-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Алтайский край
Закон от 15 декабря 2002 года № 86-ЗС

О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае

Принят
Алтайским краевым Законодательным Собранием
06 декабря 2002 года
    В редакциях
  • от 31.12.2003 № 85-ЗС,
  • от 14.10.2004 № 29-ЗС,
  • от 31.12.2004 № 74-ЗС,
  • от 09.12.2005 № 116-ЗС,
  • от 27.12.2007 № 158-ЗС,
  • от 11.02.2008 № 17-ЗС,
  • от 07.11.2008 № 104-ЗС,
  • от 06.04.2009 № 24-ЗС,
  • от 10.11.2009 № 88-ЗС,
  • от 07.05.2010 № 31-ЗС,
  • от 04.02.2012 № 2-ЗС,
  •  c изменениями
  • от 28.12.2004 № 65-ЗС.
    Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Алтайского края, общепризнанными принципами и нормами международного права определяет основные задачи и принципы деятельности органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливает основы правового регулирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    1) безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
    2) беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
    3) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия, а также употребляет наркотические средства или психотропные вещества и (или) участвует в незаконном распространении и обороте наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров;
    4) семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
    5) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
    6) учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, - документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
    7) учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении, - документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении семьи, находящейся в социально опасном положении;
    8) межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, - правовой акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
    9) несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
    Законодательство Алтайского края, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе (Основном Законе) Алтайского края и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Алтайского края.
    1.В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае в соответствии с федеральным законодательством входят расположенные на его территории:
    1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    2) органы управления социальной защитой населения;
    3) органы управления образованием;
    4) органы опеки и попечительства;
    5) органы по делам молодежи;
    6) органы управления здравоохранением;
    7) органы службы занятости населения;
    8) органы внутренних дел.
    2.Отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае могут осуществлять расположенные на его территории:
    1) учреждения социального обслуживания населения, в том числе центры социальной помощи семье и детям, а также специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, краевые и муниципальные приюты;
    2) образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
    3) социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения, созданные для реализации молодежной политики;
    4) учреждения здравоохранения, в том числе специализированные;
    5) центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
    6) другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    3.В порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае в пределах своей компетенции могут принимать участие:
    1) органы и учреждения культуры;
    2) органы и учреждения физической культуры, спорта и туризма;
    3) уголовно-исполнительные инспекции Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю;
    3-1) Уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка;
    4) другие органы и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    4.Краевые государственные учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Алтайского края, с учетом мнения краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    5.Полномочия по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, переданные Российской Федерацией в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
    Основными задачами деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае являются:
    1) обеспечение защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних;
    2) разработка и реализация программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждению совершения ими антиобщественных действий;
    3) выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих безнадзорности, а также совершению правонарушений несовершеннолетними;
    4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность, а также жестокого обращения с несовершеннолетними;
    5) содействие обеспечению социально-бытового устройства несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе безнадзорных, в соответствии с установленным минимальным социальным стандартом;
    6) осуществление диагностических и реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, социальной реабилитации и адаптации;
    7) проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, а также с родителями и иными законными представителями несовершеннолетних, не выполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних, применение к ним мер административного, либо общественного воздействия;
    8) выявление несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, с целью проведения с ними реабилитационных мероприятий;
    9) отбор и подготовка приемных семей и лиц, желающих усыновить (принять под опеку, попечительство) детей, оставшихся без попечения родителей.
    Деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
    1) законности;
    2) демократизма;
    3) гуманного обращения с несовершеннолетними;
    4) поддержки семьи и взаимодействия с ней;
    5) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
    6) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    7) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
    Несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Алтайского края.
    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать защиту и охрану прав несовершеннолетних, в том числе в суде, оказывать необходимую помощь несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям в восстановлении нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
  3. Глава 2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Алтайском крае

  4. 1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются органами, координирующими деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае.
    1.1.В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выполняют функции специализированного государственного органа в сфере применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобожденным судом от уголовной ответственности.
