Об итогах функционирования народного хозяйства Башкирской ССР в первом квартале 1991 года
Башкирская ССР
Постановление от 30 апреля 1991 года № 108
Об итогах функционирования народного хозяйства Башкирской ССР в первом квартале 1991 года
Принято
Президиумом Совета Министров Башкирской ССР
30 апреля 1991 года
Совет Министров Башкирской ССР отмечает, что экономика республики развивалась в первом квартале 1991 года в условиях общего кризиса, который проявился в падении объемов производства, деформации структуры народного хозяйства, бюджетном дефиците и разбалансировании финансово - кредитной системы.
Объем промышленного производства составил 98,1 процента к первому кварталу прошлого года. Каждое второе предприятие допустило сокращение объемов производства. Ухудшилась дисциплина поставок. За квартал недопоставлено продукции на 68,2 млн. рублей. Замедлились темпы роста производства товаров народного потребления.
Тенденция падения объемов производства и снижения договорной дисциплины обусловлены ухудшением материально - технического снабжения, а Госснабом (т. Подлесным), "Башглавснабом" (т. Сафроновым) недостаточно принято мер по выправлению сложившегося положения. Медленно разворачивает свою деятельность вновь созданное коммерческое объединение "Башресурсы" (т. Вакуленко).
В городах Октябрьском, Мелеузе, Нефтекамске каждое третье предприятие снизило их выпуск. От 10 до 30 процентов сократилось производство потребительских товаров на Нефтекамском заводе автосамосвалов (т. Протопопов), Стерлитамакском станкостроительном (т. Жаринов), объединении "Башстрой"(т. Бобылев), Туймазинском заводе геофизоборудования (т. Гилязетдинов).
Из-за недопоставок сырья и разрушения сложившихся связей сокращено производство большинства видов товаров легкой промышленности.
Большим тормозом в обеспечении рынка продовольственными товарами является снижение колхозами и совхозами против уровня первого квартала 1990 года закупок мяса, молока. Большое отставание по закупкам мяса допущено хозяйствами Салаватского, Мечетлинского, Калтасинского, Гафурийского, Белокатайского районов, молока - Зилаирского, Ишимбайского, Нуримановского, Хайбуллинского, Кугарчинского, Кушнаренковского районов. В результате выпуск продовольственных товаров против соответствующего периода 1991 года уменьшился на 8,6 процента, создалось напряженное положение с обеспечением населения основными продуктами питания.
Продолжались негативные тенденции в капитальном строительстве. Объем инвестиций сократился по сравнению с первым кварталом прошлого года на 7,4 процента. Построено жилья на 55 процентов меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. В городе Ишимбае этот показатель составил 4,1 процента, Мелеузе - 4,7, Уфе - 26,6, Учалы - 38,6, Салавате - 56,3 процента. Существенным тормозом в заключении договоров с подрядными организациями и открытии финансирования на строительстве жилья и объектов соцкультбыта явилось отсутствие единого среднего коэффициента пересчета в цены 1991 года в целом по республике обязательного для всех строителей. Госстрой БССР не явился инициатором в этом важном деле. Министерство финансов БССР не обеспечивает финансирование возрастающих объемов капитальных вложений в связи с пересчетом в цены 1991 года, а это повлечет за собой сокращение объемов ввода жилья и объектов соцкультбыта.
Большинство предприятий союзного подчинения до настоящего времени не решили вопрос обеспечения капитальных вложений, переданных в порядке долевого участия на жилищное строительство, материальными ресурсами. В г. Уфе из 51,7 млн. рублей строймонтажных работ обеспечено ресурсами лишь 28,1 или 54,4 процента, в г. Стерлитамаке - 10,9 процента, Нефтекамске - 12,4, Сибае - 13,0, Учалы - 28,3, Салавате - 20,2, Октябрьском - 34,6 процента.
Среди предприятий, не обеспечивших в 1 квартале передачу ресурсов на эти цели, "Башнефтехимзаводы", "Геофизприбор", электроламповый завод, завод РТИ и другие.
Многие ведущие строительные организации - объединения "Башстрой", "Уралтрубопроводстрой", "Башкирскагропромстрой", "Башводмелиорация" и другие заключили договора подряда на объем работ ниже фактически выполненных объемов прошлого года, в результате этого уже в первом квартале ими значительно сокращены объемы подрядных работ.
Неудовлетворительно выполняется постановление Верховного Совета Башкирской ССР "О развитии базы стройиндустрии и производства строительных материалов республики", что не способствует ускорению перехода на рыночные отношения в строительном комплексе.
Не улучшается автотранспортное обслуживание населения. Низкими темпами ведется сооружение газопроводов - отводов.
