Дело №.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2010 года Зырянский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Киямовой Г.М,
при секретаре Галиакбаровой А.Г.,
с участием истца Преснякова А.Г., представителя ответчика Сыновец Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Преснякова А.Г. к ОАО «Томская энергосбытовая компания» о взыскании незаконно начисленных и оплаченных им денежных средств и дальнейшем начислении за расход электроэнергии в местах общего пользования не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц,
установил:
Пресняков А.Г. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании незаконно начисленных денежных средств и дальнейшем начислении за расход электроэнергии в местах общего пользования не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц, указав, что по счету – извещению ОАО «Томская энергосбытовая компания» на оплату электроэнергии, кроме расхода электроэнергии, согласно показаниям внутриквартирного электросчетчика, начисляется расход электроэнергии в местах общего пользования, причем в размерах, достигающих до 60 и более процентов от расхода электроэнергии от внутриквартирного счетчика. За сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2009 года начислено за расход электроэнергии в местах общего пользования 317 рублей 52 копейки и оплачено им. Считает начисление указанных средств незаконным.
В квартире установлен электросчетчик марки СО -51 ПК, класса точности 2.0, дата выпуска апрель 2006, дата установки /........./, опломбирован работниками ОАО «Томская энергосбытовая компания». Отбор электроэнергии, минуя счетчик, исключен. В правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в приложении «формулы», в п. 25 изложено: «расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования …, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека».
На основании изложенного, с учетом уточненных и увеличенных исковых требований, просит взыскать с ответчика незаконно начисленные денежные средства в размере 470 рублей 80 копеек, из них 130 рублей госпошлина за информацию из Единого государственного реестра, и в дальнейшем осуществлять начисление за расход электроэнергии в местах общего пользования (МОП) не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц.
В судебном заседании Пресняков А.Г. поддержал исковое заявление по основаниям указанным в нем. Дополнительно пояснил, что общедомовой прибор учета не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, так как он не принят в состав общего имущества. Установление ответчиком прибора учета является переустройством жилого дома без согласия собственников, поэтому оплата за электроэнергию должна производиться без прибора учета и исходя из норматива потребления -7 кВт.ч с человека в месяц. Считает, что ОАО «Томская энергосбытовая компания» является надлежащим ответчиком, поскольку предоставляет счета на оплату как поставщик электроэнергии, работники ответчика самовольно установили общедомовой прибор учета электроэнергии.
Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Указал, что в соответствии со ст.161 ЖК РФ в многоквартирном доме по адресу /........./ /........./ был выбран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией ООО УК «Гарантия». Для предоставления собственникам (гражданам) жилых помещений в многоквартирном доме по указанному адресу, услуги энергоснабжения, между ОАО «Томская энергосбытовая компания» и ООО УК «Гарантия» был заключен договор энергоснабжения, в пункте 4.1, которого оплата потребленной электроэнергии, предоставленных услуг по передачи электроэнергии, а также оплата потерь электроэнергии в электрических сетях, осуществляется на основании данных, полученных с помощью общедомового прибора учета, прибора учета отдельно учитывающего потребление электрической энергии местами общего пользования и (или) установленных расчетным способом. Расчет за потребленную электрическую энергию ведется по общедовому прибору учета №, указанный прибор учета прошел проверку, исправен.
Согласно п.п. «в» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с п.23 указанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2.
Указал, что ОАО «Томская энергосбытовая компания» при расчетах за принятую Управляющей организацией электроэнергию для оказания Потребителям (гражданам), которым Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по электроснабжению, руководствовалась вышеуказанными нормативными актами, в связи с этим все производимые им расчеты являются законными и обоснованными.
Пояснил, что в соответствие со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. В соответствии со ст. 158 Жилищного Кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирными домами осуществляется на основании договоров управления. По договору управления управляющая организация должна выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Электроснабжение является коммунальной услугой (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых помещений многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
В целях предоставления коммунальной услуги «Электроснабжение» собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. (далее Правила № 530) исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. В соответствии с пп. «в» пункта 49 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель коммунальных услуг («управляющая организация») обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 (далее Правила № 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении №2.
В соответствии со ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Указал, что пункте 23 Правил № 307 закреплено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктами в) и г) пункта 52 Правил № 307, Потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений, а также обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем
коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В соответствии с подпунктом д) п. 2 вышеуказанных Правил электрическое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
Договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии (п.90 Правил № 530).