    2.На территории Алтайского края действуют:
    1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края;
    2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые органами местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом городского округа или муниципального района (далее - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов).
    1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края (далее - комиссия в соответствующем падеже) создается в соответствии с положением, утверждаемым Губернатором Алтайского края.
    2.Численный и персональный состав комиссии утверждается Губернатором Алтайского края.
    3.Возглавляет комиссию председатель - заместитель Губернатора Алтайского края. В ее состав на постоянной штатной основе входят заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь.
    4.В состав комиссии по согласованию входят представители государственных органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. На общественных началах в ее состав могут входить представители иных государственных органов и учреждений, а также негосударственных организаций, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
    1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов создаются и функционируют в соответствии с законом Алтайского края, наделяющим органы местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    2.Комиссию возглавляет председатель - заместитель главы местной администрации муниципального образования, наделенного статусом муниципального района или городского округа. Численный состав штатных работников комиссии определяется главой администрации, с учетом численности несовершеннолетнего населения, из расчета один специалист по работе с несовершеннолетними на 10 тысяч и менее населения в возрасте до 18 лет, с учетом числа подконтрольных учреждений, организаций и объема выполняемой им работы.
    3.В состав комиссии на постоянной штатной основе по решению главы местной администрации муниципального образования, наделенного статусом муниципального района или городского округа могут входить в установленном порядке: заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, а также специалист по защите прав ребенка, инспектор по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Специалисты, входящие в состав комиссии, должны иметь юридическое, педагогическое или иное высшее образование, либо профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее 3 лет. В состав комиссий могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждений. На общественных началах и принципе добровольности в состав комиссии могут входить представители общественных объединений, желающие оказать помощь в осуществлении ее задач.
    4.Заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, специалисты назначаются на муниципальные должности муниципальной службы на основании правового акта главы местной администрации муниципального образования, наделенного статусом муниципального района или городского округа.
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
    1) объединяют и координируют усилия органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, внутренних дел, других предприятий, учреждений, организаций в районе, городе, районе в городе по проведению работы с детьми и подростками по месту жительства, на которые возложены обязанности по воспитанию детей и подростков, их устройству, укреплению здоровья, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав;
    2) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    3) организуют работу по выявлению, устройству и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
    4) принимают участие в разработке правовых актов и программ по защите прав и охраняемых законом интересов, улучшению условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции контролируют их реализацию, способствуют обобщению и распространению положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;
    5) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
    6) разрабатывают проекты программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних их реализацию;
    7) вносят в органы опеки и попечительства предложения о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
    8) принимают меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, вовлечения в совершение антиобщественных действий;
    9) организуют в установленном законом порядке контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, оздоровления, обучения и использования труда несовершеннолетних в организациях и учреждениях;
    10) обращаются в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
    11) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края;
    12) применяют меры воздействия к родителям и иным законным представителям несовершеннолетнего за нарушение его прав и охраняемых законом интересов;
    13) выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по устранению указанных причин и условий;
    14) с согласия органа управления социальной защиты населения направляют несовершеннолетних с проблемами в обучении и поведении с согласия родителей или иных законных представителей и несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, в специализированные реабилитационные учреждения;
    15) утратил силу.
    16) рассматривают представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет, из образовательного учреждения и об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения, при достижении им возраста пятнадцати лет, до получения общего образования;
    17) рассматривают представленные работодателем документы на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) и принимают меры к его трудоустройству;
    18) рассматривают материалы (дела) и применяют меры воздействия в порядке, установленном законодательством в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность, в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении родителей или иных законных представителей, не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;
    19) выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности;
    20) осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, переданным судом под надзор комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
    21) в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
    1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также оставивших образовательные учреждения и при этом не работающих несовершеннолетних, безнадзорных, принимают решение об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
    2.Решение комиссии с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    3.Направление несовершеннолетнего в государственные или муниципальные детские учреждения органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения при наличии у него родителей или иных законных представителей может производиться по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав без согласия указанных лиц, в случае их длительного отсутствия, болезни, признания недееспособными или ограниченно дееспособными, уклонения от воспитания и содержания несовершеннолетнего. В случаях когда после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно в силу различных причин, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанных учреждений в течение десяти дней с момента обращения администрации учреждения решает вопрос об устройстве несовершеннолетнего с учетом его интересов.
