-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Алтайский край
Соглашение от 19 декабря 2008 года

Региональное соглашение между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2009 — 2010 годы

Принято
Администрацией Алтайского края
19 декабря 2008 года,
Алтайским краевым советом профсоюзов
19 декабря 2008 года,
Краевыми объединениями работодателей Алтайского края
19 декабря 2008 года
    Администрация Алтайского края (далее - "Администрация края"), с одной стороны, Алтайский краевой совет профсоюзов (далее - "Профсоюз"), с другой стороны, и краевые объединения работодателей (далее - "Работодатели"), с третьей стороны, вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь нормами Трудового кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края "О социальном партнерстве в Алтайском крае", заключили настоящее региональное соглашение (далее - "Соглашение") с целью создания необходимых условий для экономического развития края, социальной и правовой защиты населения на основе практического внедрения принципов социального партнерства.
    Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Алтайском крае и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в 2009 - 2010 годах.
    Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Обязательства Администрации края, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие структурные подразделения и органы исполнительной власти Алтайского края. Средства, необходимые на реализацию принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах.
    Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, исполнять определенные Соглашением обязательства.
    Приоритетными задачами на период действия Соглашения Стороны признают обеспечение мотивации работников к эффективному труду, повышение производительности труда, формирование социально ответственного поведения работодателей и, как результат, - повышение качества жизни населения.
    Соглашение служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений в Алтайском крае.
  1. I.Обязательства администрации края

  2. 1.1.В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения:
    1.1.1.обеспечивать функционирование краевой рабочей группы по вопросам выплаты заработной платы в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации деятельности аналогичных рабочих групп, проводить мониторинг их деятельности. Осуществлять контроль за выполнением принятых решений;
    1.1.2.внедрять, начиная с 1 января 2009 года, отраслевые системы оплаты труда работников краевых государственных учреждений. При этом заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с отраслевыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников краевых государственных учреждений, при условии сохранения прежнего объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работы той же квалификации;
    1.1.3.обеспечить в 2009 году увеличение фондов оплаты труда краевых государственных учреждений за счет средств краевого бюджета для сохранения дифференциации в оплате труда с учетом качества и эффективности работы при переходе на новые отраслевые системы оплаты труда и введения с 1 января 2009 года нового МРОТ в размере 4330 рублей;
    1.1.4.проводить ежеквартальный мониторинг процесса введения новых систем оплаты труда с целью устранения негативных явлений, распространения положительного опыта и недопущения социальной напряженности в коллективах;
    1.1.5.в образовательных учреждениях, финансируемых из краевого бюджета, до введения новых отраслевых систем оплаты труда сохранить ассигнования на установление доплат педагогическим работникам за работу, не входящую в круг основных обязанностей, а также для выплаты надбавок работникам за сложность, напряженность и высокое качество работы в следующих размерах: в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 25%, в учреждениях дополнительного образования и других учреждениях - 10% от планового фонда оплаты труда. Рекомендовать органам местного самоуправления применять данные нормы в отношении работников образовательных учреждений, финансируемых из муниципальных бюджетов;
    1.1.6.рекомендовать органам местного самоуправления в течение 2009 года ликвидировать задолженность, сложившуюся в результате выплаты не в полном объеме денежной компенсации на приобретение методической литературы педагогическим работникам. В этих целях разрешить направлять на погашение задолженности прошлых лет средства, сэкономленные за счет субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования в общеобразовательных учреждениях, направляемых местным бюджетам;
    1.1.7.обеспечивать повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из краевого бюджета, в сроки и в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Рекомендовать органам местного самоуправления в таком же порядке повышать заработную плату работникам муниципальных учреждений;
    1.1.8.предложить органам регулирования тарифов (цен) при определении указанных тарифов (цен) учитывать расходы на оплату труда в соответствии с отраслевыми соглашениями.
