Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2010г. Зырянский районный суд Томской области в составе:
Председательствующего судьи Киямовой Г.М.
При секретаре Галиакбаровой А.Г.
с участием представителей истца Каминской Т.А., Григорьева Б.А., ответчика Иванюженко С.А., представителя ответчика Муратова А.Г., представителя третьего лица Пономаревой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Зырянского сельского поселения к Иванюженко С.А. о признании незаконным произведение переустройства жилого помещения и обязать привести систему отопления жилого помещения в первоначальное состояние, подключив к системе централизованного теплоснабжения чугунные радиаторы отопления с расчетным количеством секций в жилой комнате 12 секций, на кухне 9 секций (измененные требования),
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском. В обосновании иска указано, что в ходе инспекционной проверки по соблюдению правил пользования жилым помещением государственным инспектором жилищной инспекции Томской области было установлено, что в квартире № дома № по /........./ /........./, собственник произвел самовольное переоборудование централизованной отопительной системы, путем отключения отопительных радиаторов от системы центрального теплоснабжения.
Указал, что в соответствии с техническим паспортом указанного жилого дома, в данном доме функционирует центральное отопление. Ответчик в соответствии с положениями п. 1 ст.26 ЖК РФ, статей 12, 14 ЖК РФ, с заявлением о переустройстве указанного жилого помещения ни в муниципальный, ни в федеральный органы не обращался.
Истец считает, что при разрешении данного спора необходимо руководствоваться нормами жилищного законодательства, п.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 года №170, Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005г. №266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
Указал, что действующим законодательством установлена необходимость согласования данных работ - переустройства, которому предшествует подготовительный этап: подготовка проекта (проектной документации) и получении необходимых разрешений и согласий; обращение с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему исходных данных на выполнение проекта по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения.
В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года №25, переустройство может быть выполнено только после получения согласия совместно проживающих с собственником квартиры граждан, а также соседей, которое может быть оформлено путем нотариального удостоверения либо при личном присутствии и подписании заявления при его подаче.
Заявление о согласовании переустройства заполняется по форме, утвержденной Правительством РФ – Постановление Правительства РФ от 28.04.2005г. №266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения». Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, которая, как правило, назначается Главой муниципального образования.
Истец указал, что в соответствии с теплотехническим расчетом и планом расстановки отопительных приборов систем централизованного теплоснабжения в жилых домах (квартирах) по адресу: /........./, /........./, /........./, /........./, выполненного ООО «Архитектурно-проектное бюро» на основании технического паспорта жилого дома, для обеспечения теплового и гидравлического балансов отопительной системы во всем доме, в квартире ответчика необходимо наличие действующих чугунных радиаторов с расчетным количеством секций: в жилой комнате 12 секций, на кухне 9 секций. В случае несоблюдения данных требований произойдет дестабилизация работы отопительной системы жилого дома в целом, что является несоблюдением характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, создает угрозу безопасности для жизни и здоровья граждан, влечет не соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В связи с изложенным, истец просит признать незаконным произведение переустройства жилого помещения № дома № по /........./ /........./ области и обязать ответчика привести систему отопления жилого помещения № дома № по /........./ /........./ в первоначальное состояние, а именно подключить к системе централизованного теплоснабжения чугунные радиаторы отопления с расчетным количеством секций: в жилой комнате 12 секций, на кухне 9 секций.
Представители истца, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в измененном исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что использование ответчиком электроотопления в жилом помещении влечет также нарушение пунктов 15.1, 15.3, 15.4, 15.14, 15.18, 15.19 Свода Правил - 31-110-2003, поскольку ответчик не согласовал в установленном порядке применение электротеплоснабжения в жилом помещении.
Ответчик и его представитель иск не признали пояснив, что отключение радиаторов отопления от общей системы отопления не является переоборудованием или переустройством жилого помещения, что подтверждается Постановлением государственной жилищной инспекции по Томской области №147 от 28.08.2009г. Демонтаж отопительных радиаторов не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, поскольку ответчик отапливает квартиру бытовыми электрическими тенами, установленными в чугунные радиаторы, на что ни согласования, ни разрешения не требуется. Указал, что в спорном доме не определено и не зарегистрировано общее имущество в соответствии со ст.ст.8, 131 ГК РФ и Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006г. Считает, что нет имущества, нет – обязательств. Ответчик вынужден был отказаться от услуг по теплоснабжению, поскольку плохо топили, было 15-17 градусов. В соответствии со ст.ст.450, 546 ГК РФ Иванюженко С.А. письменно уведомил жилищно-коммунальное хозяйство об отказе от услуги отопления, долгов не имел. Как потребитель он вправе выбирать исполнителя услуг, что он и сделал. Он отказался от централизованного отопления в 2004 году до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации - 01.03.2005г. Закон обратной силы не имеет, даже если бы ответчик переоборудовал систему отопления, а поэтому считает, что срок исковой давности истек.
