Башкирская АССР
Закон от 23 декабря 1988 года № 8

О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни

Принят
Верховным Советом Башкирской АССР
23 декабря 1988 года
    Дальнейшее углубление социалистической демократии, развитие самоуправления народа предполагают расширение для каждого гражданина Башкирской АССР реальных возможностей осуществлять конституционное право на участие в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении проектов законов и решений общесоюзного, республиканского и местного значения, а также крупных вопросов общественной жизни, выносимых на обсуждение общественными организациями в соответствии с их уставными задачами.
    Настоящий Закон призван способствовать развитию участия граждан в выработке решений по важным вопросам государственной и общественной жизни на основе широкой гласности, сопоставления и учета различных мнений и предложений трудящихся.
  1. I.Общие положения

  2. В соответствии с Конституцией Башкирской АССР проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни республики могут выноситься на народное обсуждение.
    Проекты законов и другие важные вопросы выносятся на народное обсуждение Верховным Советом Башкирской АССР либо Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР.
    Решения по важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения, проживающего на соответствующей территории, принимаются Советами народных депутатов и их исполнительными комитетами после предварительного обсуждения этих вопросов населением.
    Вопросы местного значения выносятся на обсуждение населения Советами народных депутатов или их исполнительными комитетами.
    Порядок народного обсуждения важных вопросов государственной жизни Башкирской АССР, а также обсуждения населением важных вопросов местного значения определяется настоящим Законом на основе Закона РСФСР "О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни", другими законами РСФСР и Башкирской АССР.
    Гражданам Башкирской АССР обеспечивается свободное участие в обсуждении важных вопросов государственной и общественной жизни.
    В обсуждении вопросов республиканского и местного значения граждане Башкирской АССР имеют право участвовать непосредственно, а также через общественные организации, трудовые коллективы, общие собрания, сходы граждан по месту жительства, органы общественной самодеятельности, собрания военнослужащих по воинским частям, средства массовой информации.
    Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан Башкирской АССР на участие в обсуждении в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
    В подготовке и проведении обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни участвуют организации Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативные, женские, ветеранов войны и труда, другие общественные организации и трудовые коллективы.
    Проведение обсуждения важных вопросов республиканского и местного значения обеспечивают Советы народных депутатов.
    Проведение обсуждения осуществляется на основе широкой гласности. Вынесенные на обсуждение проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни публикуются в печати, обнародуются по телевидению и радио, доводятся иным способом до сведения населения.
    Средства массовой информации всесторонне освещают ход обсуждения, публикуют предложения и замечания граждан, государственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов, а также обзоры поступивших предложений и замечаний, информируют об итогах обсуждения.
    Расходы, связанные с обсуждением проектов законов и других важных вопросов государственной жизни, а также с обсуждением населением проектов решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, производятся за счет государства.
    Должностные лица государственных и общественных органов, допустившие нарушения настоящего Закона, а также лица, препятствующие советскому гражданину в свободном осуществлении его права участвовать в обсуждении, несут установленную законом ответственность.
  3. II.Порядок народного обсуждения

  4. На народное обсуждение выносятся проекты законов и решений, затрагивающие основные направления политического, экономического и социального развития республики, в том числе крупномасштабные научно-технические, экологические проблемы, решение которых требует использования значительных народнохозяйственных ресурсов, осуществление конституционных прав, свобод и обязанностей советских граждан, а также другие важные вопросы государственной жизни, отнесенные к ведению Башкирской АССР.
    Вынесение проектов законов, других вопросов на народное обсуждение производится решением Верховного Совета Башкирской АССР либо Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, принятым по их инициативе или по предложению районных, городских Советов народных депутатов. Рекомендации о целесообразности вынесения проекта закона или другого вопроса на народное обсуждение могут быть высказаны постоянными комиссиями Верховного Совета Башкирской АССР, Советом Министров Башкирской АССР, общественными организациями в лице их республиканских органов, другими органами и лицами, вносящими в соответствии с законом в Верховный Совет Башкирской АССР или его Президиум законопроект либо иной вопрос.
    Проекты законов и материалы по другим вопросам публикуются в республиканских газетах, а в случае необходимости - и в местной печати не позднее 10 дней после принятия решения о вынесении их на народное обсуждение. Они также могут быть опубликованы в специализированных периодических изданиях либо иным способом.
    Одновременно с вынесением вопроса на народное обсуждение Верховный Совет Башкирской АССР или его Президиум устанавливают срок и порядок организации работы по рассмотрению предложений и замечаний, поступающих в ходе народного обсуждения, поручают проведение этой работы соответствующим постоянным комиссиям Верховного Совета Башкирской АССР или создают для указанной цели специальную комиссию.
    Республиканские и местные советские и другие государственные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций совместно с общественными организациями обеспечивают широкое обсуждение проектов законов, других вопросов, создают для этого необходимые условия.
    Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным на народное обсуждение, непосредственно в Президиум Верховного Совета Башкирской АССР либо в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов или другие государственные и общественные органы.
    Проекты законов, другие вопросы, вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях Советов, заседаниях их органов, депутатских групп, на собраниях общественных организаций, трудовых коллективов, общих собраниях, сходах граждан по месту жительства, органами общественной самодеятельности, на собраниях военнослужащих по воинским частям, в печати, по телевидению, радио.
    Предложения и замечания, поступившие в ходе народного обсуждения, обобщаются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, другими государственными и общественными органами, средствами массовой информации. Для обобщения поступающих предложений и замечаний указанные органы могут образовывать комиссии и рабочие группы. Предложения и замечания в обобщенном виде направляются в Президиум Верховного Совета Башкирской АССР.
    Поступившие в Президиум Верховного Совета Башкирской АССР предложения и замечания граждан, трудовых коллективов, государственных и общественных органов по проекту закона или другому вопросу рассматриваются и учитываются при доработке проекта соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Башкирской АССР или специальной комиссией, либо органом, внесшим вопрос в Верховный Совет Башкирской АССР или его Президиум. Для предварительного рассмотрения предложений и замечаний ими могут образовываться подготовительные комиссии и рабочие группы, в состав которых включаются народные депутаты, соответствующие специалисты, деятели науки и культуры, представители государственных и общественных органов, научных учреждений.
    Средства массовой информации регулярно информируют население о поступающих предложениях и замечаниях и ходе их рассмотрения, организуют разъяснение положений проекта закона или другого вопроса, вынесенного на народное обсуждение.
    Итоги народного обсуждения проекта закона или другого вопроса рассматриваются соответственно Верховным Советом Башкирской АССР или Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР, о чем информируется население.
    Предложения и замечания, не относящиеся к предмету обсуждаемого проекта закона или другого вопроса, направляются по принадлежности в соответствующие государственные и общественные органы, которые рассматривают их в установленном порядке.
  5. III.Обсуждение населением важных вопросов местного значения