    1.2.В области развития трудовых ресурсов, содействия занятости населения, повышения профессионального уровня работников:
    1.2.1.создавать благоприятные экономические условия для развития всех секторов экономики, инвестиционной деятельности организаций за счет развития инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, формирования взаимодействия органов исполнительной власти с субъектами малого и среднего предпринимательства и их объединениями;
    1.2.2.разрабатывать мероприятия по сокращению "теневой" занятости населения;
    1.2.3.участвовать совместно с работодателями и органами местного самоуправления в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, временной занятости несовершеннолетних граждан, подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения;
    1.2.4.регулировать объемы и профили подготовки специалистов в краевых учреждениях профессионального образования;
    1.2.5.развивать сеть лагерей труда и отдыха с приобретением молодежью профессиональных навыков и дальнейшим ее трудоустройством;
    1.2.6.проработать вопрос об учреждении краевой награды "Наставник молодежи";
    1.2.7.предусматривать в краевом бюджете на очередной финансовый год средства на повышение квалификации и переподготовку работников учреждений образования и здравоохранения, финансируемых из краевого бюджета. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать средства на эти цели в местных бюджетах.
    1.3.В области охраны труда и здоровья населения:
    1.3.1.определять организации, оказывающие услуги в области охраны труда, соответствующие предъявляемым требованиям, осуществлять добровольную сертификацию специалистов по охране труда, рекомендовать их работодателям в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, совершенствовать систему обучения по охране труда;
    1.3.2.предусматривать в краевом бюджете и в сметах расходов краевых государственных учреждений средства на улучшение условий и охраны труда работников в размере не менее 2% от фонда оплаты труда;
    1.3.3.рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать в местных бюджетах расходы на охрану труда, производимые в соответствии с трудовым законодательством, а также на улучшение условий и охраны труда работников;
    1.3.4.проводить ежеквартальный мониторинг информации, поступающей от администраций муниципальных образований Алтайского края, о ходе реализации органами местного самоуправления основных направлений государственной политики в области охраны труда с составлением рейтинга "опасности" муниципальных образований Алтайского края в области охраны труда с целью выявления зон чрезвычайной, потенциальной и допустимой опасности, принятия оперативных решений по проблемным территориям.
    1.4.В области социальной защиты населения, гарантий и компенсаций работникам:
    1.4.1.предусматривать в краевом бюджете на очередной финансовый год средства для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
    1.4.2.обеспечивать функционирование краевых учреждений детского оздоровления и отдыха, оказывать помощь в организации детского отдыха органам местного самоуправления;
    1.4.3.изучить возможность разработки отраслевых стандартов труда, по результатам проинициировать их разработку;
    1.4.4.не допускать отчуждения, изъятия материально-технической базы краевых государственных учреждений образования, здравоохранения и спорта в пределах, лишающих их возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого учреждения.
    1.5.В области развития социального партнерства:
    1.5.1.содействовать созданию при органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов с участием в них представителей Работодателей и Профсоюза;
    1.5.2.предоставлять социально ответственным работодателям дополнительные гарантии и преференции, содействовать их экономическому развитию, в том числе путем создания положительного имиджа организаций, оказания помощи в реализации перспективных проектов, обеспечении квалифицированным персоналом;
    1.5.3.с целью отнесения работодателей к категории социально ответственных проводить мониторинг их деятельности в сфере социально-трудовых отношений, при этом в качестве основных критериев социальной ответственности определить следующие:
    обеспечение уровня средней заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующей территории либо в определенной сфере экономической деятельности края за соответствующий период времени, отсутствие задолженности по выплате заработной платы;
    обеспечение ежегодного темпа роста заработной платы не ниже предусмотренного Соглашением;
    профессиональное обеспечение охраны труда;
    наличие коллективного договора;
    наличие первичной профсоюзной организации и обеспечение условий для ее деятельности;
    наличие программы развития персонала и повышения профессионального уровня работников.
    1.5.4.по результатам проведения указанного мониторинга информировать население Алтайского края через средства массовой информации о социально ответственных работодателях, а также о работодателях, нарушающих действующее законодательство в сфере социально-трудовых отношений и не исполняющих взятых на себя обязательств.