Железнодорожный транспорт не обеспечивает своевременный вывоз продукции с предприятий республики. За первый квартал не вывезено 563,9 тыс. тонн грузов, из которых 91,8 процента подготовлено к перевозке и находились на прирельсовых и погрузочных площадках.
При острой нехватке вагонов простои под грузовыми операциями у предприятий - грузоотправителей увеличились на 12,3 процента и составили в среднем 7,1 часа. Сумма штрафов с предприятий достигла более 1 млн. рублей, которые возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 27,2 процента.
Особенно большие простои допускают Уфимский завод текстильного стекловолокна, объединение "Башкируголь", Башкирский завод дубильных экстрактов, Мелеузовский химический завод, Башкирский медно - серный и Учалинский горнообогатительный комбинаты, Уфимский фанерно - плитный комбинат.
Неудовлетворительно организованы железнодорожным транспортом
пассажирские перевозки. Состояние развития бытовых услуг не отвечает спросу населения. Уровень обеспеченности бытовыми услугами составляет 40 процентов к нормативу. Рядовым явлением в сфере услуг стало нарушение сроков исполнения заказов. Менее удобным стал режим работы приемных пунктов.
Доходная часть бюджета республики выполнена на 121,2 процента, в покрытие дефицита бюджета мобилизовано дополнительно около 10 млн. рублей доходов. Однако отдельные ведомства, объединения, предприятия, исполкомы местных Советов слабо использовали возможности мобилизации финансовых ресурсов в бюджет. Некоторые предприятия, не утруждая себя поиском резервов по повышению эффективности хозяйствования, пополняют свои финансовые ресурсы за счет сокрытия доходов.
Финансовыми органами и налоговыми инспекциями выявлено около 30 млн. рублей дополнительных доходов, связанных с искажением отчетности. Крупные суммы занижения налогов установлены на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения, заводе "Авангард" Уфимском приборостроительном заводе, объединениях "Гидравлика" и "Прогресс". Во многих отраслях финансовые ресурсы сокращаются за счет непроизводительных расходов, бесхозяйственности, а порой прямого расточительства и убыточности предприятий. Только за два месяца примененные к предприятиям штрафные санкции составили 15 млн. рублей.
Не обеспечили выполнение плана платежей в бюджет предприятия Министерства жилищно - коммунального хозяйства на 5,2 млн. рублей, фирма "Газ - Сервис" на 16,2 млн. рублей, Министерство бытового обслуживания населения на 721 тыс. рублей.
Крайне неудовлетворительно идет мобилизация финансовых ресурсов в республиканский (РСФСР) фонд стабилизации экономики. Многие предприятия, не считаясь с интересами бюджета, не выполняют свои финансовые обязательства, за три месяца текущего года поступило в фонд стабилизации лишь два процента средств от расчетных сумм.
Исполкомы многих районных и городских Советов слабо изучают состояние экономики на подведомственных территориях, не оказывают должного управленческого воздействия на работу объединений, предприятий и хозяйств, предметно не занимаются улучшением продовольственного снабжения населения, строительством жилья и объектов социально - культурного назначения, благоустройством городов и других населенных пунктов, не подключают к решению этих вопросов народных депутатов, актив общественных организаций.