Кроме того, представитель ответчика заявил, что при разрешении данного спора нет оснований для применения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит применить нормы ГК РФ, так как Иванюженко С.А. отказался от услуги теплоснабжения, а услуга – это товар, он имеет право в любое время отказаться от этой услуги. Также заявил о подложности доказательства, представленного истцом – технического паспорта жилого дома, на основании которого произведен теплотехнический расчет, поскольку данный документ получен незаконным путем.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, с иском согласился, по основаниям, изложенным в иске.
Выслушав стороны, заслушав заключение эксперта Дегтяренко А.В., допросив свидетелей Ермакович А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство (перепланировка) жилого помещения осуществляется с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании его решения.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года №25 утверждены Правила пользования жилым помещениями, которые определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах, согласно которых и собственник, и наниматель жилого помещения вправе производить его перепланировку или переустройство, но с соблюдением установленного законом порядка.
Исходя из анализа приведенных норм, переустройство и перепланировка жилого помещения представляют собой определенные действия, результат которых требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Из положения пункта 5 статьи 19 Жилищного кодекса РФ следует, что под техническим паспортом понимается документ, содержащий техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.
Сведения, указываемые в техническом паспорте, определены в разделе 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998г. №37 (ред. 19.05.2008г.).
Технический паспорт жилого помещения (квартиры) состоит из четырех разделов. В разделе 111 «Техническое описание квартиры» указываются технические характеристики квартиры. Одной из них является отопление (п.9 данного раздела).
Таким образом, отопление является технической характеристикой жилого помещения.
Замена, перечисленных в указанном разделе конструктивных элементов, если они отражены в техническом паспорте, является переоборудованием и требует внесения изменения в технический паспорт.
Согласно статьи 12 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: … 10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.
Статья 14 Жилищного кодекса РФ определяет компетенцию органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений, к которым относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В судебном заседании из пояснений сторон установлено, что ответчик - собственник жилого помещения квартиры № дома № по /........./ /........./ района /........./, осуществил отключение радиаторов отопления от централизованной системы отопления. Указанное жилое помещение находится в многоквартирном доме. Согласно техническому паспорту жилого дома, в доме предусмотрена центральная система отопления. Жилое помещение ответчика включено в систему центрального теплоснабжения жилого дома.
Как пояснил ответчик Иванюженко С.А., чугунные радиаторы отопления в квартире, он отключил от централизованной системы отопления самостоятельно, с заявлением в орган местного самоуправление не обращалась по вопросу отключения жилого помещения от системы централизованного отопления, поскольку, считает, что это не является переустройством. В жилом помещении ответчика установлено электроотопление: в чугунные радиаторы отопления ответчик установил электрические тэны, которые подключаются к электроснабжению через кабель, предназначенный для электрической плиты. При этом представитель ответчика считает, что таким образом ответчик отказался от услуги теплоснабжения в соответствии с положениями ст.546 ГК РФ, а поэтому считает, что нет услуги, нет и предмета спора.
С указанным доводом ответчика суд не может согласиться, поскольку нормы гражданского законодательства, регулирующие правила о договоре энергоснабжения, устанавливают приоритет специальных нормативных актов перед нормами ГК РФ.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», настоящие Правила регулируют отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действия настоящих Правил распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии с положениями главы V Правил, потребителю запрещается самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и содержания жилищного фонда.
