемого сессией вопроса.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии по предъявлении удостоверения народного депутата Республики Башкортостан.
По решению счетной комиссии бюллетени народным депутатам Республики Башкортостан вручаются либо под роспись, либо в списке депутатов делается отметка.
Заполнение депутатом бюллетеней проводится в кабине для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в остальных случаях путем зачеркивания слов "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений или единственной фамилии кандидата.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две или более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования по каждому вопросу счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Верховный Совет Республики Башкортостан открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Народный депутат Республики Башкортостан обязан лично осуществлять свое право на голосование.
Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
При выявлении ошибок в порядке или технике проведенного голосования по решению Верховного Совета Республики Башкортостан проводится повторное голосование.
Заседания Верховного Совета Республики Башкортостан являются открытыми и ведутся гласно, они могут транслироваться по телевидению и радио в порядке, определяемом Верховным Советом Республики Башкортостан.
На заседания могут приглашаться по решению Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан представители государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, а также иные лица.
Лица, входящие в состав Конституционного Суда Республики Башкортостан, Совета Министров Республики Башкортостан, Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и Прокурор Республики Башкортостан имеют право присутствовать на любом открытом, а по приглашению и на закрытом заседании Верховного Совета Республики Башкортостан.
Народные депутаты Российской Федерации вправе участвовать с совещательным голосом на заседаниях Верховного Совета Республики Башкортостан.
Приглашенные лица могут участвовать в рассмотрении вопросов, внесенных в повестку дня сессии Верховного Совета Республики Башкортостан, с разрешения Верховного Совета Республики Башкортостан, не принимая участия в голосовании, и обязаны соблюдать порядок и выполнять распоряжения председательствующего.
Народные депутаты Республики Башкортостан, Российской Федерации, местных Советов народных депутатов, приглашенные лица могут распространять заявления, обращения, справки, листовки и другие письменные материалы только через секретариат сессии Верховного Совета Республики Башкортостан.
Верховный Совет Республики Башкортостан принимает решения простым большинством голосов от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан за исключением следующих случаев:
1) по решению Верховного Совета Республики Башкортостан, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от числа присутствующих на заседании народных депутатов Республики Башкортостан, проводится поименное голосование (часть пятая статьи 20 Регламента);
2) рассмотрение законопроекта откладывается, если более одной трети от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан заявит о том, что в отношении их не выполнено условие о предоставлении текста проекта закона и материалов к нему не позднее чем за двадцать дней до рассмотрения законопроекта в Верховном Совете Республики Башкортостан (статья 66 Регламента);
3) закон об изменениях Конституции Республики Башкортостан, Конституция Республики Башкортостан принимаются, если за них проголосовало не менее двух третей общего числа народных депутатов Республики Башкортостан (часть вторая статьи 75 Регламента);
4) решения Верховного Совета Республики Башкортостан по процедурным вопросам принимаются большинством голосов присутствующих на заседании народных депутатов Республики Башкортостан, если настоящим Регламентом не установлен иной порядок (статья 79 Регламента).
К процедурным относятся вопросы по порядку ведения заседания дачи справок, разъяснений, оглашения заявлений, открытия и прекращения прений, по порядку обсуждения законопроектов и другие.
Глава III.Группы народных депутатов Республики Башкортостан
Народные депутаты Республики Башкортостан в Верховном Совете Республики Башкортостан могут объединяться в постоянные или временные группы народных депутатов от территорий, общественных организаций, а также на иной основе.
Группа народных депутатов после своего образования обязана письменно уведомить об этом Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, указав персональный состав, цели и задачи группы, а также лиц, которые уполномочены выступать от имени группы.
О создании групп народных депутатов Республики Башкортостан информируется Верховный Совет Республики Башкортостан. Группы народных депутатов Республики Башкортостан численностью не менее двенадцати человек вправе публиковать свои программы, заявления и другие материалы, не противоречащие Конституции Республики Башкортостан, в официальных органах печати Верховного Совета Республики Башкортостан, а также других газетах и журналах Республики Башкортостан.
