Алтайский край
Закон от 27 марта 1996 года № 23-ЗС

О петициях жителей Алтайского края

Принят
Алтайским краевым Законодательным Собранием
18 марта 1996 года
    В редакции
  • от 14.06.2002 № 33-ЗС.
    Предметом регулирования настоящего закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией жителями Алтайского края своего права, предусмотренного Уставом (Основным Законом) Алтайского края, на коллективное обращение (петицию) в краевой Совет народных депутатов или к главе администрации Алтайского края <*>.
    --------------------------------
    <*> Порядок рассмотрения и разрешения коллективных обращений, не являющихся петициями по настоящему закону, установлен Законом Алтайского края "О порядке обращения жителей Алтайского края в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие организации и к их должностным лицам".
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем законе используются следующие основные понятия:
    граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Алтайского края;
    петиция - коллективное обращение граждан (в количестве не менее трехсот человек) в краевой Совет народных депутатов или к главе администрации Алтайского края, поданное в собственных интересах, в интересах других лиц, общества или государства по вопросам, являющимся предметом петиции в соответствии с настоящим законом;
    петиционный процесс - порядок рассмотрения и разрешения петиции;
    петент - гражданин, согласный с содержанием петиции и поддержавший ее своей подписью с указанием адреса места жительства.
    Правовой основой коллективных обращений граждан (петиций) являются Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Алтайского края и настоящий закон.
    1.Предметом петиции в соответствии с настоящим законом могут быть:
    Абзац 2 исключен.
    внесение в краевой Совет народных депутатов или главе администрации Алтайского края предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, имеющих значение для всего или части населения Алтайского края и относящихся к ведению соответственно краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края;
    Абзац 4 исключен.
    Сноска исключена.
    возбуждение ходатайства перед главой администрации Алтайского края об отставке ответственных должностных лиц администрации Алтайского края;
    требование доклада краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края на районной или городской конференции граждан о состоянии дел в Алтайском крае либо части его территории, где находится соответствующий район, город;
    жалобы на действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
    иные нарушения законных интересов, прав и свобод граждан.
    2.Подача петиции, имеющей целью отмену приговора или судебного решения, а также представляющей собой вмешательство в процессуальную деятельность суда общей юрисдикции, мирового судьи, арбитражного суда, органов следствия и дознания, не допускается.
    1.Право граждан на подачу петиции принадлежит всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, наличия гражданства.
    2.Исключен
    3.Исключен
    4.Исключен
    2.Дееспособность для реализации петиционного права не обязательна. Достаточно, если петенты способны выразить свои просьбы или требования в понятной форме.
    3.Никто не может быть привлечен к дисциплинарной, а также иной правовой ответственности за использование им права подачи петиции, за исключением случаев подачи петиции, имеющей оскорбительное содержание или скабрезные выражения.
    1.Петиция в краевой Совет народных депутатов или главе администрации Алтайского края подается в письменной форме.
    Допустима любая письменная форма петиции: исполнение от руки, на машинке, с помощью компьютера или других технических средств.
    2.Петиция подается лишь на государственном языке Российской Федерации - русском.
    1.Сбор подписей граждан в поддержку петиции может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен федеральным законом.
    2.Сбор подписей граждан в трудовых коллективах не должен нарушать установленные правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать производственному либо технологическому процессу.
    3.Сбор подписей граждан в общественных местах и на улицах не должен нарушать общественный порядок, правила дорожного движения.
    1.Не является петицией коллективное обращение граждан в краевой Совет народных депутатов или к главе администрации Алтайского края, поданное по вопросу, который в соответствии со статьей 3 настоящего закона не может быть предметом петиции, а также коллективное обращение граждан с просьбой представить какие-либо сведения, содержащие лишь информационное сообщение, критические высказывания, выражение мнения.
    2.Не считается также петицией обращение граждан в случаях, если:
    обращение анонимно;
    обращение имеет оскорбительное, циничное содержание;
    обращение имеет характер вымогательства;
    количество петентов составляет менее трехсот;
    подписи или адреса петентов фальсифицированы;
    решение поставленных в обращении вопросов заведомо невозможно или сопряжено с нарушением Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, общественной нравственности.
    3.Председатель краевого Совета народных депутатов (глава администрации Алтайского края) с учетом значимости вопросов, поставленных в обращении граждан, вправе признать его петицией, независимо от количества петентов.
    Председатель краевого Совета народных депутатов (глава администрации Алтайского края) в пятидневный срок с момента получения обращения граждан, по смыслу статьи 7 настоящего закона, не являющегося петицией, информирует об этом петентов и предлагает им устранить недостатки.
    Если в месячный срок недостатки не устранены, то обращение граждан рассматривается в соответствии с примечанием к преамбуле настоящего закона.
  3. Глава 2.Рассмотрение и разрешение петиции

