Об обязании укомплектовать школу квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта



Дело №2-213/2011 г.

Поступило 04.11.2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

11 ноября 2011 год с. Зырянское

Зырянский районный суд Томской области в составе:

Председательствующий судья Воротников С.А,

при секретаре Чвыковой М.Ю,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Зырянского района Чаусовой Н.В,

представителя ответчика Демидовской Е.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Зырянского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «--- средняя общеобразовательная школа» об обязании укомплектовать --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта,

Установил:

И.о. прокурора Зырянского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к к муниципальному образовательному учреждению «--- средняя общеобразовательная школа» об обязании укомплектовать --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа»квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании по обращению родителей учащихся --- филиала МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» (далее – филиал) о том, что в филиале педагогическую деятельность осуществляют лица без специального педагогического образования.

В ходе проведенной проверки установлено, что в филиале в настоящее время осуществляют педагогическую деятельность следующие лица:

- Л.С., имеющая высшее педагогическое образование по специальности: русский язык и литература, методист воспитатель, при этом в филиале она преподает следующие предметы: русский язык, история, математика, химия, основы религиозных культур и светской этики;

- С.Л., имеющая высшее педагогическое образование по специальности русский язык и литература, преподающая в филиале: русский язык, литературу, немецкий язык, географию и биологию;

- Т.А., имеющая высшее педагогическое образование по специальности технология и предпринимательство, преподающая в филиале технологию, историю, основы социализации личности;

- А.В., имеющая среднее специальное педагогическое образование по специальности воспитатель дошкольных учреждений, преподающая в филиале музыку, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности;

- Ч.В., педагогического образования не имеет, в филиале преподает технологию, физическую культуру, физику, обществознание, информатику.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на образование, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с частью 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» указано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Одной из задач законодательства Российской Федерации в области образования, согласно статьи 4 вышеназванного Закона РФ «Об образовании» является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. При этом, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном указанным Законом.

В силу требований части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142 утверждены Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым указанные стандарты разрабатываются и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации

Во исполнение указанных норм законодательства Российской Федерации Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – государственный образовательный стандарт).

В силу требований пункта 18.3.1 государственного образовательного стандарта учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). При этом в учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Разделом IV государственного образовательного стандарта установлены требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, результатом реализации которых должно быть создание образовательной среды:

обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования является требование к кадровым условиям реализации образовательной программы. В соответствии с пунктом 22 государственного образовательного стандарта требования к кадровым условиям включают в себя:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.

Требования к квалификации педагогических работников установлены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», согласно которому установлены следующие требования к квалификации должности учителя или преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров. При этом, в силу требований указанной статьи Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации. Согласно части 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Требования законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения квалифицированным кадровым составом закреплены в Уставе муниципального общеобразовательного учреждения «--- средняя общеобразовательная школа» Зырянского района, пунктом 1.23 которого установлено, что школа (учреждение) самостоятельно подбирает, принимает на работу и расставляет педагогические кадры, несет ответственность за уровень их квалификации. Пунктом 4.5 Устава МОУ «--- СОШ» обязанность по организации работы школы, в том числе и по осуществлению кадровой политики, приему на работу и расстановку кадров возложена на директора школы, который также несет ответственность за уровень квалификации работников.

В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы соблюдения конституционных прав граждан на образование, Устава МОУ «--- СОШ», --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта не укомплектован, что не соответствует целям и задачам воспитания несовершеннолетних лицами, не имеющими специального образования и нарушаются конституционные права граждан – неопределенного круга лиц, предусмотренные статьей 43 Конституции Российской Федерации на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Количество учащихся --- филиала МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» периодически меняется в связи с их прибытием или убытием, таким образом, определить круг лиц, в интересах которых необходима защита их прав, не представляется возможным, данный круг является неопределенным.

В судебном заседании старший помощник прокурора Зырянского района Чаусова Н.В. требования, изложенные в исковом заявлении поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика – МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» Демидовская Е.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Дополнительно представитель ответчика пояснила, что в настоящее время в --- филиале работает Т.Т., имеющая педагогическое образование по специальности химия-биология, которая преподает математику, физику и химию.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на образование, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с частью 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» указано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно ст. 4 вышеназванного Закона «Об образовании» одной из задач законодательства Российской Федерации в области образованияявляется обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Статьей 5 Закона РФ «Об образовании» установлено, что государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. При этом, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном указанным Законом.

В силу требований части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 142 утверждены Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым указанные стандарты разрабатываются и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации

Во исполнение указанных норм законодательства Российской Федерации Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – государственный образовательный стандарт).

В силу требований пункта 18.3.1 государственного образовательного стандарта учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). При этом в учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

основы духовно-нравственной культуры народов России;

естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

искусство (изобразительное искусство, музыка);

технология (технология);

физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Разделом IV государственного образовательного стандарта установлены требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, результатом реализации которых должно быть создание образовательной среды:

обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования является требование к кадровым условиям реализации образовательной программы. В соответствии с пунктом 22 государственного образовательного стандарта требования к кадровым условиям включают в себя:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.

Требования к квалификации педагогических работников установлены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», согласно которому установлены следующие требования к квалификации должности учителя или преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров. При этом, в силу требований указанной статьи Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации. Согласно части 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Требования законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения квалифицированным кадровым составом закреплены в Уставе муниципального общеобразовательного учреждения «--- средняя общеобразовательная школа» Зырянского района, пунктом 1.23 которого установлено, что школа (учреждение) самостоятельно подбирает, принимает на работу и расставляет педагогические кадры, несет ответственность за уровень их квалификации. Пунктом 4.5 Устава МОУ «--- СОШ» обязанность по организации работы школы, в том числе и по осуществлению кадровой политики, приему на работу и расстановку кадров возложена на директора школы, который также несет ответственность за уровень квалификации работников.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы соблюдения конституционных прав граждан на образование, Устава МОУ «--- СОШ», --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта не укомплектован, что не соответствует целям и задачам воспитания несовершеннолетних лицами, не имеющими специального образования и нарушаются конституционные права граждан на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В --- филиале ведется преподавание учебных дисциплин педагогами, не имеющими соответствующего специального образования.

Доказательств того, что МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» предпринимаются меры по обеспечению --- филиала кадровым составом педагогов в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта, суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению и МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» следует обязать укомплектовать --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Судом также принимается признание иска представителем ответчика.

В связи с тем, что решение состоялось не в пользу МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Зырянского муниципального района в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования и.о. прокурора Зырянского района Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «--- средняя общеобразовательная школа» об обязании укомплектовать --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «--- средняя общеобразовательная школа» об обязании укомплектовать --- филиал МОУ «--- средняя общеобразовательная школа» квалифицированным кадровым составом педагогов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «--- средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета Зырянского муниципального района ____ в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через районный суд.

Председательствующий судья С.А. Воротников

Решение вступило в законную силу 22 ноября 2011 года.

Копия верна: Судья С.А. Воротников

Секретарь судебного заседания М.Ю. Чвыкова

Подлинный документ находится в деле № 2-213/2011 Зырянского районного суда Томской области.