Дело № 2-67/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2011г. Зырянский районный суд Томской области в составе:
Председательствующего судьи Киямовой Г.М.
при секретаре Цыкаловой Е.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Зырянского района Чаусовой Н.В., с участием истца Рыжова В.А., представителя истца Криворотова И.Н. (доверенность от /...../ удостоверена нотариусом Зырянского района Томской области Боковой С.Г., №), представителя ответчика Пашинова Ю.Б. (доверенность от /...../ удостоверена нотариусом Зырянского района Томской области Боковой С.Г., №), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рыжова В.А. к Управлению финансов Администрации Зырянского района Томской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей,
установил:
Рыжов В.А. обратился в суд с иском к Управлению финансов Администрации Зырянского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование требований указано, что истец с /...../ был принят на муниципальную должность ведущим специалистом по доходам Отдела финансов Администрации Зырянского района. /...../ он получил уведомление № о сокращении штата. В данном уведомлении указано, что занимаемая должность муниципальной службы ведущего специалиста по доходам Отдела финансов Администрации Зырянского района будет сокращена на основании распоряжения Администрации Зырянского района от /...../ №-р-ка, трудовой договор с ним предполагается расторгнуть /...../
Согласно приказа от /...../ № истец был уволен в связи с сокращением штата на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Считает своё увольнение необоснованным и незаконным в связи со следующими обстоятельствами. По распоряжению Администрации Зырянского района от /...../ №-р-ка и в соответствии с приказом Отдела финансов Администрации Зырянского района от /...../ № должность муниципальной службы ведущего специалиста по доходам была сокращена. Согласно решению Думы Зырянского района от /...../ была утверждена новая структура Администрации Зырянского района. Отдел финансов Администрации Зырянского района был переименован в Управление финансов Администрации Зырянского района. В Управлении финансов Администрации Зырянского района на основании распоряжения Главы Зырянского района от /...../ №-р-к были введены 9 единиц должностей. Распоряжением Главы Администрации Зырянского района от /...../ утверждено штатное расписание Управления финансов Администрации Зырянского района в количестве 8 должностей муниципальной службы и 1 должности служащего - делопроизводитель. О предстоящем увольнении в отделе финансов Администрации Зырянского района предупреждены 9 человек, однако фактически уволено только 2 человека, остальные работники по состоянию на /...../ продолжают работать. Считает, что фактически «Отдел финансов» преобразован (реорганизован) в «Управление финансов», который продолжает свою деятельность. В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Согласно требований, указанных в данной статье, трудовые отношения с работником продолжаются с его письменного согласия. В случае реорганизации работник может быть уволен лишь при наличии его письменного отказа от продолжении работы. Согласно ст. 179 Трудового кодекса РФ «При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с большей производительностью труда и квалификацией», а так же работникам, повышающим квалификацию по направлению от работодателя без отрыва от работы. Истец имеет высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности более 8 лет, повышал свою квалификацию в ФГОУ ДТОС без отрыва от производства, в /...../ года ему объявлена благодарность Главы Зырянского района.
Истцу не предлагали вакантные должности, что является, по его мнению, нарушением его права и противоречит действующему законодательству.
В самом распоряжении Главы Администрации Зырянского района Томской области от /...../ его должность при сокращении отсутствовала, что говорит, по мнению истца, о безосновательности сокращения.
Просит признать увольнение незаконным и восстановить его на работе, компенсировать моральный вред, оплатить время вынужденного прогула.
Свои требования истец в судебном заседании поддержал, просил его восстановить на работе, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 13177 рублей 92 копейки и компенсировать моральный вред в связи с незаконным увольнением.
