Астраханская область
Закон от 02 октября 2000 года № 39/2000-ОЗ

О туристской деятельности на территории Астраханской области

Принят
Государственной Думой Астраханской обл.
02 октября 2000 года
    В редакции
  • от 11.02.2002 № 7/2002-ОЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. В настоящем Законе используются следующие понятия:
    туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
    туризм - временный выезд физических лиц с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, религиозных, профессионально - деловых и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;
    туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
    туризм въездной - путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
    туризм международный - путешествия лиц, постоянно проживающих на территории Астраханской области в другую страну, а также прием иностранных туристов на территории Астраханской области;
    туризм внутренний - путешествия лиц, постоянно проживающих в Астраханской области, в пределах Астраханской области;
    туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
    туризм спортивный - походы по маршрутам определенной категории сложности, а также участие в соревнованиях по технике туризма;
    туризм самодеятельный - походы и путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;
    туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор);
    турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
    тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов, переводчиков и иные услуги, предоставляемые в зависимости от цели путешествия, с указанием конкретных сроков начала и окончания исполнения услуг;
    туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;
    туристская услуга - транспортные, гостиничные, экскурсионные и иные виды услуг, предоставляемые туристу соответствующими подразделениями туристской индустрии и направленные на удовлетворение потребностей населения в путешествиях, отдыхе, экскурсиях;
    турист - любое физическое лицо, посещающее место временного пребывания в познавательных, оздоровительных, спортивных, религиозных, профессионально - деловых и иных целях без занятия в месте временного пребывания оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
    туристские ресурсы - природные, социально - культурные, исторические и иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
    туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков;
    туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;
    туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
    безопасность туризма - личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий;
    экскурсионная деятельность - деятельность по организации ознакомления туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению (ночевке);
    орган управления туризмом - орган, уполномоченный Администрацией Астраханской области регулировать вопросы международного, внутреннего, социального, спортивного и самодеятельного туризма;
    кадастр туристских ресурсов - систематизированный свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывного наблюдения над соответствующим объектом туристских ресурсов;
    мониторинг туристских ресурсов - оценка и прогноз состояния туристской деятельности в связи с использованием туристских ресурсов.
    Туристская деятельность на территории Астраханской области регулируется федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными и иными правовыми актами Астраханской области.
    Основными задачами законодательства, регулирующего туристскую деятельность в Астраханской области, являются:
    - создание в области развитой туристской индустрии, соответствующей международным требованиям, и благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
    - создание устойчивой нормативной правовой базы для регулирования отношений в сфере туризма;
    - стимулирование и развитие социального и самодеятельного туризма;
    - стимулирование притока туристов из других субъектов Российской Федерации, стран СНГ и иностранных государств;
    - более полное обеспечение общепризнанных прав человека, в том числе права на отдых, свободу передвижения, образование;
    - рациональное использование природного, исторического и культурного наследия;
    - обеспечение безопасности отдыха и оздоровления.
    Основными направлениями регулирования туристской деятельности на территории Астраханской области являются:
    - координация деятельности туроператоров и турагентов, а также иных организаций в сфере туристской индустрии;
    - лицензирование, стандартизации в туристской индустрии, сертификация туристского продукта в соответствии с требованиями федерального законодательства;
    - разработка и осуществление в Астраханской области льготной налоговой политики, стимулирующей развитие въездного туризма;
    - создание единой информационной службы по всем туристским ресурсам;
    - разработка практических мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию;
    - разработка практических мер по поддержанию местных производителей туристского продукта;
    - разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;
    - создание комплексной системы подготовки квалифицированных специалистов в сфере туристской индустрии в соответствии с международными стандартами;
    - развитие санаторно-курортной сети;
    - разработка совместно с другими субъектами Российской Федерации межрегиональных целевых программ развития туризма;
    - восстановление традиционных и открытие новых туристских маршрутов;
    - рекламная и издательская деятельность в сфере туризма.
    Основными целями регулирования туристской деятельности являются:
    - сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного, исторического и культурного наследия;
    - создание условий для деятельности, направленной на оздоровление, воспитание, образование туристов;
    - охрана окружающей среды.
    Приоритетными направлениями туристской деятельности в Астраханской области являются: въездной, внутренний, самодеятельный и социальный туризм.
    Администрация Астраханской области, органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий способствуют развитию указанных направлений туризма, в том числе путем создания наиболее благоприятных экономических условий.
    Туристскую деятельность на территории Астраханской области координирует Администрация Астраханской области. Администрация Астраханской области вправе делегировать свои полномочия в сфере туристской деятельности уполномоченному ею органу.
    В целях координации деятельности по развитию туризма на территории области совместно с общественными туристскими организациями и объединениями, предприятиями сферы туризма создается областной координационный совет по туризму Администрации Астраханской области.
    Положение об областном координационном совете по туризму утверждается Главой Администрацией Астраханской области.
    Решения областного координационного совета по туризму носят рекомендательный характер.
    В целях защиты прав и интересов туристов туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.
    В целях защиты прав потребителей туристский продукт подлежит сертификации в соответствии с федеральным законодательством.
    Туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательной стандартизации в соответствии с федеральным законодательством.
  3. Глава II.Туристы