  6. На обсуждение населения выносятся проекты решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов о планах комплексного экономического и социального развития и бюджете, об обеспечении социалистической законности, охране правопорядка и прав граждан, о работе предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, и другие важные вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства на местах.
    Вынесение проектов решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, других важных вопросов на обсуждение населения производится местным Советом или его исполнительным комитетом по их инициативе, а также по предложениям постоянных комиссий Совета, депутатских групп, депутатов, органов общественных организаций, трудовых коллективов, общественных сельских, уличных, квартальных, домовых комитетов, общих собраний, сходов граждан по месту жительства, других органов и организаций, предусмотренных законодательством Башкирской АССР.
    Проекты решений местных Советов и их исполнительных комитетов, материалы по другим вопросам, вынесенным на обсуждение, публикуются в местной печати или доводятся до сведения населения иным способом не позднее 10 дней после принятия решения о вынесении их на обсуждение.
    Одновременно с вынесением вопроса на обсуждение населения местный Совет или его исполнительный комитет устанавливают срок и порядок организации работы по рассмотрению предложений и замечаний, поступающих в ходе обсуждения, предлагают проведение этой работы соответствующим постоянным комиссиям местного Совета или создают для указанной цели специальную комиссию.
    Местные советские и другие государственные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций совместно с общественными организациями обеспечивают широкое обсуждение проектов решений Верховного Совета Башкирской АССР, Совета Министров Башкирской АССР, районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, других вопросов, вынесенных на обсуждение населения, создают для этого необходимые условия.
    Граждане могут направлять предложения и замечания по проектам решений и другим вопросам местного значения в соответствующий Совет, его исполнительный комитет, другие государственные и общественные органы.
    Проекты решений и другие вопросы, вынесенные на обсуждение населения, могут предварительно рассматриваться на сессиях нижестоящих Советов, заседаниях их исполнительных и распорядительных органов, постоянных комиссий, депутатских групп, на собраниях общественных организаций, трудовых коллективов, общих собраниях, сходах граждан по месту жительства, органами общественной самодеятельности, на собраниях военнослужащих по воинским частям, обсуждаться в местной печати, по телевидению и радио.
    Предложения и замечания, поступившие в ходе обсуждения, обобщаются соответственно исполнительными комитетами нижестоящих Советов народных депутатов, другими государственными и общественными органами, средствами массовой информации. Для обобщения поступающих предложений и замечаний указанные органы могут образовывать комиссии и рабочие группы. Предложения и замечания в обобщенном виде направляются в исполнительный комитет соответствующего Совета.
    Поступившие в исполнительный комитет Совета предложения и замечания рассматриваются и учитываются при доработке проекта постоянными комиссиями Совета либо специальной комиссией, созданной для этой цели, а также в практической деятельности.
    Местная печать, телевидение и радио регулярно информируют население о поступающих предложениях и замечаниях и ходе их рассмотрения, организуют разъяснение положений проекта решения и других вопросов, вынесенных на обсуждение.
    Предложения и замечания, которые по своему содержанию относятся к ведению вышестоящих государственных органов, направляются им для рассмотрения.
    Предложения и замечания, не относящиеся к предмету обсуждаемого проекта решения или другого вопроса, рассматриваются исполнительным комитетом Совета и направляются по принадлежности в соответствующие государственные и общественные органы, которые рассматривают их в установленном порядке.
    Результаты обсуждения проектов решений и других вопросов, подлежащих рассмотрению Советом народных депутатов, докладываются исполнительным комитетом или соответствующей постоянной комиссией либо иной комиссией на сессии Совета и доводятся до сведения населения.
    Результаты обсуждения проектов решений и других вопросов, подлежащих рассмотрению исполнительным комитетом Совета, докладываются на заседании исполнительного комитета и доводятся до сведения населения.
    Председатель
    Президиума Верховного Совета
    Башкирской АССР
    Ф.СУЛТАНОВ
    Секретарь
    Президиума Верховного Совета
    Башкирской АССР
    В.ДАУТОВ
    Уфа, 23 декабря 1988 года