О рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки
Амурская область
Решение от 15 мая 2012 года
О рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки
По делу № ЖС-49/2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
15 мая 2012 года
Решение изготовлено в полном объеме 15.05.2012
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
<...>,
в присутствии представителя заявителя - ООО «Теплострой» - <...>, представителя муниципального заказчика – Администрация Новочесноковского сельсовета – <...>, представителя уполномоченного органа – Финансово-экономическое управление Администрации Михайловского района – <...>,
разъяснив участникам заседания их права, порядок рассмотрения жалобы, сообщив о ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
рассмотрела поступившую 02.05.2012 в Амурское УФАС России жалобу ООО «Теплострой» на действия уполномоченного органа - Финансово-экономическое управление Администрации Михайловского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по модернизации системы теплоснабжения с. Дим, объявленного извещением № 0123300006712000016 от 24.04.2012, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно в установлении требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа.
Заявитель в жалобе указывает, что п. 8 технического задания аукционной документации устанавливает требование: «необходимо поддерживать температурный график котлового контура: 120-92 С». Тем самым, заказчик утверждает, что максимальная температура воды в котле достигает 120 градусов Цельсия. В случае, если температура достигает 120 градусов, котельная должна быть признана опасным производственным объектом. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Приложение 1 п.2 признает объекты, где используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, опасными производственными объектами. Вследствие этого, заказчик ограничил возможность установки котлов с температурным графиком до 115 градусов Цельсия по ГОСТ 30735-2001. В ответе на запрос о подтверждении, что котельная является опасным производственным объектом, заказчик проигнорировал данный вопрос. Заявитель считает, что котельная в с. Новочесноково не является опасным производственным объектом, поэтому требование «необходимо поддерживать температурный график котлового контура: 120-92 С» завышено.
Пункты 9.3.3. – 9.3.5. технического задания регламентируют конструкторские особенности котла, в частности, марки стали, характеристики труб (бесшовные), толщину металла, из которого должен быть изготовлен котел, а также гидравлическую схему. Указанные конструкторские особенности не являются техническими характеристиками поставляемого оборудования, определяются производителем, а не заказчиком. Нормативными документами СНиП, ГОСТ 30735-2001, РД 153-34.1-003-01 при изготовлении котлов допускается применение других марок стали, других (электросварных прямошовных) трубных систем котлов.
Таким образом, указанные требования документации об аукционе влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа и нарушают ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Представители муниципального заказчика, уполномоченного органа пояснили, что требования к характеристикам оборудования и температурного графика установлены в аукционной документации в соответствии с техническим заданием, разработанным заказчиком и представленном в уполномоченный орган в составе заявки на размещение заказа для муниципальных нужд.
Требование к температурному графику котлового контура: 120-92 С заявлены заказчиком ошибочно. При последующих размещениях заказов в указанный пункт внесены изменения.
Пункты 9.3.3 - 9.3.5 технического задания содержат требования к потребительским качествам закупаемого оборудования. При эксплуатации котлов водогрейных, конвективная часть которых изготавливается из сварной трубы, течи случаются систематически уже в первые годы эксплуатации. Срок технического использования котлов водогрейных составляет не менее 6 лет. При частых технологических остановках из-за протекания сварных труб организация, производящая и передающая тепловую энергию, несет убытки вследствие затрат на ремонт, кроме того, нарушается тепловой режим потребителей. Администрация сельсовета вынуждена изыскивать дополнительные денежные средства для внепланового приобретения нового котлового оборудования. В подтверждение указанных доводов заказчиком представлены акты технического обследования других котельных, где применялись котлоагрегаты из сварной трубы. В связи с вышеизложенным, были предъявлены требования к качеству котла в части марки стали, толщины стенок, характеристики трубы. Топочная камера с охлаждаемой решеткой вместо традиционных колосников повышает КПД котла и позволяет снизить удельный расход топлива. Таким образом, уполномоченным органом на основании заявки заказчика правомерно установлены требования к качественным характеристикам котла, что не ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа. В подтверждение указанных доводов заказчиком представлены результаты изучения рынка закупаемого оборудования.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме №1 от 04.05.2012 на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. Аукцион признан несостоявшимся. Протокол был подписан всеми членами единой комиссии и направлен на опубликование на электронной площадке. Однако 10.05.2012 выяснилось, что данный протокол не был опубликован на электронной площадке по причине нестабильной работы компьютера с Интернет-шлюзом с 25.04.2012, что подтверждается справкой, выданной финансово-экономическим управлением Администрации Михайловского района (справка прилагается).
Заслушав представителей заявителя, уполномоченного органа, муниципального заказчика, изучив представленные материалы жалобы, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
24.04.2012 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0123300006712000015 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по модернизации системы теплоснабжения с. Новочесноково.
Начальная (максимальная) цена контракта: 703 500,00 рублей. Адрес электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.05.2012 в 10:00 часов (по местному времени).
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 10.05.2012.
В соответствии с протоколом №1 от 04.05.2012 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме до окончания указанного в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме срока подачи заявок на участие в аукционе не поступило ни одной заявки. В соответствии с п. 7 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» единая комиссия уполномоченного органа приняла решение признать аукцион несостоявшимся.