  4. При заключении договора об оказании туристских услуг физическое лицо имеет право:
    получить сведения о наличии лицензии на туристскую деятельность и сертификата соответствия установленным требованиям;
    получить необходимую и достоверную информацию о предлагаемом туре, о правилах въезда и пребывания в указанной местности, об объектах туристского показа и сервиса, состоянии окружающей природной среды, безопасности в месте временного пребывания, стоимости предлагаемых туристских услуг.
    при использовании туристского продукта турист имеет право:
    получить от туроператора или турагента, не позднее чем за 3 дня до начала тура информацию об открытии визы или об отказе на ее получение в случае, если турист при получении визы воспользовался их услугой;
    на свободный доступ к туристским ресурсам с учетом ограничительных мер, принятых в месте временного пребывания;
    на получение в полном объеме услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются и соблюдение всех условий, предусмотренных договором с туристом и указанных в туристской путевке;
    на пользование туристскими услугами без какой-либо дискриминации;
    на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора купли-продажи туристского продукта туроператорам или турагентам в порядке, установленном федеральным законодательством;
    на предоставление информации об угрозе безопасности в месте временного пребывания;
    на беспрепятственный доступ к средствам связи;
    на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
    Орган управления туризмом в Астраханской области обязан информировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов (месте) временного пребывания.
    Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Астраханской области, незамедлительно информируют об угрозе безопасности туристов на территории Астраханской области.
    Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
    Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Астраханской области, осуществляется аварийно-спасательной службой.
    Туроператоры и турагенты обязаны незамедлительно информировать Администрацию Астраханской области или органы местного самоуправления о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах.
    При совершении путешествия турист обязан:
    соблюдать федеральное законодательство и законы Астраханской области;
    соблюдать правила личной безопасности;
    воздерживаться от выражения социальных, экономических и культурных различий, существующих между ним и населением Астраханской области;
    абзац исключен
    соблюдать требования природоохранительного законодательства, бережно относится к окружающей среде, субъектам посещения, памятникам природы, истории и культуры.
  5. Глава III.Туроператоры и турагенты

  6. Туроператоры имеют право:
    заниматься своей деятельностью без какой-либо дискриминации;
    составлять программу путешествия, вносить в нее изменения, не нарушая основных условий тура, указанных в туристской путевке;
    распространять достоверную информацию о туре любым, не запрещенным законом способом;
    требовать от туристов соблюдения правил места временного пребывания;
    на получение льгот, предусмотренных федеральным законодательством и законами Астраханской области;
    не ведение международной туристической деятельности, в том числе на участие в международных и национальных объединениях.
    Турагенты имеют право:
    заниматься своей деятельностью без какой-либо дискриминации;
    получать от туроператора программу путешествия;
    требовать от туроператора точного выполнения программы, предоставления своевременной информации обо всех вносимых в программу изменениях;
    требовать от туроператора любую необходимую информацию о туре;
    распространять достоверную информацию о туре любым, не запрещенным законом, способом;
    заключать договор об оказании туристских услуг с любым заинтересованным лицом;
    требовать от туристов соблюдения правил места временного пребывания;
    на получение льгот, предусмотренных федеральным законодательством и законами Астраханской области;
    на ведение международной туристической деятельности, в том числе на участие в международных организациях и национальных объединениях.
    При формировании, продвижении и реализации туристского продукта туроператоры и турагенты обязаны:
    осуществлять туристскую деятельность на основании лицензии и сертификата соответствия установленным требованиям на туристский продукт;
    предоставлять по требованию туриста информацию о наличии лицензии туристскую деятельность, сертификат соответствия;
    предоставлять заинтересованному лицу исчерпывающую информацию о туре, о правилах въезда, выезда и нахождения в месте временного пребывания, об объектах туристского показа и сервиса, о состоянии окружающей среды;
    оформлять документы (договор, путевка) в полном соответствии с требованиями федерального законодательства;
    обеспечивать предоставление полного комплекса услуг, предусмотренного туром;
    информировать перед выездом российские представительства за рубежом (посольства или консульства Российской Федерации) и орган управления туризмом Администрации области о выезжающих в то или иное государство российских туристах, их численности и маршрутах передвижения;
    предупреждать туристов об угрозе безопасности в месте временного пребывания, предоставлять туристам исчерпывающие сведения об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществлять предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов;
    незамедлительно информировать орган управления туризмом Администрации Астраханской области и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах;
    предоставлять органу управления туризмом Администрации Астраханской области сведения о туристских услугах, количестве обслуженных туристов и иную необходимую информацию;
    нести ответственность за нарушение природоохранительного законодательства и Градостроительного кодекса Российской Федерации;
    получать в органах архитектуры и градостроительства согласование, разрешение на проектирование, строительство, реконструкцию и размещение объектов временного или постоянного пребывания и обслуживания туристов.
    Реализация турпродукта производится по цене реализации, устанавливаемой туристской организацией самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную туристскую продукцию.
    В туристской путевке и договоре турпредприятия с туристом необходимо указать (в рублях) полную стоимость (розничную цену) тура, включая все виды туристских услуг на весь период тура с учетом налогов.
    Полная оплата стоимости туристских услуг производится туристом туристскому предприятию в рублях на основании цены, указанной в туристской путевке и договоре.
    Налогообложение туроператоров и турагентов производится в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.
    Органы государственной власти Астраханской области и органы местного самоуправления вправе предоставлять туроператорам и турагентам дополнительные налоговые льготы в соответствии с действующим законодательством.
  7. Глава IV.Туристские агенты и их объединения