    По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применить следующие меры воздействия:
    1) объявить предупреждение;
    2) обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;
    3) предложить несовершеннолетнему, достигшему четырнадцатилетнего возраста и имеющему самостоятельный заработок (доход), возместить причиненный материальный вред либо своим трудом устранить причиненный материальный ущерб при наличии у него соответствующих трудовых навыков;
    4) передать несовершеннолетнего под надзор родителей и иных законных представителей;
    5) с согласия родителей и иных законных представителей несовершеннолетнего и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, специализированные реабилитационные учреждения;
    6) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
    7) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание.
    При принятии постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
    К родителям и иным законным представителям несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применить следующие меры воздействия:
    1) объявить предупреждение;
    2) предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцатилетнего возраста;
    3) утратил силу.
    4) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
    5) обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью;
    6) обратиться в орган опеки и попечительства с ходатайством о подаче в суд иска о выселении из жилого помещения, находящегося в государственном или муниципальном жилищном фондах, родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным;
    7) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание.
    При обнаружении в процессе рассмотрения материалов (дел) в действиях (бездействии) родителей (одного из них) несовершеннолетнего или других лиц на попечении которых он находится, иных лиц состава административного правонарушения, не подведомственного комиссии, или признаков состава преступления, комиссия направляет материалы в прокуратуру, суд и иные уполномоченные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела в отношении указанных лиц.
    1.По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных юридических лиц, информации работодателей комиссия принимает решение:
    1) о принятии мер по устройству несовершеннолетних, указанных в статье 1 настоящего Закона;
    2) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 12 и 13 настоящего Закона;
    3) о применении мер воздействия к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
    4) о прекращении рассмотрения материалов (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края об административных правонарушениях);
    5) об отложении рассмотрения материалов и о проведении их дополнительной проверки;
    6) о направлении материалов в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, иные органы.
    2.Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления.
    3.Постановление комиссии направляется для принятия мер в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    4.Копия постановления комиссии или выписка из него в течение трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято.
    5.Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательны для исполнения государственными органами Алтайского края, органами местного самоуправления и юридическими лицами.
    6.При получении постановления руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и иных юридических лиц обязаны в десятидневный срок сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых во исполнение вынесенного постановления.
    7.Неисполнение названными лицами постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а равно оставление его без рассмотрения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
    1.В целях устранения причин и условий безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и законных интересов, выявленных при рассмотрении материалов на заседании комиссии, она вносит в органы местного самоуправления, юридические лица соответствующие представления.
    2.Представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательны для исполнения государственными органами Алтайского края, органами местного самоуправления и юридическими лицами.
    3.При получении представления руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и юридических лиц обязаны в течение одного месяца сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых во исполнение указанного акта.
    4.Непринятие названными лицами мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии, или оставление его без рассмотрения, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
    Постановление, принятое комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, потерпевшим, их законными представителями, адвокатом, а также иным лицом, оказывающим юридическую помощь, в орган, образовавший данную комиссию, вышестоящую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуру или суд.
    Обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня его принятия. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.
    Сроки и порядок обжалования постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в прокуратуре и суде устанавливаются законодательством Российской Федерации.
  5. Глава 3.Обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  6. 1.Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края систематизируют имеющуюся и вновь поступающую информацию о несовершеннолетних, свидетельствующую об их нахождении в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершении ими правонарушений или антиобщественных действий, а также употреблении ими наркотических средств или психотропных веществ и (или) участии их в незаконном распространении и обороте наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров в целях оказания своевременной и квалифицированной помощи таким несовершеннолетним и предупреждения совершения ими других правонарушений и (или) употребления ими наркотиков.