Учитывая складывающуюся в экономике республике кризисную ситуацию и необходимость принятия более решительных мер по стабилизации развития народного хозяйства, Совет Министров Башкирской ССР постановляет: 1.Руководителям министерств, ведомств, объединений, предприятий, исполкомов городских и районных Советов народных депутатов определить конкретные меры по резкому повышению уровня управления во всех звеньях народного хозяйства, добиться полного использования возможностей экономического развития на основе перехода трудовых коллективов на коллективный и арендный подряд, внедрения различных видов кооперации и индивидуальной трудовой деятельности, усиления заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких конечных результатов;
рекомендовать руководителям объединений и предприятий обеспечить неуклонное выполнение договорных обязательств, заключение договоров без снижения объемов поставок. 2.Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов принять меры к увеличению в 1991 году производства товаров народного потребления и платных услуг населению за счет более эффективного использования местного сырья и материалов, а также оказания помощи предприятиям в изыскании необходимых ресурсов на основе развития внутриотраслевых, территориальных и межреспубликанских связей. 3.Госснабу БССР (т. Подлесному), "Башглавснабу" (т. Сафронову) в срок до 1 июня текущего года представить в Совет Министров республики план организационно - технических мероприятий по полному обеспечению предприятий и организаций нефондируемыми материалами. Коммерческому акционерному объединению "Башресурсы" (т. Вакуленко) изыскать возможность обеспечения предприятий недостающими материально - техническими ресурсами. 4.Башглавснабу (т. Сафронову), Госснабу Башкирской ССР (т. Подлесному), объединению "Башресурсы" (т. Вакуленко) по итогам полугодия проинформировать Совет Министров Башкирской ССР о проводимой работе по обеспечению сырьем, материалами и комплектующими изделиями производства товаров народного потребления и оказания платных услуг. 5.Госплану БССР, Минфину БССР, Госкомцен БССР в недельный срок внести предложения в Совет Министров БССР об увеличении производства товаров народного потребления простейшего ассортимента в 1991 году. 6.Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР (т. Габитову), объединениям "Башпищепром" (т. Глебову),"Башкирскмясоагропром" (т. Мурашову), "Башкирскмолагропром" (т. Григорьеву), "Башкирхлебпром" (т. Асееву), "Башкирхлебопродукт" ( т. Куватову), "Башкиррыбхоз" (т. Карташову), Башпотребсоюзу (т. Гарипову), Карламанскому, Мелеузовскому, Сибайскому молочно - консервным комбинатам (тт. Смагину, Мамцеву, Емельянову), агропромышленным комбинатам "Уфимский" и "Туймазинский" (тт. Перевышину, Саниеву) осуществить конкретные меры по наращиванию объемов производства продуктов питания в натуральном выражении за счет улучшения использования производственных мощностей, рационального использования ресурсов сельскохозяйственного сырья; обеспечить безусловное выполнение заданий, установленных постановлением Совета Министров Башкирской ССР от 23 февраля 1991 года N 54 "О дополнительных мерах по улучшению продовольственного снабжения населения в 1991 году". Принять оперативные меры по повышению качества вырабатываемой продукции. 7.Исполкомам районных и городских Советов народных депутатов установить повседневный контроль за организацией продовольственного снабжения населения, поднять роль и эффективность работы чрезвычайных продовольственных комиссий, осуществлять целенаправленную работу по увеличению выпуска продукции из нефондового сырья, улучшению торговли субпродуктами второй категории и маложирной молочной продукции. 8.Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству торговли Башкирской ССР (т. Латыпову), Башпотребсоюзу, Управлению общественного питания (т. Хисматуллину), объединению "Башпищепром", исполкомам городских и районных Советов народных депутатов в десятидневный срок рассмотреть готовность промышленных предприятий и торгующих организаций к работе в весенне - летний период, принять оперативные меры по обеспечению полного удовлетворения населения в прохладительных напитках, расширить сезонную сеть по их продаже, удлинить время ее работы, не допускать фактов перебоя в торговле безалкогольными напитками и минеральными водами. 9.Министерству сельского хозяйства и продовольствия Башкирской ССР обеспечить устойчивое развитие животноводства, организованное проведение весеннего сева и полного комплекса последующих работ по уходу за посевами сельскохозяйственных культур.
Существенно увеличить объемы производства и поставки в торговую сеть мясной и молочной продукции, круп, макаронных изделий, ранних овощей и картофеля. 10.Считая совершенно нетерпимым допущенное в первом квартале 1991 года резкое снижение объемов строительства объектов социально - культурной сферы, поручить руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций, исполкомам райгорсоветов в двухнедельный срок определить по каждому объекту конкретные меры по вводу их в эксплуатацию в установленные сроки и до 1 июля текущего года восполнить допущенное отставание в строительстве указанных объектов, ввести персональное закрепление за каждым объектом ответственных работников.
Завершить до 20 мая т.г. заключение договоров подряда по объектам и мощностям позиций госзаказа с учетом приоритетных направлений (жилищное и социально - культурное строительство). Руководителям финансирующих банков установить строгий контроль за ходом заключения подрядных договоров. 11.Управлению "Башглавснаб", Госснабу БССР, объединению "Башресурсы" обеспечить полностью материальными ресурсами строительные организации на принятые программы подрядных работ. 12.Министерству финансов БССР профинансировать объемы строительства по подведомственным Совету Министров БССР отраслям, установленным в плане 1991 года, в полном размере. 13.Госплану Башкирской ССР, Министерству финансов БССР, руководителям финансирующих банков до 1 июня 1991 года проанализировать состояние заключения договоров подряда и открытие финансирования заказчиками и по результатам принять решение о перераспределении средств.