По требованию не менее двенадцати народных депутатов Республики Башкортостан Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан распространяет подготовленный ими материал среди народных депутатов Республики Башкортостан.
Группы народных депутатов Республики Башкортостан взаимодействуют с Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан, комиссиями и другими депутатскими формированиями. Предложения группы народных депутатов Республики Башкортостан могут быть специально заслушаны на заседаниях постоянных комиссий и Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан. Верховный Совет Республики Башкортостан может принять решение о внесении предложений группы народных депутатов Республики Башкортостан для заслушивания на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан.
Глава IV.Временные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан
Верховный Совет Республики Башкортостан может создавать временные комиссии по любым вопросам своей деятельности.
Временные комиссии избираются открытым голосованием из числа народных депутатов Республики Башкортостан в составе председателя и членов комиссии. Численный, персональный состав комиссии определяется Верховным Советом Республики Башкортостан.
Комиссии могут привлекать к своей работе ученых, специалистов и практических работников, не являющихся народными депутатами Республики Башкортостан.
Народный депутат Республики Башкортостан, не избранный в состав комиссии, вправе участвовать в ее работе с совещательным голосом.
Заседания временной комиссии являются открытыми. Комиссия вправе провести закрытое заседание.
Задачи, порядок деятельности и полномочия временных комиссий определяются Верховным Советом Республики Башкортостан при их создании.
Временная комиссия Верховного Совета Республики Башкортостан имеет право требовать и получать от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций необходимые документы и материалы, вызывать экспертов, опрашивать любых лиц и обладает иными полномочиями, предоставленными ей Верховным Советом Республики Башкортостан.
Временная комиссия подотчетна Верховному Совету Республики Башкортостан и ответственна перед ним.
Должностные лица, препятствующие деятельности временных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
По результатам деятельности комиссия представляет Верховному Совету Республики Башкортостан доклад по существу вопросов, в связи с которыми она была создана. Группа членов комиссии, имеющая особое мнение, вправе огласить его на заседании Верховного Совета Республики Башкортостан. По докладу комиссии Верховный Совет Республики Башкортостан может принять постановление.
Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Верховного Совета Республики Башкортостан.
О создании и о прекращении деятельности временной комиссии Верховным Советом Республики Башкортостан принимается постановление.
Глава V.Постоянные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан
В соответствии со статьей 92 Конституции Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан избирает из числа народных депутатов Республики Башкортостан постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Республики Башкортостан, подготовки заключений по вопросам, вносимым на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Башкортостан и иных решений, принятых Верховным Советом Республики Башкортостан, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Постоянные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан образуются, как правило, на первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Башкортостан и, как правило, на срок его полномочий. Перечень комиссий после обсуждения утверждается постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан.
В случае необходимости могут образовываться новые комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.
Численный и персональный состав постоянных комиссий определяется Верховным Советом Республики Башкортостан.
Верховный Совет Республики Башкортостан открытым голосованием избирает постоянные комиссии в составе председателя и членов комиссий. Председатели постоянных комиссий избираются, как правило, на альтернативной основе на заседании Верховного Совета Республики Башкортостан.
В течение срока полномочий Верховный Совет Республики Башкортостан может вносить изменения в состав комиссий.
Верховный Совет Республики Башкортостан вправе переизбирать председателей постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан.
Полномочия председателей постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан могут быть прекращены Верховным Советом Республики Башкортостан досрочно по просьбе этих лиц, а также в связи с обстоятельствами, делающими невозможным выполнения ими своих обязанностей.
Постоянные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан избирают заместителей председателей и секретарей комиссий.
Постоянные комиссии могут образовывать подкомиссии по основным направлениям деятельности комиссий.
Народный депутат Республики Башкортостан может быть членом не более двух постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан.
Все члены комиссий пользуются равными правами.