    1.5.5.в рамках реализации закона Алтайского края "О социальном партнерстве в Алтайском крае" совместно с социальными партнерами в первом квартале 2009 года разработать нормативный акт о порядке присоединения работодателей к соглашению;
    1.5.6.провести организационную работу по созданию в рамках краевой трехсторонней комиссии рабочей группы по развитию социального партнерства в Алтайском крае;
    1.5.7.организовать ежегодное проведение краевых конкурсов на лучший коллективный договор, лучшее территориальное соглашение.
  3. II.Обязательства работодателей

  4. 2.1.В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения:
    2.1.1.обеспечивать оплату труда работников не ниже размера, предусмотренного в отраслевых тарифных соглашениях, действующих в отношении работодателя, а в случае их отсутствия - не ниже размера, предусмотренного приложением к Соглашению, в отношении соответствующих категорий работников (для внебюджетных организаций), а также снижение доли заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме;
    2.1.2.обеспечивать оплату труда работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, пропорционально фактически отработанному времени исходя из того, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), составляет не менее утвержденного минимального размера оплаты труда;
    2.1.3.обеспечить установление удельного веса гарантированной тарифной (окладной) части оплаты труда в структуре заработной платы основного персонала с учетом гарантированных надбавок и доплат в размере не менее 60 процентов;
    2.1.4.поэтапно повышать цену рабочей силы за счет повышения производительности труда, роста объемов и повышения эффективности производства, снижения себе стоимости продукции (услуг) и роста прибыли, внедрения прогрессивных форм оплаты труда, увеличения доли заработной платы в себестоимости. При этом индексирование заработной платы считать только компенсацией потерь ее покупательной способности от инфляции (роста цен);
    2.1.5.определять в соглашениях, коллективных договорах организаций реального сектора экономики размеры и сроки индексации заработной платы, в том числе должностных окладов, ставок, сдельных расценок с периодичностью не реже чем один раз в год.
    2.2.В области развития трудовых ресурсов, содействия занятости населения, повышения профессионального уровня работников:
    2.2.1.в 2009 году ввести не менее 17 тысяч новых рабочих мест, в 2010 году - не менее 17 тысяч новых рабочих мест;
    2.2.2.при осуществлении работы в сфере содействия занятости населения отдавать приоритет взаимодействию с органами государственной службы занятости населения Алтайского края, а также со специализированными организациями, сотрудничающими с органами государственной службы занятости населения Алтайского края;
    2.2.3.предоставлять в органы государственной службы занятости населения Алтайского края полную и достоверную информацию о создающихся новых (дополнительных) рабочих местах, ликвидации рабочих мест, сведения обо всех рабочих местах в организации (с указанием наименования должности, заработной платы, результатов аттестации рабочего места) для создания единой базы данных;
    2.2.4.участвовать в создании и обновлении регионального банка данных трудовых ресурсов по специальностям, профессиям;
    2.2.5.заключать договоры с образовательными учреждениями, учебными центрами и учащимися (студентами) о подготовке и переподготовке специалистов с последующим их трудоустройством в организации по полученной профессии, специальности, квалификации;
    2.2.6.заключать базовые договоры с учреждениями начального профессионального образования о социальном сотрудничестве с целью развития, сохранения и обновления партнерства данных учреждений с базовыми предприятиями;
    2.3.В области охраны труда и здоровья населения:
    2.3.1.при численности работающих в организации менее 50 человек осуществлять профессиональное обеспечение охраны труда, предполагающее личное исполнение работодателем обязанностей по охране труда, либо наличие штатного специалиста по охране труда или договора сервисного обслуживания в области охраны труда с ресурсным центром, оказывающим услуги в области охраны труда;
    2.3.2.предусматривать в соглашениях, коллективных договорах организаций дополнительные (сверх установленных действующим законодательством) мероприятия, льготы и гарантии, направленные на улучшение условий и охраны труда, предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
    2.3.3.формировать корпоративные системы управления охраной труда на основе локальных нормативных актов - стандартов, положений организации;
    2.3.4.обеспечивать ежегодное направление до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников и (или) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;
    2.3.5.использовать ежегодно в целях экономического стимулирования снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости механизм скидок-надбавок до 40% на страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    2.3.6.в случае гибели работника на производстве по вине работодателя выплачивать семье погибшего дополнительное (сверх установленных государством норм) единовременное пособие в сумме не менее 60 тысяч рублей. На момент наступления несчастного случая сумма подлежит индексации с учетом коэффициента фактической инфляции;
    2.3.7.в случае установления работнику инвалидности вследствие несчастного случая на производстве либо установления профессионального заболевания работодатель обязуется единовременно выплачивать пострадавшему сверх установленных законодательством гарантированных компенсаций:
    при 1 группе инвалидности - не менее 50 тысяч рублей;
    при 2 группе инвалидности - не менее 40 тысяч рублей;
    при 3 группе инвалидности - не менее 30 тысяч рублей;
    при утрате профессиональной трудоспособности без инвалидности - не менее 20 тысяч рублей.