В соответствии с ч.7 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не подана ни одна заявка на участие в открытом аукционе, в протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе вносится информация о признании открытого аукциона несостоявшимся. Протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке. В нарушение указанной нормы протокол №1 от 04.05.2012 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на электронной площадке не размещен.
Согласно извещению объем выполняемых работ определяется в соответствии с техническим заданием на выполнение работ.
Часть II документации об аукционе «Техническая часть документации об аукционе» содержит техническое задание на выполнение работ.
Согласно п. 7 технического задания установлено, что работы должны быть выполнены с использованием материала подрядчика.
П. 8 технического задания содержит требования к качеству работ: Качество работ должно соответствовать действующему СНиП II-35-76 «Котельные установки», необходимо поддерживать температурный график котлового контура: 120-92С, проводить попеременную работу котлов, проводить попеременную работу насосов, проводить автоматическую подпитку системы, поддерживать минимальную температуру на входе в котел, поддерживать требуемый температурный график нагрузок котельной. Работы должны быть выполнены в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с п. 2, п. 5 технического задания объем и виды выполняемых работ регламентированы в п. 9.1 технического задания.
П. 9.1 технического задания, в числе прочих работ, включает выполнение работ по установке котлов производительностью 0,6 Гкал/ч (2 шт.)
П. 9.2 технического задания установлены требования к характеристикам котла:
1. Теплопроизводительность – 0,6 Гкал;
2. КПД котла при работе на бурых углях 2600-2700 ккал/кг – не менее 74%;
3. Гидравлическое сопротивление – не более 0,7 кгс/см2;
4. Максимальная температура уходящих газов – не более 180°С.
П. 9.3 технического задания установлены требования к исполнению котла:
9.3.1 Газоплотный в лёгкой обмуровке;
9.3.2 Съёмные конструкции для очистки трубных частей, не требующие разборки обшивки котла и утеплителя;
9.3.3 Топочная камера – охлаждаемая решётка не связанная с гидравлической схемой котла;
9.3.4 Трубные системы котла должны выполняются из бесшовной трубы с толщиной стенки не менее 3,5 мм по ГОСТу 8732-78, из стали 20 по ГОСТу 1050-88;
9.3.5 Листовая сталь применяется в гидравлической схеме котла марок СТ-20 или 09Г2С-ГОСТ-19282-73.
В соответствии с ч.4 ст. 10 Закона о размещении заказов путем проведения аукциона осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены результаты изучения рынка котельного оборудования. Представленные документы и сведения не подтверждают наличие функционирующего рынка товара, отвечающего потребностям заказчика, с характеристиками, заявленными в п. 8, п. 9.3.3 – 9.3.5 технического задания аукционной документации.
Кроме того, п. 9.5 технического задания документации об аукционе установлены требования к содержанию паспорта котлоагрегата.
Установленные п. 8, п. 9.3.3 – 9.3.5, п. 9.5 технического задания аукционной документации требования в нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов влекут за собой ограничение круга участников размещения заказа.
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно ч. 3 ст. 19.1 Закона о размещении заказов размещение на официальном сайте документации об аукционе в электронной форме, в которой указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
В соответствии с Частью IV документации об аукционе в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта представлен сводный сметный расчет стоимости строительства, который включает в себя только стоимость работ по монтажу котлов. В сводный сметный расчет не включена стоимость демонтажных работ. Также документация об аукционе не содержит расчетов и использованных заказчиком источников информации о цене товара (водогрейных котлов), используемого для выполнения работ, отвечающего потребностям заказчика.
Таким образом, документация об аукционе не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает ч. 2, ч.3 ст. 19. 1 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 3.1.13 проекта муниципального контракта в пятидневный срок после подписания Контракта, подрядчик обязуется представить муниципальному заказчику для утверждения график производства работ, который является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
П. 4.1 проекта контракта установлены сроки выполнения работ. Начало работ: со дня заключения настоящего контракта. Окончание работ: не позднее 15.07.2012 г.
П. 6.1 проекта контракта предусмотрена промежуточная сдача-приемка выполненных работ согласно актам выполненных работ (по форме КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
В соответствии с ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме. Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий, указанных в ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, не допускается.
В нарушение ч. 10 ст. 41.12, ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов в документации об аукционе отсутствуют промежуточные сроки выполнения работ.
В соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
Проект муниципального контракта в соответствии с предметом размещаемого заказа включает в себя как элементы договора подряда, так и элементы договора поставки.
Проектом контракта не регламентирована ответственность подрядчика (поставщика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставке товара, используемого для выполнения работ по контракту, что нарушает ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов.
Рассмотрев жалобу ООО «Теплострой» на действия уполномоченного органа - Финансово-экономическое управление Администрации Михайловского района при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по модернизации системы теплоснабжения с. Дим, объявленного извещением № 0123300006712000016 от 24.04.2012, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ч.5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», приказом ФАС России от 14.11.2007 г. № 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла 1.Признать жалобу ООО «Теплострой» обоснованной. 2.Признать заказчика – Администрация Димского сельсовета, уполномоченный орган - Финансово-экономическое управление Администрации Михайловского района нарушившими ч. 7 ст. 41.9, ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34, ч. 2, ч. 3 ст. 19.1, ч. 10 ст. 41.12, ч. 5 ст. 9, ч. 10 ст. 9 Закона о размещении заказов.
Решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>