Согласно пунктам 1.4., пп. 1.71, 1.7.2, 1.7.4 п.1.7 Правил, граждане, юридические лица, в соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «Об основах жилищной политики» обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Истец в обоснование иска предоставил теплотехнический расчет спорного жилого помещения, согласно выводам, которого в целях поддержания расчетного теплового и гидравлического балансов необходимо наличие в жилой комнате и на кухне, по спорному адресу, чугунных радиаторов с расчетным количеством секций: жилой комнате 12 секций, кухня – 9 секций. В случае несоблюдения указанных требований неизбежны изменения теплового баланса и гидравлической характеристики отопительных стояков, обслуживающих помещения прилегающих квартир. Это приведет к нарушению теплового и гидравлического балансов всей системы отопления жилого кирпичного дома № по /........./, /........./. Произойдет перераспределение тепла – часть квартир будет получать большее, а часть – меньшее количество тепла в сравнении с расчетным (проектным), что приведет к нестабильной работе всей отопительной системы жилого дома. Также, в жилом помещении недостаточно сопротивления ограждения теплопередаче, вместо требуемого сопротивления ограждения теплопередаче 1,78 кв.м *град/Вт, фактически – 1,01 кв.м*град/Вт.
Для разрешения вопроса о назначении экспертного исследования и дачи заключения по указанному теплотехническому расчету, судом был опрошен эксперт, пояснивший, что данный теплотехнический расчет не вызывает сомнений в правильности произведенных расчетов и выводов.
Пояснил, что вмешательство в расчетные режимы теплоносителя чревато дисбалансом всей системы отопления жилого дома, что требует внесения изменений и регулировок в общей системе отопления. Если в одной квартире централизованное отопление, а в другой другие приборы отопления, как в рассматриваемом случае, вода будет циркулировать по более простому пути, и вернется в котельную не дойдя до отдельной квартиры. Пояснил, что для отопительной системы, жилой дом, с его целостной системой отопления, представляет единый комплекс, и произвольное отключение отопительных и обогревающих элементов, к которым относится радиаторы отопления, неизбежно ведет к нарушению функционирования всей отопительной системы. Указал, что при наличии в многоквартирном доме централизованного отопления, первоначально необходимо спроектировать изменение системы отопления, а потом, в данном случае, «резать» радиаторы отопления от общей системы. Пояснил, что при назначении судебной экспертизы, заключение будет по теплотехническому расчету идентичное, поскольку все расчетные данные приведены, верно.
Как пояснил ответчик, жилое помещение отапливается путем электротеплоснабжения. Данное обстоятельство подтверждает, что в спорной квартире произошла замена одного вида отопления на другое. Между тем, Свод правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных помещений» (СП -31-110-2003) предусматривает применение электротеплоснабжения в жилых и общественных зданиях при условии согласования в установленном порядке, а согласно раздела 111 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, сведения об изменении системы отопления в квартире ответчика подлежат внесению в техническую документацию жилого помещения. Пункт 10 Инструкции предусматривает указание в техническом паспорте жилого помещения наличие электроснабжения с указанием типа проводки. Для установки электроотопления вместо чугунных радиаторов отопления, ответчик провел дополнительную проводку. Однако в нарушении указанных выше нормативно-правовых актов, с заявлением о согласовании отключения радиаторов отопления в жилом помещении и перехода к индивидуальному виду отопления, ответчик не обращался ни в администрацию местного самоуправления, ни в иные органы для получения разрешительной документации по переустройству системы отопления жилого помещения.
Кроме того, опрошенный в качестве свидетеля инженер проектной группы в области электроустановок Ермакович А.В., пояснил, что установление электротеплоснабжения в жилом помещении не допустимо без согласовательной процедуры в органах энергонадзора или Ростехнадзора. Такие действия противоречат СП -31-110-2003г., ведет к нарушению техники безопасности. Указал, в рассматриваемом случае, использование и установка электрической тэны в радиаторы отопления, является прибором, изготовленным кустарным способом, без соответствующей защиты, что также является нарушением техники безопасности. Тэна, установленная в радиатор отопления кустарным методом, не может является бытовым прибором, поскольку электробытовой прибор – это совокупность изделий, изготовленных заводским способом.
Согласно указанной выше Инструкции от 04.08.1998г. №37 (ред. от 04.09.2000г.), который утвержден во исполнение Постановления Правительства РФ (13.10.1997г. №1301), в техническом паспорте жилого помещения согласно Инструкции необходимо вносит в раздел «техническое описание квартиры», в том числе, сведения об отоплении, электропроводке.
Таким образом, исходя из установленного, суд приходит к выводу о том, что ответчик незаконно, в жилом помещении квартире № дома № по /........./ /........./, произвел переустройство отопительной системы жилого помещения в многоквартирном доме. При этом разрешительная и согласовательная процедура им не была соблюдена.