При избрании постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан голосование проводится в целом по составу или отдельно по каждой кандидатуре.
В состав постоянной комиссии не могут быть избраны Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан, Первый заместитель и заместитель Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, Председатель Совета Министров Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан.
Координация деятельности постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан и оказание им помощи в работе осуществляется Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.
В случае расхождения позиций комиссий по одному и тому же вопросу ими принимаются меры по преодолению разногласий путем создания согласительной комиссии из числа членов этих комиссий. Если и на этой комиссии не достигнуто согласие, вопрос выносится на сессию Верховного Совета Республики Башкортостан.
Порядок деятельности постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан определяется на основе Конституции Республики Башкортостан, настоящим Регламентом, Положением о постоянных комиссиях Верховного Совета Башкирской ССР и другими законами Республики Башкортостан.
Глава VI.Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан является постоянно действующим органом Верховного Совета Республики Башкортостан, подотчетным ему во всей своей деятельности и осуществляющим в пределах, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан, функции высшего органа государственной власти в период между его сессиями, обеспечивающими организацию работы Верховного Совета Республики Башкортостан.
В состав Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан входят по должности: Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, заместитель Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан, а также семь членов Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, избираемых Верховным Советом Республики Башкортостан из числа народных депутатов Республики Башкортостан.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан возглавляет Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан приступает к осуществлению своих полномочий после избрания в установленном порядке должностных лиц, входящих в его состав.
Заседания Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан созываются не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии не менее двух третей от общего состава Президиума. Заседания Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан созывает и ведет Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан, а в его отсутствие или по его поручению - Первый заместитель либо заместитель Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан.
Решения Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан принимаются на его заседаниях большинством от общего состава Президиума. Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан издает указы и принимает постановления.
В заседаниях Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан вправе участвовать с совещательным голосом Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, Председатель Совета Министров Республики Башкортостан, Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан и народные депутаты Республики Башкортостан.
По приглашению Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан в заседаниях Президиума могут участвовать представители государственных органов и общественных организаций.
Лицам, входящим в состав Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, а также другим лицам, участвующим в его заседаниях, заблаговременно сообщается о вопросах, которые предполагается рассмотреть на заседании, и предоставляются необходимые материалы.
Заседания Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан протоколируются и стенографируются. С протоколом и стенограммой заседания вправе ознакомиться народные депутаты Республики Башкортостан. Вопросы, рассмотренные Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан, и принятые им решения, как правило, освещаются в печати, по телевидению и радио.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан в связи с созывом и проведением сессии Верховного Совета Республики Башкортостан:
готовит проекты повестки дня сессии Верховного Совета Республики Башкортостан;
созывает сессии Верховного Совета Республики Башкортостан;
обеспечивает подготовку и представление Верховному Совету Республики Башкортостан документов и материалов, поступивших в период между сессиями Верховного Совета Республики Башкортостан;
предоставляет народным депутатам Республики Башкортостан проекты законов, постановлений и другие необходимые материалы по вопросам, рассматриваемым на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан;
обеспечивает опубликование законов и иных актов, принятых Верховным Советом Республики Башкортостан;
решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан в связи с координацией деятельности постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан:
в случае необходимости передает в постоянные комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан для предварительного или дополнительного рассмотрения проекты законов и иных актов Верховного Совета Республики Башкортостан или Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, а также другие вопросы; заслушивает сообщения постоянных комиссий о подготовленных ими заключениях и предложениях;
принимает необходимые меры по организации совместной работы постоянных комиссий при подготовке и рассмотрении вопросов, относящихся к ведению нескольких постоянных комиссий;
