О возложении обязанностей по созданию рабочих мест для инвалидов



Дело № 2 –111/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года Зырянский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Киямовой Г.М.,

при секретаре Цыкаловой Е.Б.,

с участием помощника прокурора ____ Ержебаевой Т.К., представителя ответчика Федосеева В.Ф., представителя третьего лица Андрияновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рокурора ____ в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «---» о возложении обязанностей по созданию рабочих мест для инвалидов,

установил:

Прокурор Зырянского района обратился в защиту неопределенного круга лиц интересах в суд с иском к СПК «---» о понуждении к совершению действий. В обоснование иска прокурор ____ указал, что проведена проверка по факту неисполнения СПК «---» требований федерального законодательства о занятости инвалидов. Проверкой установлено, что среднесписочная численность работников СПК «---» составила в /...../ года 182 человек, в феврале – 178 человек, в марте – 168 человека, при этом трудоустроен 1 инвалид.

Указал, что в соответствии с Законом Томской области от 10 сентября 2003 года №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в ____» квота для приема на работу инвалидов организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2% к среднесписочной численности работников. Данные обязанности СПК «---» выполнены не в полном объеме: квота в размере 2% от среднесписочной численности организации не выполнена. Указал, что непринятие мер по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц на занятость. В этой связи прокурор ____ просит обязать СПК «---» создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

В судебном заседании представитель прокуратуры ____ настаивала на требованиях по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить предъявленный в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.

Представитель ответчика СПК «---» - Федосеев В.Ф. исковые требования прокуратуры не признал, в обоснование возражений указал, что основной вид деятельности СПК «---» это животноводство и растениеводство. Эти виды деятельности не предусматривают легкий труд, который должен быть предоставлен лицам с ограниченными возможностями. Инвалидам необходимо предоставлять рабочие места с легким трудом, что в условиях данного вида производства не представляется возможным.

Представитель третьего лица – Областного государственного учреждения «Центр занятости населения ____» Андриянова О.В. поддержала требования прокурора, указала, что СПК «---» не выполняет установленную законодательством квоту для приема на работу граждан из числа инвалидов, не созданы и не выделены рабочие места в счет квотируемых мест для инвалидов. В ближайшее время будет создано одно рабочее место, однако это не снимает обязанности с работодателя создавать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, несмотря на специфику деятельности предприятия.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что данные исковые требования подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как указано в иске и пояснил представитель прокуратуры ____, настоящие требования предъявлены в защиту прав неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

Согласно статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 №122-ФЗ), социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ). Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно ст.21 указанного Федерального закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Пунктом 1 ст.24 Федерального закона установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

При этом, под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите (инвалидов) в организациях независимо от ее организационно-правовой формы и форм собственности. Квота - это минимальное количество рабочих мест для инвалидов, которая рассчитывается исходя из среднесписочной численности работников организации.

В соответствии с Законом Томской области от 10.09.2003г. №109-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.

Согласно представленных письменных документов, в ходе судебного разбирательства установлено, что на /...../ года среднесписочная численность работников в СПК «---» составила 182 человек, в /...../ года 178 человек, в /...../ года – 168 человек. Согласно сведений СПК «---» среднесписочное количество работающих на /...../ по хозяйству составило 187 человек, трудоустроен один инвалид, тогда как необходимо предоставление квоты на 3,4 человека (168х2%:100%) по данным за /...../ года.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», которыми установлено, что рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты должны быть уже созданы и выделены, квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные установленной в счет квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Между тем, ответчиком вопреки требованиям закона, рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы и не выделены в СПК «---» в пределах квоты. При этом ссылка представителя ответчика на отсутствие рабочих мест с легким трудом неосновательна, поскольку специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты должны быть уже созданы и выделены, принимая на работу инвалида, работодатель должен при необходимости создать для него дополнительные меры по организации труда с его индивидуальной программой реабилитации.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора, заявленные к ответчику СПК «---» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПКРФ, суд

решил:

Иск прокурора ____ в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «---» о возложении обязанностей по созданию рабочих мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями - удовлетворить.

Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «---» создать рабочие места для инвалидов в количестве 2% от среднесписочной численности работников СПК «---».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.

Судья (подпись) Г.М.Киямова

Копия верна, судья: Г.М.Киямова

Секретарь: Е.Б.Цыкалова

Подлинный документ находится в деле №2-111/2011 Зырянского районного суда Томской области.