Исходя из указанного, ответчик считает, что законодательство РФ не связывает способ расчета оплаты за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью или нахождением во владении, пользовании, на праве собственности общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома - потребителям электроэнергии поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета оплаты за потребленную в том числе, и на общедомовые нужды электроэнергию только с наличием на данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием.
Статья 44 Жилищного кодекса РФ определяет, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится решение следующих вопросов: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом. То есть перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, по существу, является закрытым, иные полномочия могут быть предусмотрены только самим Жилищным кодексом. К таким вопросам можно отнести вопросы организации и проведения общего собрания, распоряжения общим имуществом, вопросы реконструкции и ремонта многоквартирного дома. В этой же статье Жилищного кодекса установлены и основные обстоятельства, определяющие правомерность принятых решений, а именно решение общего собрания должно быть принято в установленном Жилищным кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания.
Следовательно, считает расчет стоимости потребленной электроэнергии, предъявляемой Преснякову А.Г., с учетом данных общедомового прибора учета, соответствует действующему законодательству РФ, и поэтому требования истца не подлежат удовлетворению. Также, на основании вышеизложенного, представитель ОАО «Томская энергосбытовая компания», считает, что представляемое им юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком по данному исковому заявлению.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила). Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства РФ, 29.05.2006, N 22, ст. 2338.
Абзацем 2 пункта 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования многоквартирного дома, являющегося общей собственностью, в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь определяется исходя из 7 кВт/ч в месяц на одного человека.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В силу ч. 2, 3 ст. 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 и регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество), к которым отнесены и коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии.
В соответствии с Правилами (от 23.05.2006г. №306) под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4).
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п. 30).
Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам (п. 14).
В соответствии с пунктами 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Таким образом, установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Указанная позиция определена Верховным судом РФ, в частности, в решениях от 23.12.2009г. №ГКПИ09-1339, от 02.10.2007г. №ГКПИ07-1019. Поэтому оплата истцом за услуги по энергоснабжению должна производиться исходя из предусмотренных нормативов, в том, числе с учетом вышеопределенной величины, с применением прибора учета электроэнергии.
В связи с этим довод истца о том, что оплата за электроэнергию в местах общего пользования многоквартирного дома должна производиться исходя из норматива потребления – 7 кВт.ч на человека, является необоснованной и требование истца о начислении за расход электроэнергии в местах общего пользования не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 22 Правил Предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В судебном заседании установлено, что требования, которые заявлены истцом о взыскании незаконно начисленных денежных средств и дальнейшем начислении за расход электроэнергии в местах общего пользования не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц (уточненные требования), обращены не к ОАО «Томская энергосбытовая компания», которая является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет только расчет по услугам энергоснабжения.
Согласно статье 162 (п.1,2) Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирными домами осуществляется на основании договоров управления. По договору управления управляющая организация должна выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме. Электроснабжение является коммунальной услугой (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых помещений многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Установлено, что для предоставления услуги энергоснабжения собственникам (гражданам) жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе по адресу: /........./, /........./, /........./, между ОАО «Томская энергосбытовая компания» и ООО УК «Гарантия» заключен договор энергоснабжения. Согласно пункта 4.1 которого, оплата потребленной электроэнергии, предоставленных услуг по передачи электроэнергии, а также оплата потерь электроэнергии в электрических сетях, осуществляется на основании данных, полученных с помощью общедомового прибора учета, прибора учета отдельно учитывающего потребление электрической энергии местами общего пользования и (или) установленных расчетным способом.
Довод истца об отсутствии регистрации общего имущества в многоквартирном доме, нельзя признать обоснованным, поскольку в соответствии со статьями 133-135, 289, 290, 273, 552 ГК РФ и ст.23 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» регистрация права собственности на квартиру одновременно является актом регистрации права собственности гражданина на общее имущество в доме, каковым является общедомовой прибор учета электроэнергии (ст.36 ЖК РФ и пункт 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006г. №491).
Таким образом, суд считает требования истца, предъявленные к ресурсоснабжающей организации не основаны на требованиях закона и не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Преснякову А.Г. к ОАО «Томская энергосбытовая компания» о взыскании незаконно начисленных и оплаченных им денежных средств в сумме 470 рублей 80 копеек и дальнейшем начислении за расход электроэнергии в местах общего пользования не более 7 кВт.ч с одного человека в месяц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2010 года.
Судья (копия верна) Г.М.Киямова
Решение вступило в законную силу 5 июня 2010 года
Копия верна, судья: Г.М.Киямова