    На момент наступления несчастного случая сумма подлежит индексации с учетом коэффициента фактической инфляции.
    2.4.В области социальной защиты населения, гарантий и компенсаций работникам:
    2.4.1.выделять средства в размере не менее 1% от фонда оплаты труда организации для проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий, оказания шефской помощи детским учреждениям (школа, детский сад, спортивный клуб и другие) и оказания материальной помощи нуждающимся работникам;
    2.4.2.принимать участие в проведении детской оздоровительной кампании, финансировать не менее 40% затрат на эти цели;
    2.4.3.выделять средства в размере не менее 1,5% от фонда оплаты труда для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
    2.5.В области развития социального партнерства:
    2.5.1.обеспечивать условия для участия представителей Профсоюза в коллективных переговорах в организации;
    2.5.2.создавать в установленном порядке комиссии по трудовым спорам для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в организациях;
    2.5.3.обеспечивать заключение коллективных договоров в организациях в целях обеспечения реализации обязательств по Соглашению, а также установления работникам дополнительных льгот и гарантий;
    2.5.4.не реже двух раз в год информировать работников организаций о результатах финансово-хозяйственной деятельности, ходе выполнения коллективных договоров, реализации планов и программ социально-экономического развития организации.
  5. III.Обязательства профсоюза

  6. 3.1.В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения:
    3.1.1.содействовать установлению в организациях минимальной заработной платы работников в размере, превышающем определенный приложением к Соглашению, обеспечивать удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы с учетом гарантированных надбавок и доплат в размере не менее 60%;
    3.1.2.инициировать включение в соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций показателей темпов роста заработной платы, форм и систем оплаты труда, минимальных размеров оплаты труда, порядка и условий премирования, добиваться выполнения работодателями обязательств.
    3.2.В области развития трудовых ресурсов, содействия занятости населения, повышения профессионального уровня работников:
    3.2.1.предоставлять работникам консультации и правовую помощь по вопросам занятости населения;
    3.2.2.содействовать закреплению в соглашениях, коллективных договорах организаций обязательств, направленных на сохранение и увеличение числа рабочих мест, повышение квалификации кадров, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им дополнительных гарантий и компенсаций;
    3.2.3.содействовать заключению договоров между организациями, образовательными учреждениями и учащимися (студентами) о подготовке специалистов.
    3.3.В области охраны труда и здоровья населения:
    3.3.1.вносить предложения, направленные на создание безопасных условий труда;
    3.3.2.принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, произошедших с членами профсоюза;
    3.3.3.добиваться увеличения количества технических инспекторов труда отраслевых профсоюзов и усиления действенности профсоюзного контроля за условиями и охраной труда;
    3.3.4.повышать результативность деятельности и статус уполномоченных профсоюзов по охране труда путем регулярного обучения, введения в коллективные договоры дополнительных трудовых и социальных гарантий их деятельности;
    3.3.5.развивать взаимодействие с государственными надзорно-контрольными органами и органами прокуратуры по защите прав и законных интересов членов профсоюза в области охраны труда.
    3.4.В области социальной защиты населения, гарантий и компенсаций работникам:
    3.4.1.проводить организационные мероприятия по оздоровлению работников и членов их семей;
    3.4.2.организовывать предоставление льготных путевок (со скидкой 20%) членам профсоюзов в профсоюзные здравницы;
    3.4.3.осуществлять контроль за распределением и использованием средств, предназначенных на социальное страхование, в том числе на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников;
    3.4.4.проводить совместные с работодателями и их работниками консультации, семинары, вносить предложения по проведению мероприятий, направленных на улучшение положения работников.