дает поручения и рекомендации постоянным комиссиям Верховного Совета Республики Башкортостан о разработке проектов законов по вопросам осуществления контроля за деятельностью государственных органов и организаций, о подготовке других вопросов;
рассматривает предложения, внесенные постоянными комиссиями в Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан;
заслушивает сообщения государственных и общественных органов, учреждений и организаций о результатах рассмотрения рекомендаций постоянных комиссий и принятых по ним мерах;
обеспечивает информирование народных депутатов, представителей государственных и общественных органов о заседаниях комиссий и принимаемых ими решениях;
содействует своевременному обеспечению комиссий материалами и документами по рассматриваемым вопросам;
содействует научному обеспечению деятельности постоянных комиссий, оказывает правовую, организационную, материально - техническую и иную необходимую помощь в их работе.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан в целях содействия народным депутатам Республики Башкортостан в выполнении ими своих полномочий:
осуществляет контроль за своевременным рассмотрением и реализацией государственными и общественными органами, должностными лицами предложений и замечаний депутатов, высказанных на сессиях Верховного Совета Республики Башкортостан, выполнением постановлений, принятых по запросам народных депутатов Республики Башкортостан, информирует об этом народных депутатов Республики Башкортостан;
обеспечивает народных депутатов Республики Башкортостан официальными изданиями и материалами о деятельности Верховного Совета Республики Башкортостан, его Президиума, постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан, а также справочными и другими материалами;
обобщает опыт работы народных депутатов Республики Башкортостан на основе их информаций об отчетах перед избирателями, трудовыми коллективами и общественными организациями и других материалов, оказывает народным депутатам Республики Башкортостан необходимую помощь и содействует обмену опытом депутатской работы;
привлекает народных депутатов Республики Башкортостан к проверке работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению Верховного Совета Республики Башкортостан и Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан организует планирование работы по подготовке проектов законов Республики Башкортостан и вносит свои предложения на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан.
Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан для подготовки предложений по вопросам, входящим в его компетенцию, в случае необходимости образует из своего состава, из числа народных депутатов Республики Башкортостан, специалистов, а также представителей государственных органов и общественных организаций, научных учреждений, постоянные и временные комиссии, рабочие группы.
Глава VII.Избрание конституционного суда Республики Башкортостан
Конституционный Суд Республики Башкортостан избирается Верховным Советом Республики Башкортостан сроком на десять лет из числа специалистов в области права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 других судей Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Председатель, заместитель Председателя, другие судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан избираются Верховным Советом Республики Башкортостан тайным голосованием.
Лицо, избранное в Конституционный Суд Республики Башкортостан не может быть одновременно народным депутатом Республики Башкортостан и заниматься деятельностью, несовместимой с должностью судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Предложения о персональном составе Конституционного Суда Республики Башкортостан представляются Верховному Совету Республики Башкортостан Председателем Верховного Совета Республики Башкортостан с учетом рекомендаций постоянной Комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан по вопросам законодательства, законности и правопорядка.
Обсуждение и голосование проводятся по каждой кандидатуре отдельно, если Верховный Совет Республики Башкортостан не определяет иной порядок.
Если какая-либо из предложенных Председателем Верховного Совета Республики Башкортостан кандидатур в состав Конституционного Суда Республики Башкортостан не получила требуемого для избрания количества голосов народных депутатов Республики Башкортостан, Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан предлагает Верховному Совету Республики Башкортостан другую кандидатуру, по которой проводятся обсуждение и голосование.
Об избрании Конституционного Суда Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
Полномочия лиц, входящих в состав Конституционного Суда Республики Башкортостан, могут быть прекращены досрочно в случае и порядке, предусмотренных Законами Республики Башкортостан о Конституционном Суде Республики Башкортостан.
Глава VIII.Образование Совета Министров Республики Башкортостан
Совет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан - образуется вновь избранным Верховным Советом Республики Башкортостан, как правило, на его первой сессии.
Избранию нового Правительства Республики Башкортостан предшествует отчетный доклад Совета Министров Республики Башкортостан о работе, проделанной в течение срока полномочий Правительством Республики Башкортостан. Отчетный доклад Правительства распространяется среди народных депутатов Республики Башкортостан не позднее чем за три дня до его оглашения. По окончании доклада Председатель Совета Министров Республики Башкортостан от имени Правительства заявляет о сложении полномочий Правительством Республики Башкортостан перед Верховным Советом Республики Башкортостан. По докладу открываются прения.