  4. Петиционный процесс включает в себя:
    направление петиции соответственно председателем краевого Совета народных депутатов или главой администрации Алтайского края в заинтересованный комитет краевого Совета народных депутатов, либо комитет администрации Алтайского края, иное ее структурное подразделение на рассмотрение;
    создание комиссии по рассмотрению петиции;
    рассмотрение и разрешение петиции по существу;
    принятие краевым Советом народных депутатов (главой администрации Алтайского края) решения о результатах рассмотрения и разрешения петиции;
    уведомление петентов о результатах рассмотрения и разрешения петиции.
    Председатель краевого Совета народных депутатов может направить поступившую в краевой Совет народных депутатов петицию на рассмотрение и разрешение главе администрации Алтайского края, если решение поставленных в петиции вопросов входит в компетенцию главы администрации Алтайского края, с уведомлением об этом петентов в пятидневный срок.
    Аналогичное право принадлежит главе администрации Алтайского края в части направления петиции в краевой Совет народных депутатов.
    1.Комиссия по рассмотрению петиции создается в каждом случае поступления в краевой Совет народных депутатов или главе администрации Алтайского края коллективного обращения граждан, признанного петицией в соответствии с требованиями настоящего закона.
    Комиссия по рассмотрению петиции создается соответственно распоряжением председателя краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края по предложению заинтересованного комитета краевого Совета народных депутатов, комитета администрации Алтайского края или иного ее структурного подразделения.
    Членами комиссии по рассмотрению петиции могут быть депутаты краевого Совета народных депутатов, государственные и муниципальные служащие, а также представители общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций.
    2.Деятельность комиссии по рассмотрению петиции осуществляется под руководством заинтересованного комитета краевого Совета народных депутатов, комитета администрации Алтайского края или иного ее структурного подразделения.
    3.По завершении петиционного процесса комиссия по рассмотрению петиции считается прекратившей свою деятельность.
    1.Комитет краевого Совета народных депутатов, комитет или иное структурное подразделение администрации Алтайского края, уполномоченные рассматривать петицию, вправе:
    обращаться в органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения по вопросам получения информации и документов, необходимых для рассмотрения и разрешения петиции;
    привлекать на платной основе специалистов для проведения экспертизы просьб или требований, выдвинутых в петиции;
    заслушивать экспертов, должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, а также петентов (с их согласия) по вопросам, изложенным в петиции.
    2.Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны оказывать комитетам краевого Совета народных депутатов, комитетам и иным структурным подразделениям администрации Алтайского края помощь в осуществлении их деятельности, связанной с рассмотрением и разрешением петиции.
    1.Комитет краевого Совета народных депутатов, комитет или иное структурное подразделение администрации Алтайского края, ответственные за рассмотрение петиции, с помощью комиссии по рассмотрению петиции разрешают поставленные в ней вопросы по существу и вносят соответственно краевому Совету народных депутатов или главе администрации Алтайского края предложение:
    считать петицию разрешенной;
    разработать меры (план мероприятий) по разрешению поставленных в петиции вопросов;
    считать, что вопросы, поставленные в петиции, не могут быть решены;
    петицию вернуть петентам, поскольку в соответствии со статьей 7 настоящего закона она таковой не является;
    направить петицию в заинтересованный орган государственной власти, иной государственный орган для сведения или использования в качестве информации.
    Соответствующее решение краевого Совета народных депутатов или главы администрации принимается с учетом указанных предложений.
    2.Петиция считается разрешенной с момента принятия упомянутого решения краевого Совета народных депутатов (главы администрации Алтайского края).
    3.При обсуждении на сессии краевого Совета народных депутатов (у главы администрации Алтайского края) вопроса о результатах рассмотрения и разрешения петиции с докладом выступают соответственно руководитель комитета краевого Совета народных депутатов, комитета администрации Алтайского края или ее структурного подразделения, а также руководитель комиссии по рассмотрению петиции.
    На сессии краевого Совета народных депутатов (у главы администрации Алтайского края) вправе выступить по указанному вопросу один из петентов.
    Петиция рассматривается и разрешается в срок не более двух месяцев со дня ее поступления соответственно в краевой Совет народных депутатов или администрацию Алтайского края.
    По ходатайству комитета краевого Совета народных депутатов, комитета администрации Алтайского края или ее структурного подразделения этот срок может быть продлен распоряжением соответственно председателя краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края, но не более чем на месяц.
    Председатель краевого Совета народных депутатов (глава администрации Алтайского края) в письменной форме информирует петентов о результатах рассмотрения и разрешения петиции по адресу, указанному в петиции в качестве контактного, либо (при отсутствии такого адреса) - с помощью средств массовой информации.
    Петенты вправе знакомиться со всеми документами, связанными с рассмотрением и разрешением вопросов, поставленных ими в петиции, получать письменные и устные ответы о результатах рассмотрения и разрешения петиции.
    Доступ петентов к указанным документам может быть ограничен, если содержащиеся в них сведения согласно Закону Российской Федерации "О государственной тайне" составляют государственную тайну.
    1.Петиция остается без рассмотрения, если она подана по вопросу, уже бывшему предметом петиции и по которому принято решение краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края, сохраняющее свою силу.
    Решение об оставлении петиции без рассмотрения принимается соответственно председателем краевого Совета народных депутатов или главой администрации Алтайского края.
    2.Об оставлении петиции без рассмотрения петенты извещаются председателем краевого Совета народных депутатов (главой администрации Алтайского края) письменно или с помощью средств массовой информации не позднее десяти дней со дня поступления петиции.
    Издержки органов государственной власти, связанные с рассмотрением и разрешением петиции, покрываются за счет средств краевого бюджета.
    Взимание платы с петентов в целях покрытия расходов, указанных в части первой настоящей статьи, запрещается.
    Делопроизводство, связанное с рассмотрением и разрешением петиций, ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Прекращение полномочий краевого Совета народных депутатов или главы администрации Алтайского края не влечет приостановления либо прекращения процесса рассмотрения и разрешения петиции.
  5. Глава 3.Обжалование в суд решений, принятых по результатам рассмотрения петиции. Ответственность за нарушения настоящего закона

  6. Петент (петенты), не удовлетворенный результатами рассмотрения петиции краевым Советом народных депутатов или главой администрации Алтайского края, вправе обжаловать принятое по петиции решение в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Невыполнение или нарушение должностными и иными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений норм, предусмотренных настоящим законом, влекут административную ответственность в соответствии с законом Алтайского края.
  7. Глава 4.Заключительные положения

  8. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда".
    Глава администрации
    Алтайского края
    Л.А.КОРШУНОВ
    г. Барнаул
    27 марта 1996 года
    N 23-ЗС