    3.5.В области развития социального партнерства:
    3.5.1.содействовать развитию социального партнерства посредством методической помощи деятельности территориальных советов председателей профсоюзных организаций;
    3.5.2.осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий соглашений, коллективных договоров;
    3.5.3.вести информационную, просветительскую и агитационную деятельность на территории Алтайского края по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений.
  7. IV.Обязательства сторон

  8. 4.1.Обеспечивать снижение в 2009 году уровня регистрируемой безработицы среди трудоспособного населения до 2,7%.
    4.2.Проводить согласованные действия по обеспечению социально-трудовой адаптации молодежи.
    4.3.Ежегодно в рамках Всемирного дня охраны труда проводить между организациями, расположенными на территории Алтайского края, смотр-конкурс на лучшую организацию работ по охране труда.
    4.4.Ежегодно в рамках системы социального партнерства проводить конкурс профессионального мастерства "Мастера России".
    4.5.Разрабатывать и реализовывать меры, направленные на повышение качества трудовых ресурсов, адаптацию системы профессионального образования к потребностям рынка труда Алтайского края.
    4.6.Участвовать в реализации стратегии противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди населения Алтайского края.
    4.7.Проводить согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзных организаций на территории Алтайского края.
    4.8.Обеспечивать заключение двухсторонних соглашений между организациями и органами исполнительной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, предусматривающих дополнительные обязательства сторон в рамках частно-государственного партнерства.
    4.9.Предоставлять по обращениям социальных партнеров необходимую информацию по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
    4.10.Проработать вопрос об учреждении краевого праздника труда.
  9. V.Заключительные положения

  10. 5.1.Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по 31 декабря 2010 года.
    5.2.Изменения в настоящее Соглашение вносятся на основании решений краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по соглашению сторон путем подписания дополнительных соглашений к настоящему Соглашению, являющихся его неотъемлемой частью.
    5.3.Соглашение является основой для заключения территориальных и отраслевых соглашений, соглашений на уровне сельских поселений, а также коллективных договоров и не ограничивает права Сторон в расширении предоставляемых социальных льгот и гарантий.
    5.4.По запросу любой из Сторон и по итогам года Стороны предоставляют друг другу письменную информацию о выполнении Соглашения в части принятых на себя обязательств.
    5.5.Контроль за выполнением Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая в том числе направляет информацию о выявленных фактах нарушений в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности в установленном порядке.
    5.6.Стороны несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение и невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
    5.7.В двухнедельный срок после подписания Соглашения его полный текст публикуется в газете "Алтайская правда".
  11. VI.Подписи сторон

  12. Администрация Алтайского края:          Алтайский краевой совет профсоюзов:
    Губернатор Алтайского края              Председатель Алтайского краевого
    А.Б.Карлин                              совета профсоюзов В.Д.Аргучинский
                           Краевые объединения работодателей:
    Исполнительный директор объединения     Председатель Совета директоров Алтайского
    работодателей "Союз промышленников      краевого отраслевого объединения
    Алтайского края" Е.К.Ганеман            работодателей "Союз жилищно-коммунальных
                                            организаций" В.М.Лапко
    Председатель Союза агропромышленных
    формирований Алтайского края            Президент ассоциации "Автомобильные
    С.Н.Серов                               перевозчики Алтая" А.К.Богданов
    Председатель правления Союза            Исполнительный директор Союза крестьянских
    Строителей и инвесторов                 (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
    Алтайского края М.Г.Фокин               формирований Алтайского края А.А.Вайс
    Председатель правления некоммерческого  Президент Союза зернопереработчиков
    партнерства "Алтайский союз             Алтая В.А.Фоминых
    предпринимателей" П.А.Нестеров
    Исполнительный директор некоммерческого
    партнерства "Алтайский банковский союз"
    А.В.Слободчиков