-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Алтайский край
Закон от 25 декабря 2007 года № 149-ЗС

О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Принят
Алтайским краевым Законодательным Собранием
01 января 2008 года
    В редакциях
  • от 11.02.2008 № 9-ЗС,
  • от 11.09.2008 № 79-ЗС,
  • от 06.07.2010 № 66-ЗС.
    1.Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с настоящим Законом наделяются государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия).
    2.Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия:
    1) по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
    а) принятие необходимых мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
    б) исполнение обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или учреждение, избрание формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие акта о назначении опекуна или попечителя, заключение договоров об осуществлении опеки и попечительства, назначение опекуна (попечителя);
    в) немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью и незамедлительное уведомление прокурора об отобрании ребенка, обеспечение временного устройства ребенка;
    г) обращение в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении в них и участие в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);
    д) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ведение учета выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направление сведений о детях, в течение месяца не устроенных на воспитание в семью, в орган исполнительной власти в сфере управления образованием, для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и ведение учета лиц, желающих усыновить детей;
    е) проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и предоставления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора;
    ж) дача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей при отсутствии у них родителей или опекунов, участие в судах по рассмотрению дел об установлении усыновления детей, право требования отмены усыновления детей, участие в рассмотрении в судебном порядке дел о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах;
    з) заключение и расторжение договора с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и оказание приемной семье необходимой помощи, способствование созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей);
    и) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края формах;
    к) дача согласия на установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной или в случае лишения ее родительских прав;
    л) передача образовательным, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном федеральным законодательством порядке полномочий по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
    2) по защите прав несовершеннолетних детей:
    а) защита прав выпускников воспитательных учреждений, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения;
    б) дача согласия родителям, родительские права которых ограничены судом, на контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния, участие в судебных процессах по разрешению споров о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и спорах, связанных с воспитанием детей;
    в) решение вопросов присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
    г) разрешение разногласий между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, исходя из интересов детей и с учетом их мнения, и разрешение споров об общении ребенка с близкими родственниками, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения;
    д) дача предварительного разрешения родителям (законным представителям) на расходование в интересах несовершеннолетнего его доходов, в том числе, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;
    е) дача предварительного разрешения (согласия) родителям (законным представителям) на совершение сделок по отчуждению имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, в том числе по обмену или дарению, сдаче его внаем (в аренду), предоставлению в безвозмездное пользование или в залог (ипотеку), разделу имущества несовершеннолетнего или выделу из него долей, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего;
    ж) закрепление и сохранение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека (попечительство);
    з) разрешение разногласий, возникающих между опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями;
    и) назначение представителей для защиты прав и интересов детей в случае разногласия между родителями и детьми;
    к) принятие решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
    л) защита прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
    м) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;
    н) дача разрешения на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
    о) участие в качестве законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, в судебном процессе по уголовному делу в случае, если несовершеннолетний не имеет родителей и проживает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем;
    п) выдача предварительного разрешения на заключение опекуном (попечителем) от имени подопечного, выступающего заемщиком, кредитных договоров, договоров займа, если получение займа или кредита требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением;
    р) выдача предварительного разрешения на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), на совершение сделок, влекущих за собой утрату принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, или вынесение мотивированного отказа в выдаче такого разрешения;
    с) дача предварительного разрешения на выдачу доверенности от имени подопечного;
    т) дача согласия на заключение трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;
    3) по контролю и надзору за соблюдением прав и законных интересов детей:
    а) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей и принятие необходимых мер для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности в случаях ненадлежащего выполнения лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи;
    б) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер;
    в) осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей и патронатных воспитателей, контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей и контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;
    г) осуществление в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;
    д) составление в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, описи имущества подопечного, выдача опекунам и попечителям разрешения и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;
    е) обращение в суд при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, если такой договор заключен к выгоде подопечного;
    ж) составление соответствующего акта и предъявление к опекуну или попечителю требования о возмещении убытков, причиненных подопечному, при обнаружении фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению таким имуществом (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое);
    з) утверждение отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом;
    и) исключение из описи имущества подопечного пришедших в негодность вещей и внесение соответствующих изменений в опись имущества подопечного после утверждения отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом;
    к) составление описи документов, хранящихся в личном деле подопечного, и акта передачи личного дела подопечного, подписанного руководителем органа опеки и попечительства и руководителем организации для детей-сирот;
    л) передача документов, хранящихся в личном деле подопечного, по описи должностному лицу организации для детей-сирот;
    м) хранение акта о направлении подопечного в организацию для детей-сирот, а также акта передачи личного дела и описи документов.