    Сбор, хранение, использование иной информации, касающейся частной жизни несовершеннолетнего и его семьи, допускается только с согласия указанных лиц или на основании судебного решения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
    В случае, когда ситуация, в которой оказался несовершеннолетний, свидетельствует о необходимости немедленного участия и помощи специализированного органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, которым стали известны подобные факты, должны незамедлительно направить соответствующую информацию в указанные специализированные органы.
    Информация об употреблении несовершеннолетним наркотических средств или психотропных веществ и (или) об участии несовершеннолетнего в незаконном распространении и обороте наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров направляется также в соответствующий орган государственной власти по контролю за оборотом наркотиков для принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и оказания ему помощи в соответствии с компетенцией этого органа.
    Специализированные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края при получении информации о нахождении несовершеннолетнего в социально опасном положении обязаны предпринять незамедлительные меры по оказанию ему необходимой помощи, а также иные профилактические меры в рамках своих полномочий и проинформировать о принятых мерах комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    2.Документом, в котором отражаются сведения, необходимые для проведения индивидуальной работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, является учетная карта несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, или учетная карта семьи, находящейся в социально опасном положении.
    3.Органы и учреждения, владеющие информацией, указанной в пункте 1 настоящей статьи, обязаны предпринять все меры к ее защите и недопущению использования в целях причинения имущественного и морального вреда несовершеннолетним и их семьям, а также в целях затруднения реализации их прав и свобод.
    1.Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении лиц и по основаниям, указанным в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
    2.Утратила силу.
    3.Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится путем разработки и реализации межведомственных индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
    4.Межведомственные индивидуальные программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, включают сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего, родителей (законных представителей), и оценку условий их жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и родителей (законных представителей).
    5.Межведомственные индивидуальные программы реабилитации и адаптации разрабатываются и реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаются председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, получившие сведения о несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, обязаны принять меры по оказанию ему помощи и защите его прав.
    Абзац исключен.
    Несовершеннолетние, оказавшиеся в социально опасном положении, могут самостоятельно обратиться в специализированные и иные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Администрация учреждения обязана принять меры к временному устройству несовершеннолетнего и защите его прав, а в необходимых случаях обеспечить предоставление ему питания и ночлега.
    Органы управления здравоохранением организуют:
    1) круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
    2) медицинское обследование, при наличии показаний медицинского характера лечение несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
    3) выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних.
    1.В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы управления образованием в пределах своей компетенции создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
    2.Рекомендации заносятся в учетную карту несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и учитываются при составлении межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
    3.Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий регулируется положением, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Состав и порядок работы комиссии определяются соответствующим органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
    4.Несовершеннолетние имеют право на диагностическое обследование и консультацию для своевременного обнаружения ограниченных возможностей здоровья и оказания психолого-медико-педагогической помощи. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста, могут обратиться в органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за направлением на обследование самостоятельно.
    5.Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является документом, подтверждающим право несовершеннолетнего с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение специальных условий для получения им образования.
    6.В случае несогласия с заключением муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии родители и иные законные представители несовершеннолетнего могут обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию Алтайского края.
    Образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.
    Если несовершеннолетний и (или) его семья оказались в социально опасном положении, соответствующие сведения с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 17 настоящего Закона, передаются образовательными учреждениями в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в иные органы и учреждения системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних Алтайского края в соответствии с направлением их деятельности и в зависимости от характера ситуации, в которой оказался несовершеннолетний, для защиты и восстановления его прав.
    Для работы с семьями несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего и профессионального образования может вводиться должность социального педагога.
    1.При решении вопроса об исключении несовершеннолетнего из общеобразовательной школы или иного образовательного учреждения орган, принимающий решение об исключении несовершеннолетнего, уведомляет об этом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов, которая совместно с родителями и иными законными представителями, районным органом управления образования, а также службой занятости в месячный срок принимает меры к трудоустройству несовершеннолетнего или продолжению обучения в другом образовательном учреждении.
    2.Исключена.
    3.Органы управления образованием ведут учет несовершеннолетних, не охваченных обучением.
    4.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в течение года после принятия решения об исключении несовершеннолетнего из общеобразовательного учреждения ежемесячно осуществляет контроль за его учебой и работой по новому месту работы или учебы.
