-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Алтайский край
Постановление от 30 мая 2000 года № 180

О протесте прокурора Алтайского края на Закон Алтайского края «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края»

Принято
Алтайским краевым Советом народных депутатов
30 мая 2000 года
    В краевой Совет народных депутатов поступил вышеуказанный протест прокурора края.
    В протесте отмечено, что Закон Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" противоречит статьям 2, 17, 18, 22 Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и ставит в непосредственную угрозу нарушения основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
    Прокурор края предлагает отменить статью 7, пункты 3, 5 статьи 12, статьи 13, 14 названного закона.
    Данный протест прокурора края не может быть удовлетворен по следующим основаниям.
    В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку на федеральном уровне в настоящее время отсутствует правовая регламентация участия населения в охране общественного порядка, Алтайское краевое Законодательное Собрание, как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе было принять собственный нормативный правовой акт и обеспечить населению Алтайского края защиту их основных прав и свобод.
    Принимая данный закон, законодательный (представительный) орган государственной власти Алтайского края руководствовался статьями 2, 17, 18, 22, 45 Конституции Российской Федерации, согласно которым человек, права и свободы человека являются высшей ценностью, непосредственно действующими; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства и им гарантируются.
    Утверждения прокуратуры края о том, что участие населения в охране общественного порядка поставит под угрозу нарушения конституционные права неопределенно широкого круга лиц на личную неприкосновенность, жизнь, здоровье и достоинство личности безосновательны.
    Вышеуказанным законом края установлена правовая регламентация права граждан на свою защиту и защиту окружающих людей. В законе предупреждены все возможные случаи злоупотреблений со стороны членов добровольной народной дружины (статьи 6, 10, 11, 12).
    В законе строго регламентировано применение дружинниками физической силы и оружия при участии в охране общественного порядка (статьи 13, 14).
    Статья 13 закона края принята в соответствии с Федеральным законом "Об оружии".
    Не основано на законе утверждение прокурора о том, что статья 14 закона края, регламентирующая порядок применения дружинниками физической силы, противоречит части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и статье 12 Закона Российской Федерации "О милиции".
    Указанная 14-я статья закона Алтайского края не ограничивает права и свободы граждан, а обеспечивает их защиту. Данная статья не может противоречить статье 12 Закона "О милиции", т.к. последняя регулирует применение физической силы сотрудниками милиции, а не гражданами.
    Не усматривается каких-либо противоречий между пунктом 2 статьи 6, которой установлено, что граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов и пунктами 3, 5 статьи 12, статьей 13 закона, которыми предоставлено право доставлять граждан в органы внутренних дел, в медицинские вытрезвители и применять оружие при охране общественного порядка.
    Исходя из смысла Закона "О милиции", охрана общественного порядка не относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. Согласно пункту 32 статьи 11 данного Закона милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству, объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.
    Не усматривается противоречий между статьей 7 закона Алтайского края, содержащей положения о том, что общее руководство деятельностью добровольных народных дружин осуществляется органами местного самоуправления, а оперативное - территориальными органами внутренних дел и статьей 30 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "Об общественных объединениях", содержащими, по мнению прокурора, положения о запрете на вмешательство органов власти в деятельность общественных объединений.
    Статья 30 Конституции Российской Федерации такого запрета не содержит. Статьей 17 Федерального закона "Об общественных объединениях" не допускается вмешательство в деятельность общественных объединений органов государственной власти. Однако органы местного самоуправления согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. А в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" охрана общественного порядка относится к предметам ведения местного самоуправления.
    Положение об оперативном руководстве деятельностью добровольных народных дружин, предусмотренное законом края, вытекает из профиля данного общественного объединения и смысла Закона Российской Федерации "О милиции". Оно не предусматривает собой вмешательство в деятельность общественного объединения и неравнозначно понятию осуществления руководства общественным объединением органами, созданными в соответствии с их уставами.
    В связи с изложенным краевой Совет народных депутатов постановляет:
    1.Протест прокурора края на Закон Алтайского края "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края" от 6 марта 2000 года N 12-ЗС отклонить.
    2.В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" сообщить прокурору края о результатах рассмотрения протеста.
    Председатель Алтайского краевого
    Совета народных депутатов
    А.Г.НАЗАРЧУК