О сложении Правительством Республики Башкортостан своих полномочий Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление, в котором поручает Совету Министров Республики Башкортостан продолжать исполнять свои обязанности впредь до образования нового состава Совета Министров Республики Башкортостан.
После принятия Верховным Советом Республики Башкортостан к сведению заявления Совета Министров Республики Башкортостан о сложении его полномочий перед Верховным Советом Республики Башкортостан Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан представляет Верховному Совету Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на должность Председателя Совета Министров Республики Башкортостан. Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан может предложить альтернативные кандидатуры.
Кандидат на должность Председателя Совета Министров Республики Башкортостан выступает перед народными депутатами Республики Башкортостан с концепцией программы деятельности на предстоящий срок полномочий.
Каждый народный депутат Республики Башкортостан, присутствующий на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре .
Вопрос о назначении на должность Председателя Совета Министров Республики Башкортостан решается Верховным Советом Республики Башкортостан путем тайного голосования.
О назначении Председателя Совета Министров Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление. Этим же постановлением Верховный Совет Республики Башкортостан поручает Председателю Совета Министров Республики Башкортостан, на основании консультаций, представить Председателю Верховного Совета Республики Башкортостан предложения о персональном составе нового Совета Министров Республики Башкортостан.
В случае, если предложенная Председателем Верховного Совета Республики Башкортостан кандидатура на должность Председателя Совета Министров Республики Башкортостан не получила поддержки Верховного Совета Республики Башкортостан, Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан представляет Верховному Совету Республики Башкортостан другую кандидатуру, по которой проводятся обсуждение и голосование.
Председатель Совета Министров Республики Башкортостан после назначения его Верховным Советом Республики Башкортостан вносит предложения Председателю Верховного Совета Республики Башкортостан для представления на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан по кандидатурам в состав Совета Министров Республики Башкортостан.
Перед вынесением на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан кандидатур членов Правительства Республики Башкортостан, решением Верховного Совета Республики Башкортостан постоянным комиссиям поручается обсуждение каждой из предложенных кандидатур.
Членам постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан, которые будут принимать участие в обсуждении кандидатур в состав Совета Министров Республики Башкортостан, до заседания комиссии предоставляются информационные и иные материалы по обсуждаемым кандидатурам.
Обсуждение кандидатур может проводиться на раздельных или совместных заседаниях постоянных комиссий Верховного Совета Республики Башкортостан. О времени и месте заседаний комиссий информируются народные депутаты Республики Башкортостан.
Каждая постоянная комиссия, которой поручено провести обсуждение кандидатур на должности в состав Совета Министров Республики Башкортостан, вносит свое заключение по обсуждаемой кандидатуре.
В случае, если предложенная кандидатура не рекомендована постоянными комиссиями на соответствующую должность в составе Совета Министров Республики Башкортостан, заключение должно содержать мотивировку принятого решения. Председатель Совета Министров Республики Башкортостан предлагает другую кандидатуру для обсуждения либо подтверждает свое намерение отстаивать первоначально предложенную кандидатуру на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан.
При рассмотрении Верховным Советом Республики Башкортостан кандидатур на должности в состав Совета Министров Республики Башкортостан председатели постоянных комиссий информируют Верховный Совет Республики Башкортостан об итогах обсуждения кандидатур и о заключении комиссии по каждой кандидатуре.
По требованию народных депутатов Республики Башкортостан кандидат на должность в составе Совета Министров Республики Башкортостан выступает перед Верховным Советом Республики Башкортостан с программой предстоящей деятельности.
В случае, если кандидатура в составе Совета Министров Республики Башкортостан рекомендована постоянной комиссией для назначения на должность, прения по вопросу о назначении этого должностного лица могут не открываться, если на этом не настаивают народные депутаты Республики Башкортостан, присутствующие на данном заседании Верховного Совета Республики Башкортостан.