    1.Утратила силу.
    2.Не допускается использование не по назначению или необоснованное изъятие органами государственной власти и органами местного самоуправления имущества и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и переданных в пользование молодежным и детским центрам, клубам, оздоровительным лагерям, туристическим базам и другим учреждениям, ведущим работу с детьми и молодежью.
    3.Учреждения культуры, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета Алтайского края, по согласованию с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов обязаны бесплатно выделять не менее 1 процента от реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей из малообеспеченных семей.
    1.Трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, содействуют органы службы занятости населения.
    2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов ежеквартально представляют информацию о численности лиц, нуждающихся в трудоустройстве, соответствующим органам государственной службы занятости населения.
    3.На предприятиях, в учреждениях и в организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края осуществляется квотирование рабочих мест. Работодатель информирует о наличии рабочих мест в рамках установленной квоты соответствующие органы государственной службы занятости населения.
    4.Органы государственной службы занятости населения оказывают содействие в трудоустройстве в соответствии с полученной информацией о рабочих местах, проводят работу по профессиональной ориентации несовершеннолетних, организуют их занятость.
    5.Увольнение несовершеннолетнего по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) может быть произведено при соблюдении общего порядка увольнения, предусмотренного законодательством Российской Федерации и только с согласия соответствующих государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
    6.По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района и городского округа и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района и городского округа совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
    Для социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, органы социальной защиты населения совместно с органами службы занятости населения и управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи разрабатывают программы социальной реабилитации, адаптации, профессионального обучения или трудоустройства.
    Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Администрация края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края обеспечивает производство и распространение среди несовершеннолетних информационных материалов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних.
    Производство и распространение печатной продукции, пропагандирующей здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    Устная разъяснительная работа и иные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Участвуя в проведении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, негосударственные некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения:
    1) осуществляют нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;
    2) способствуют утверждению у несовершеннолетних здорового образа жизни;
    3) оказывают помощь многодетным, малообеспеченным семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
    4) содействуют социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из мест отбывания наказания в виде лишения свободы или специальных учебно-воспитательных учреждений;
    5) взаимодействуют с государственными организациями и учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Деятельность негосударственных некоммерческих организаций и учреждений, участвующих в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должна соответствовать государственным социальным стандартам, которые определяют единые на территории Российской Федерации требования к качеству и объемам психолого-медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних.
    1.В Алтайском крае разрабатываются, утверждаются и реализуются краевая, городские и районные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
    2.Краевая программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав разрабатывается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края совместно с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Администрацией Алтайского края и утверждается Администрацией Алтайского края.
    3.Городские и районные программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав разрабатываются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов совместно с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и утверждаются соответствующими местными администрациями муниципальных образований.
    4.Утратила силу.
    Учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в установленном законодательством порядке обеспечиваются имуществом, необходимым для решения уставных задач.
    Учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края могут передаваться земли, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, транспорт, иное необходимое для осуществления возложенных на них задач имущество потребительского, социального и иного назначения.
    Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в установленном порядке организуют обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.
    1.На работу в органы, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимаются граждане, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, а также способные по своим деловым, личным, нравственным качествам и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    2.Не могут быть приняты на работу в указанные органы и учреждения граждане, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также не отвечающие требованиям, указанным в части первой настоящей статьи.
    3.К сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних и центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел предъявляются дополнительные требования, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
    4.Образовательные учреждения профессионального образования, включая высшие учебные заведения, осуществляют целевую подготовку специалистов для органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Финансирование мероприятий и программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае осуществляется за счет предусмотренных на эти цели средств краевого бюджета иных, не запрещенных законом источников финансирования.
    Расходы, связанные с финансированием системы мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, указываются в бюджете Алтайского края отдельной строкой.
    Юридические лица, передающие учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних финансовые, материальные и технические средства, пользуются налоговыми и иными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Алтайского края в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава администрации
    Алтайского края
    А.А.СУРИКОВ
    г. Барнаул
    15 декабря 2002 года
    N 86-ЗС