Обращаясь к требованиям в части приведения системы отопления жилого помещения в прежнее состояние, суд исходит из следующего.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено, что в результате действий ответчика по отключению спорной квартиры от централизованной системы отопления, нарушается теплотехнический баланс в многоквартирном жилом доме в целом. Это приводит к нарушению прав и интересов жильцов дома. Поэтому, исходя из статьи 18 Конституции Российской Федерации, где указано, что права и свободы человека подлежат судебной защите, суд считает, требования о приведении системы отопления в спорной квартире в прежнее состояние является, обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом, суд считает, что требования п. 1 ч. 5 ст.29 ЖК РФ о применении последствий самовольного переустройства жилого помещения в отношении собственника, не могут быть применены исходя из того, что незаконное переустройство не предусмотрено как самостоятельное основание для продажи жилого помещения собственника с публичных торгов. Кроме того, ст.235 ГК РФ. Такой перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а переустройство как самостоятельное основание принудительного изъятия, в этом перечне не содержится.
Учитывая изложенное, с учетом указанных выше положений Постановления Госстроя №170 от 27.09.2003г., система отопления в спорном жилом помещении подлежит приведению в прежнее состояние в соответствии с выводами, указанными в теплотехническом расчете об установлении чугунных радиаторов отопления.
Суд, проверив доводы ответчика, считает, что они не обоснованы и не законны.
Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не обоснован и не подлежит применению, поскольку возникшие правоотношения являются длящимися. Применение норм жилищного законодательства обусловлено возникшими между сторонами правоотношениями.
В соответствии со ст.186 ГПК РФ в случае заявления о том, что имеющиеся в деле доказательства являются подложными, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.
Представитель ответчика в судебном заседании заявил о том, что представленный теплотехнический расчет произведен на основании подложного технического паспорта жилого дома, поскольку технический паспорт собственники жилых помещений жилого дома № по /........./ /........./ не заказывали. Суд считает такое заявление не обоснованным, поскольку судом было установлено, что в орган местного самоуправления предоставлена копия технического паспорта жилого дома. Кроме того, представитель ответчика, заявляя о подложности документа, не указал какие его реквизиты, данные искажены умышленно.
Более того, опрошенный в судебном заседании эксперт, пояснил, что теплотехнический расчет произведен верно с применением соответствующих СНИПов, при наличии соответствующей лицензии, и при назначении судебной экспертизы по теплотехническому расчету было бы представлено аналогичное заключение, поскольку единицы расчета приведены верно в соответствии с технической документацией жилого дома и жилого помещения.
Также ответчик на предложение суда о предоставление дополнительных доказательств, иных экспертных заключений, ответил отказом.
Довод ответчика о том, что общее имущество собственников жилых помещений дома № по /........./ /........./, не зарегистрировано согласно Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, а поэтому отсутствует предмет спора, не может лечь в основу решения и послужить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Постановление Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность» определяет, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, радиатор отопления как обогревающий элемент, что подтвердил и эксперт, и элемент внутридомовой системы отопления, относится к общему имуществу собственников многоквартирного жилого дома. Тогда как ст.36 ЖК РФ предусматривает, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Указанная норма ЖК РФ также определяет право собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе к общему имуществу законодатель относит санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Из указанного следует, что законодательно определен состав общего имущества в многоквартирном доме, и отсутствие на момент разрешения спора сведений о регистрации общего имущества, не исключает его из категории общего имущества.
Суд приходит к мнению, что ответчик своими действиями по отключению радиаторов отопления от централизованной системы отопления, допустил нарушения требований к содержанию общего имущества, поскольку пункт 10 Постановления №491, определяет, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
При установленных судом обстоятельств, другие доводы ответчика суд также считает несостоятельным, в том числе о прекращении административного производства в отношении ответчика от 28.08.2009г. №147 государственной жилищной инспекции Томской области. Более того, указанное постановление для суда не имеет преюдициального значения.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-196, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным произведение переустройства жилого помещения квартиры № дома № по /........./ /........./ района /........./ в виде отключения радиаторов от системы централизованного теплоснабжения.
Обязать Иванюженко С.А. привести систему отопления жилого помещения квартиры № дома № по /........./ /........./ района /........./ в прежнее состояние, подключив к системе централизованного теплоснабжения чугунные радиаторы отопления с расчетным количеством секций в соответствии с теплотехническим расчетом жилого помещения квартиры № дома № по /........./ /........./ района /........./.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2010 года.
Судья (подпись) Г.М.Киямова
Решение вступило в законную силу 28 мая 2010 года (кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда)
Копия верна, судья: Г.М.Киямова