Представитель истца указал, что ответчик в возражении указывает на то, что истцу предлагали вакантные должности. Однако доказательств тому не представлено. Ответчиком при увольнении истца не соблюдено преимущественное право истца на оставлении на работе. Считает, что ответчик не предоставил доказательств законного увольнения истца в нарушении п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от /...../ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Заявил о подложности представленной ответчиком характеристики на истца, указанное в характеристике не соответствует действительности, в нем указаны порочащие истца сведения. Считает, что истца уволили как неугодного работника, проводя сокращение и увольнение отдельных работников, преследовалась цель – повышение должностного оклада начальника Управления финансов. Со стороны работодателя имеет место злоупотребления правом (ст.10 ГК РФ), произвол и нарушение норм Конституции РФ.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что работодатель определяет необходимую штатную численность или штат работников. Работодатель самостоятельно определяет структуру и штат организации, следовательно он вправе вносить изменения в штатное расписание и сокращать должности. /...../ Администрацией Зырянского района было принято распоряжение №-р-ка «О сокращении должностей в отделе финансов Администрации Зырянского района», в соответствии с которым в Отделе финансов Администрации Зырянского района сокращалось 9 должностей из 11. На основании вышеуказанного распоряжения /...../ Отделом финансов Администрации Зырянского района был издан приказ № «О сокращении должностей», который был доведен до сотрудников отдела под роспись. Трудовое законодательство не определяет цели сокращений штата и их оснований, не вменяет в обязанность работодателя обоснование решения о сокращении штата и т.д. С позиции ТК РФ главное, чтобы сокращение численности или штата работников было осуществлено при соблюдении гарантий, предусмотренных ст. ст. 82, 179, 180 и 373 ТК РФ. Указал, что сокращение будет правомерным при соблюдении следующих условий: работник был предупрежден за 2 месяца до увольнения; работнику были предложены иные вакантные места; соблюдено преимущественное право на оставление на работе и др. условия. На основании указанного выше распоряжения Администрации района сотрудники Отдела финансов, должности которых подлежали сокращению, были под роспись уведомлены о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата - -------------------, ---, -----------------, -----, ---------------, -------- /...../, --------------, ------------ - /...../ (находились на листке нетрудоспособности), Рыжов В.А. /...../ (находился на листке нетрудоспособности в период нахождения в отпуске, и отпуск был продлен по /...../). Сокращение штатной должности, которую ранее занимал Рыжов В.А. не является мнимым, поскольку в штатном расписании Управления финансов Администрации Зырянского района, утвержденным распоряжением Главы Зырянского района от /...../ №-р-к «Об утверждении штатных расписаний на /...../» отсутствует должность ведущего специалиста по доходам. Штатное расписание Управления финансов в сравнении со штатным расписанием Отдела финансов, утвержденное распоряжением Главы Зырянского района от /...../ №-р-к «Об утверждении штатных расписаний на /...../» сократилось на 2 единицы. Приказ о сокращении штата (штатных должностей, о внесении изменений в штатное расписание), хотя и издается за 2 месяца до предполагаемого увольнения работников, вводится в действие одновременно с приказом об увольнении работника. Новое штатное расписание вводится в действие не ранее того дня, с которого сокращаемые должности перестают существовать. Правовое значение при решении вопроса законности увольнения имеет приказ (распоряжение) о сокращении штата (должностей) и соблюдение процедуры увольнения работника, а не приказ об утверждении штатного расписания в новой редакции. При решении вопроса о преимущественном праве на оставление на работе необходимо учитывать также, что ст. 179 ТК РФ говорит о преимущественном праве на оставление именно на прежней (той же) работе. Преимущественное право по сокращению численности или штата учитывается тогда, когда речь идет о частичном сокращении штатных единиц по одинаковой должности (например, в связи с сокращением одной должности бухгалтера из пяти по штатному расписанию сокращается один работник из пяти, занимающих эту штатную должность). Это означает, что если несколько работников, подлежащих сокращению, претендуют на вакантную должность, то правило о преимущественном праве на оставление на работе к ним не применяется. Работодатель вправе сам определить, кому из работников, подлежащих увольнению предложить вакантную должность. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников, о котором говорится в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от /...../ №. /...../ сотрудникам Отдела финансов Администрации района -------------------, ---, -----------------, -----, --------, --------------, ------------ руководителем Отдела финансов были предложены должности в Управлении финансов Администрации района. Указанные сотрудники дали свое согласие на замещение предложенных им должностей. В данном конкретном случае, преимущественное право истца на оставление на работе применяться не может. Какие-либо иные вакантные должности в отделе финансов Администрации района, соответствующие квалификации истца, а также иные вакантные нижестоящие должности, в период с /...../ года по /...../ года отсутствовали и отсутствуют по настоящее время.
Просит отказать в иске Рыжова В.А. о восстановлении на работе и взыскании оплаты за время вынужденного прогула, и компенсации морального вреда.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.391 ТК РФ, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, …
Согласно п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч.3 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу положений ст.179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
В соответствии с п. 29-30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от /...../ работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
При рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от /...../ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ст.31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающего, что при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
По данному делу установлено следующее.