Решение о назначении на должность в составе Совета Министров Республики Башкортостан принимается отдельно по каждой кандидатуре путем тайного голосования, если Верховный Совет Республики Башкортостан не определит иной порядок голосования.
Если какая-либо из предложенных Председателем Совета Министров Республики Башкортостан кандидатур не получила по итогам голосования поддержки большинства от общего числа народных депутатов Республики Башкортостан, Председатель Совета Министров предлагает Председателю Верховного Совета Республики Башкортостан для представления на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан в установленный Верховным Советом Республики Башкортостан срок другую кандидатуру, по которой проводятся обсуждения и голосование.
Об образовании Совета Министров Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
Вновь образованный Совет Министров Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Программа должна учитывать замечания и предложения народных депутатов Республики Башкортостан, сделанные ими при образовании Правительства Республики Башкортостан.
В случае ненадлежащего выполнения Правительством Республики Башкортостан и членами Правительства Республики Башкортостан своих обязанностей, Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан по своей инициативе либо по требованию одной пятой состава народных депутатов Республики Башкортостан вправе вносить в повестку дня сессии Верховного Совета Республики Башкортостан вопрос о доверии Правительству Республики Башкортостан и членам Правительства Республики Башкортостан.
Глава IX.Избрание верховного суда Республики Башкортостан, народных судей, высшего арбитражного суда Республики Башкортостан
Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан представляет Верховному Совету Республики Башкортостан кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, а также на должность Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.
Каждая кандидатура на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан обсуждается и голосуется отдельно.
Кандидатуры, представленные к избранию на должность Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан и на должность Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, выступают с краткой программой предстоящей деятельности.
Если в качестве кандидатов представлены лица, занимающие к моменту избрания те же должности, на которые они избираются, то они должны представить отчет Верховному Совету Республики Башкортостан о своей деятельности в занимаемой должности за весь срок полномочий.
Избрание Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан и Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан производится открытым голосованием, если Верховный Совет Республики Башкортостан не определит иной порядок голосования.
Об избрании на должность указанных лиц Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановления.
В случае, если кандидат на должность не получил поддержки Верховного Совета Республики Башкортостан, Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан предлагает Верховному Совету Республики Башкортостан другую кандидатуру на эту должность, по которой проводятся новое обсуждение и голосование.
Верховный Совет Республики Башкортостан избирает заместителей Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан членов и народных заседателей Верховного Суда Республики Башкортостан, членов и народных заседателей Верховного Суда Республики Башкортостан, утверждает Президиум и судебные коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан, а также избирает заместителей Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, председателей коллегий, судей арбитражного суда.
Предложения о заместителях Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, составе Верховного Суда Республики Башкортостан, Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан, заместителях Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, судьях арбитражного суда представляет Верховному Совету Республики Башкортостан соответственно Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан и Председатель Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.
Решение по кандидатурам о заместителях Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, составе Верховного Суда Республики Башкортостан, о Президиуме и судебных коллегиях Верховного Суда Республики Башкортостан, о заместителях Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, судьях арбитражного суда принимаются открытым голосованием по каждой кандидатуре в отдельности или по всем кандидатурам одновременно либо в ином порядке, определяемом Верховным Советом Республики Башкортостан.
Об избрании Верховного Суда Республики Башкортостан и Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановления.
Верховный Совет Республики Башкортостан избирает народных судей районных, городских народных судов и утверждает председателей районных, городских народных судов.
Решение об избрании народных судей и утверждении председателей районных, городских народных судов принимается по всем кандидатурам одновременно, если ни по одной из рассматриваемых кандидатур не будет принято иное решение.
Об избрании народных судей районных, городских народных судов и утверждении председателей районных, городских народных судов Верховный Совет Республики Башкортостан принимает постановление.
Обсуждение кандидатур, указанных в настоящей главе, производится в порядке, установленном статьями 45, 46 настоящего Регламента.
Глава Х