  8. Администрация Астраханской области формирует систему официальных агентов в соответствии с Положением об официальных туристских агентах на конкурсной основе для обслуживания наиболее ответственных международных, региональных и областных мероприятий. Положение об официальных турагентах утверждается Главой Администрации области.
    Конкурс проводится в соответствии с Положением о конкурсе, разработанным органом управления туризмом Администрации Астраханской области и утвержденным Главой Администрации области.
    В целях координации деятельности туроператоров и турагентов, усиления их роли и значения в регионе, выработки единой политики развития рынка туристских услуг туроператорами и турагентами могут создаваться ассоциации, союзы и иные объединения.
    Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном федеральным законодательством.
  9. Глава V.Туристские ресурсы

  10. Признание природных, культурных, исторических и иных объектов, расположенных на территории Астраханской области, туристскими ресурсами федерального значения осуществляется соответствующими федеральными органами.
    Признание природных, культурных, исторических иных объектов, расположенных на территории Астраханской области, туристскими ресурсами областного значения осуществляется Администрацией Астраханской области.
    Признание природных, культурных, исторических и иных объектов, расположенных на территории Астраханской области, туристскими ресурсами местного значения осуществляется в соответствии с законами Астраханской области.
    Режим охраны и использования туристских ресурсов, порядок и особенности их функционирования определяются положением о конкретном объекте или территории. В зависимости от значения объекта или территории положение о нем соответственно утверждается Правительством Российской Федерации или Администрацией Астраханской области. Орган управления туризмом Администрации области разрабатывает указанные положения по согласованию с иными заинтересованными органами и вносит предложения по их утверждению на рассмотрение Администрации Астраханской области.
    Туристские ресурсы областного и местного значения подлежат описанию в Реестре туристских ресурсов Астраханской области. Порядок формирования и ведения реестра туристских ресурсов утверждается Главой Администрации Астраханской области. Введение реестра и мониторинга туристских ресурсов осуществляется органом управления туризмом Администрации Астраханской области.
    Туристские ресурсы областного и местного значения регистрируются в кадастре туристских ресурсов.
    В кадастре размещаются сведения:
    - о территориях, используемых для туристской деятельности;
    - об объектах туристского сервиса;
    - о субъектах туристской деятельности.
    Кадастр туристских ресурсов является составной частью градостроительного кадастра.
    Ведение кадастра обеспечивает учет развития и рационального использования туристских ресурсов.
    Предоставление сведений о туристских ресурсах в орган управления туризмом Администрации области является обязательным и бесплатным.
    Данные кадастра являются общедоступными.
  11. Глава VI.Сотрудничество в сфере туризма

  12. Администрация Астраханской области осуществляет регулярные контакты с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях продвижения туристского продукта на российской рынке, разработки и реализации комплексных программ по развитию туристской деятельности.
    Администрация Астраханской области заключает с субъектами Российской Федерации соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, утверждаемые Астраханским областным Представительным Собранием.
    Глава Администрации Астраханской области (Губернатор) в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством и договором между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области о разграничении предметов ведения и полномочий, обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с соответствующими органами управления иностранных государств в целях разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений.
  13. Глава VII.Заключительные положения

  14. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава Администрации области
    А.П.ГУЖВИН
    г. Астрахань
    2 октября 2000 г.
    Рег. N 39/2000-ОЗ