Рыжов В.А. с /...../ был принят на муниципальную должность ведущего специалиста по доходам Отдела финансов Администрации Зырянского района Томской области. /...../ Администрацией Зырянского района принято распоряжение №-р-ка о сокращении должностей в Отделе финансов Администрации Зырянского района, сокращались 9 должностей из 11, в том числе должность ведущего специалиста по доходам. Истец о предстоящем сокращении должности ведущего специалиста по доходам Отдела финансов администрации Зырянского района был уведомлен под роспись /...../. Согласно приказу от /...../ № истец уволен в связи с сокращением штата на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Судом установлено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, истец предупрежден персонально и под роспись более чем за два месяца до увольнения. В Управлении финансов Администрации Зырянского района в указанный период времени не установлено наличие вакантных должностей муниципальной службы, которые он мог бы замещать с учетом его образования, квалификации, опыта работы, состояния здоровья. Данное обстоятельство подтверждается штатным расписанием Управления финансов Администрации Зырянского района, утвержденного распоряжением Главы Зырянского района от /...../ №-р-к.
Установлено, что о предстоящем сокращении штата были предупреждены 9 работников Отдела финансов из 11. Впоследствии уволены по сокращению штата двое работников, в том числе и истец. Несмотря на то, что остальные работники не были уволены по сокращению штата, суд увольнение истца по п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации считает законным. Как следует из выписки ЕРЮЛ от /...../ № Отдел финансов Администрации Зырянского района, как юридическое лицо, /...../ был переименован в Управление финансов Администрации Зырянского района. Таким образом, реорганизации (преобразования) данного юридического лица не было, работодатель, исходя из штатного расписания Управления финансов переводом оформил на занятие соответствующих должностей 7-х сотрудников отдела финансов в Управление финансов. Согласно должностных инструкций этих работников - ведущего специалиста по взаимодействию с ОМСУ поселений, ведущего специалиста по программно-целевому формированию бюджета (три ед.), главного специалиста казначея-ревизора, главного специалиста – казначея, их обязанности остались аналогичны тем, которые они замещали в Отделе финансов, тогда как исходя из должностной инструкции ведущего специалиста по доходам (Рыжова В.А.) Отдела финансов усматривается, что такие обязанности не были возложены на работников принятых в Управление финансов. Таким образом, было фактическое сокращение двух штанных единиц Отдела финансов Администрации Зырянского района.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от /...../ №-О-О) прекращение трудового договора на основании пункта 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место.
Исходя из представленных доказательств судом установлено, что сокращение штата в Отделе финансов администрации Зырянского района имело место. При этом злоупотребление правом со стороны работодателя для увольнения конкретного работника - Рыжова В.А. не установлено, поскольку в отделе финансов имело место прекращения трудового договора на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ еще с одним работником.
Оснований для предложения вакантных должностей у работодателя не имелось, поскольку такие должности у работодателя отсутствовали.
Суд также не находит оснований для применения к данным правоотношениям положений ст.179 Трудового кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанной статьи она должна применяться, когда ставиться вопрос об оставлении на работе одного из нескольких сотрудников, исполняющих равные трудовые обязанности. Это правило применяется, если сокращены не все однородные должности.
Как было установлено, согласно штанного расписания Управления финансов, должность истца была сокращена, других вакантных должностей не имелось. Более того, статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации определяет круг лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, а не работников, которым должны быть предоставлены в первоочередном порядке соответствующие вакансии.
Установлено, что о сокращении должности истца ответчик в письменной форме сообщил в органы службы занятости, при увольнении истцу были выплачены денежные средства в установленном размере. При этом, довод представителя истца о том, что истцу не были выплачены денежные средства при увольнении необоснованны, не доказаны. При увольнении истцу выплачена сумма в размере 31465 рублей 43 копейки. Требования о взыскании невыплаченных денежных средств (кроме заработной платы за время вынужденного прогула) истец не заявлял, суд рассмотрел иск в пределах заявленных требований.
Заявление представителя истца о подлоге доказательств – характеристики работодателя на истца, суд находит необоснованным, поскольку характеристика является субъективным мнением работодателя. Свидетель ---------- – руководитель Управления финансов, опрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля по характеристике истца, пояснила, что неисполнение Рыжовым В.А. должностных обязанностей, как указано в характеристике, имело место, приказы в отношении Рыжова В.А. о привлечении к ответственности были отменены по представлению прокурора, но из-за того, что был нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, а не вследствие отсутствия оснований для применения мер дисциплинарной ответственности.
При установленных обстоятельствах, иные доводы представителя истца суд считает необоснованными.
При таком положении, суд считает, что у ответчика имелись законные основания для увольнения истца, а установленная законом процедура увольнения была полностью им соблюдена.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Рыжова В.А. к Управлению финансов Администрации Зырянского района Томской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 30000 рублей, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.
Судья (подпись) Г.М.Киямова
Копия верна, судья: Г.М.Киямова
Секретарь: Е.Б.Цыкалова
Подлинный документ находится в деле №2-67/2011 Зырянского районного суда Томской области.