О мерах по развитию в республике сети общеобразовательных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев и других)
Башкирская ССР
Постановление от 27 ноября 1991 года № 281
О мерах по развитию в республике сети общеобразовательных учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев и других)
Принято
Президиумом Совета Министров Башкирской ССР
27 ноября 1991 года
Совет Министров Башкирской ССР отмечает, что недостаточно развитые сеть и структура специальных общеобразовательных учебных заведений для обучения и воспитания одаренных и творчески способных детей не отвечает национально-культурным, научно-техническим, образовательным, демографическим и социально-экономическим запросам республики.
Существующие специальные школы, школы-интернаты с углубленным изучением ряда предметов, видов художественного творчества работают неэффективно, разрозненно, без опоры на научные исследования, обеспечивающие выявление и развитие творческого потенциала учащегося.
Лишь в последнее время по инициативе ряда педагогических и инженерно-педагогических коллективов при поддержке со стороны органов народного образования начали появляться альтернативные учебные заведения, нацеленные на преодоление унитарности, безликости прежней школы, создание условий для развития одаренных детей, формирование интеллектуального фонда республики.
Созданы политологическая гимназия N 1 г. Уфы, Башкирская республиканская гимназия, школы-лицеи при Башкирском, Бирском пединститутах, авиационно-техническая школа-лицей при Уфимском авиационном институте, компьютерная школа в г. Белорецке, гимназии в г.г. Стерлитамаке, Нефтекамске и другие.
Вместе с тем в работе органов народного образования, местных Советов народных депутатов по созданию инновационных учебных заведений нет должной системности, аналитической проработки вопросов, четкости ориентиров.
Недостаточно глубоко проводятся опережающие меры по формированию педагогических коллективов талантливыми, творческими кадрами, укреплению материально-технической базы.
Отсутствуют должное научно-педагогическое, методическое обеспечение, глубокая экспертиза используемых учебных программ, планов, профессиональное изучение состояния учебно-воспитательной работы.
К решению этих проблем не подключены академические учреждения, научно-педагогические силы вузов и НИИ, техническая и творческая интеллигенция.
Со стороны Министерства народного образования принимается недостаточно мер по реализации собственной целевой комплексной программы "Творческая одаренность", повышению эффективности инновационного Совета БИУУ.
Не определились в вопросах развития альтернативных учебных заведений исполкомы местных Советов народных депутатов, занимая при этом не всегда конструктивную позицию.
Учитывая социально-экономическую значимость обновления просвещения, необходимость создания его государственно-общественной системы, наиболее отвечающей интеллектуальному прогрессу общества, Совет Министров Башкирской ССР постановляет: 1.Министерству народного образования БССР, Министерству культуры БССР, Госкомитету по физической культуре и спорту БССР, другим отраслевым министерствам и ведомствам, совету ректоров вузов, правлению ассоциации ссузов БССР, исполкомам районных и городских Советов народных депутатов изучать перспективы развития сети инновационных альтернативных учебных заведений и ежегодно до 1 марта, начиная с 1992 года, направлять в Совет Министров Башкирской ССР перечень планируемых к открытию гимназий и лицеев и т.д., а также предложения по региональному их размещению. 2.Обязать министерства народного образования, культуры, Госкомспорт БССР, совет ректоров вузов БССР, правление ассоциации ссузов БССР вести совместную работу по созданию постоянно действующей системы поиска, воспитания и обучения одаренных детей и молодежи, единой сети специализированных учебных заведений или структур для обучения их. 3.Министерству народного образования БССР, совету ректоров вузов БССР: - разработать развернутую программу научных исследований по проблематике инноваций; - в МНО БССР создать Инновационный фонд развития образования за счет бюджетных ассигнований, выделенных на народное образование, и внебюджетных средств для финансирования научной программы; - при Башкирском филиале НИИ национальных проблем образования МО РСФСР организовать лабораторию по альтернативным национальным учебным заведениям. 4.Министерству экономики БССР, министерствам народного образования, культуры, Госкомспорту совместно с исполкомами райгорсоветов предусмотреть строительство новых, реконструкцию старых учебных помещений и зданий для гимназий, лицеев, специальных школ, школ-интернатов инновационного направления. 5.Министерству материальных ресурсов и межрегиональных связей БССР, Башгоскомснабу БССР осуществить меры по укреплению учебно-технической базы учебных заведений новых типов, оснащению их современными техническими средствами обучения. 6.Предложить Министерству народного образования, Министерству финансов БССР, исполкомам районных, городских Советов народных депутатов устанавливать для инновационных учебных заведений повышенные нормативы бюджетных ассигнований, исходя из местных условий и потребностей. 7.Министерству народного образования принять радикальные меры к повышению качества обучения способных детей и молодежи в массовых общеобразовательных школах с целью привлечения к числу одаренных более широкого контингента учащихся;
при наличии соответствующих материальных условий и кадрового потенциала открывать в них гимназические или иные инновационные классы. 8.Министерству печати БССР предусматривать ежегодно в планах издательской деятельности выпуск оригинальных и переводных учебников, учебно-методических пособий, научно-популярной литературы по обучению и воспитанию детей и молодежи в общеобразовательных учебных заведениях повышенного уровня. 9.Министерствам народного образования, культуры, Госкомспорту обобщать и широко пропагандировать опыт работы инновационных учебных заведений, используя для этого средства массовой информации.
Лучших по результатам экспертных оценок гимназий, лицеев и других определить базовыми для распространения накопленного передового педагогического опыта. 10.Контроль за ходом выполнения данного Постановления возложить на отдел народного образования, культуры и административных органов Управления Делами Совета Министров БССР.
Председатель
Совета Министров
Башкирской ССР
М.МИРГАЗЯМОВ
И.о. Управляющего
Делами Совета Министров
Башкирской ССР
Н.ФИЛИППОВ