    3.Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
    4.Настоящий Закон ежегодно вводится в действие законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий:
    1) принимают в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты об установлении расходных обязательств при осуществлении государственных полномочий;
    2) распоряжаются переданными им финансовыми средствами;
    3) обеспечивают условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием проверок осуществления переданных полномочий и использования предоставленных субвенций;
    4) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    1.Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов:
    1) своевременно и в полном объеме перечисляет финансовые средства органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий;
    2) контролирует целевое использование финансовых средств, предоставленных для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
    3) взыскивает в установленном порядке использованные не по целевому назначению финансовые средства, предоставленные для осуществления государственных полномочий.
    2.Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления образованием:
    1) дает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению выявленных нарушений требований федеральных законов и законов Алтайского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий;
    2) вносит предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;
    3) оказывает методическую помощь в осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий.
    3.Уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием:
    1) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края и в пределах своей компетенции, издают по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий обязательные для исполнения нормативные правовые акты;
    2) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    1.Для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства из краевого бюджета.
    2.Размер предоставляемых местным бюджетам субвенций для осуществления государственных полномочий устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    3.Общий объем субвенций, передаваемых органам местного самоуправления, определяется исходя из затрат на администрирование указанных полномочий, включающих в себя расходы на оплату труда работников органов опеки и попечительства и необходимые материальные затраты.
    4.Количество работников органов опеки и попечительства рассчитывается исходя из одной штатной единицы главного специалиста, как правило, на пять тысяч детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального образования.
    5.Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
    6.Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств.
    1.Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления образованием.
    2.Контроль за использованием финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов.
    3.Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем:
    1) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий;
    2) истребования необходимых документов и другой информации об осуществлении государственных полномочий;
    3) заслушивания должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.
    Органы местного самоуправления представляют в уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием документы, отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные указанными органами.
    1.Осуществление государственных полномочий органами местного самоуправления может быть прекращено:
    1) в случае изменения федерального законодательства или законодательства Алтайского края, в связи с которым осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий становится невозможным;
    2) в случае установления уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и управления образованием фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
    3) по соглашению между органами местного самоуправления и Губернатором Алтайского края.
    2.Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий устанавливается законом Алтайского края, которым определяются порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий.
    Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
    Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
    1) закон Алтайского края от 10 февраля 1999 года N 5-ЗС "Об органах опеки и попечительства" (Сборник законодательства Алтайского края, 1999, N 34(54));
    2) закон Алтайского края от 5 ноября 2001 года N 88-ЗС "О внесении изменений и дополнений в закон Алтайского края "Об органах опеки и попечительства" (Сборник законодательства Алтайского края, 2001, N 67);
    3) закон Алтайского края от 6 сентября 2002 года N 57-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об органах опеки и попечительства" (Сборник законодательства Алтайского края, 2002, N 77);
    4) закон Алтайского края от 6 сентября 2007 года N 81-ЗС "О признании утратившим силу абзаца двенадцатого статьи 4 закона Алтайского края "Об органах опеки и попечительства" (Сборник законодательства Алтайского края, 2007, N 137, часть I).
    Губернатор
    Алтайского края
    А.Б.КАРЛИН
    г. Барнаул
    25 декабря 2007 года
    N 149-ЗС