Госстрою Башкирской ССР в десятидневный срок разработать и утвердить в установленном порядке единый по республике обязательный для всех строителей средний коэффициент перерасчета в цены 1991 года. 14.Зам. Председателя Совета Министров т. Усманову, председателю Госстроя БССР т. Амирову с привлечением финансирующих банков, предприятий и организаций рассматривать и принимать решения, обеспечивающие выполнение заданий постановления Верховного Совета БССР по развитию стройиндустрии и промышленности строительных материалов, установленных на 1991 год, и ежемесячно докладывать Совету Министров БССР о положении дел и проводимой организаторской работе по выполнению заданий текущего и 1992 годов. 15.Заместителям Председателя Совета Министров тт. Харлову, Усманову с привлечением органов снабжения, подрядных организаций, заказчиков, исполкомов районных и городских Советов рассматривать вопросы обеспеченности строек госзаказа, приоритетных направлений, объемов жилищного, социально - культурного строительства материальными ресурсами, имея в виду не допускать снижения их ввода против достигнутого уровня 1990 года. 16.Поручить исполкомам районных и городских Советов народных депутатов, руководителям ТО "Башстрой", АО "Стронег", объединения "Башкирскагропромстрой", ПСО "Башмедьстрой", трестов "Уфимтрансстрой", "Башуралэнергострой", АО "Уралтрубопроводстрой" и других найти возможность заключения прямых договоров с заказчиками, предприятиями и организациями на дополнительный ввод жилья, социально - культурных объектов и создание задела в 1991 году и до 20 мая т.г. внести предложение Совету Министров БССР (тт. Усманову, Харлову) для решения вопросов обеспечения их материальными ресурсами. 17.Потребовать от Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги (т. Протасова), объединения "Башавтотранс" (т. Барсукова) строгого соблюдения графиков движения пассажирского транспорта, резкого улучшения культуры обслуживания населения, особенно на внутригородских перевозках. 18.Объединению "Башкиравтодор" (т. Свинковскому) совместно с концерном "Росавтодор", Минфину БССР (т. Насыбуллину) до 15 мая 1991 года обеспечить финансирование дорожных работ на полный утвержденный плановый годовой объем и до 1 июня проинформировать Совет Министров БССР. 19.Башкирскому управлению магистральных газопроводов (т. Валееву), Минсельхозпроду БССР (т. Габитову), Башглавснабу (т. Сафронову) совместно с другими заказчиками и подрядными организациями обеспечить утвержденную программу строительства газопроводов на 1991 год трубами нефтяного сортамента, запорной арматурой и другим оборудованием, изоляционными материалами и ежеквартально докладывать Совету Министров БССР об итогах работы. 20.Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов совместно с Министерством бытового обслуживания населения БССР в месячный срок довести до предприятий и организаций территориальный заказ на социально - необходимые услуги, формируя его на основе содействия в обеспечении материальными ресурсами, оборудованием, помещениями, решении социально - бытовых вопросов трудовых коллективов. 21.Министерству торговли БССР (т. Латыпову), Башпотребсоюзу (т. Гарипову), Управлению общественного питания (т. Хисматуллину) самым решительным образом активизировать работу по восстановлению хозяйственных связей с производителями и поставщиками товаров. Обеспечить закуп в децентрализованном порядке и по бартеру необходимых товаров и продовольствия, особенно ранних овощей, мясопродуктов в объемах не ниже уровня 1990 года. 22.Государственному комитету Башкирской ССР по ценам в целях социальной защиты населения при рассмотрении материалов на утверждение цен по товарам народного потребления не допускать фактов необоснованного их завышения. 23.Государственной налоговой инспекции усилить контроль за соблюдением объединениями, предприятиями, организациями и кооперативами налогового законодательства и своевременностью внесения в республиканский (БССР) бюджет государственных налогов и платежей. 24.Руководителям ведомств, предприятий и организаций взять под личный контроль расходование средств на оплату труда и обеспечение правильного соотношения между темпами роста заработной платы и производительности труда;
рассмотреть организацию работы по экономному и рациональному использованию сырьевых, топливно - энергетических и других материальных ресурсов и навести в этом деле должный порядок. 25.Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов последовательно проводить работу по комплексному социально - экономическому развитию своих территорий, реализации территориальных программ социального развития, способствовать развитию многоукладной экономики, преобразованию форм собственности с учетом демонополизации и приватизации и в конечном итоге стабилизации социально - экономического положения в регионах. 26.Рекомендовать партийным, профсоюзным, комсомольским и другим общественным организациям вести пропаганду решений Советов всех уровней, направленных на стабилизацию экономики республики, сотрудничать с Советами в укреплении трудовой дисциплины и предотвращении срывов в работе трудовых коллективов.
Председатель Совета Министров
Башкирской ССР
М.МИРГАЗЯМОВ
И.о. Управляющего Делами Совета Министров
Башкирской ССР
Н.ФИЛИППОВ