О понуждении к совершению действий



Дело № 2 – 187/2012г.

Поступило 10.05.2012г.

Решение

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 год с. Зырянское

Зырянский районный суд Томской области в составе:

Председательствующий судья Воротников С.А,

при секретаре Чвыковой М.Ю,

с участием помощника прокурора Зырянского района Клинова С.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ____ в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Пахомову А.В. о понуждении к совершению действий,

Установил:

Прокурор Зырянского района Томской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пахомову А.В. о понуждении к совершению действий. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ____ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации, в результате которой в деятельности индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. выявлены нарушения закона.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Пахомов А.В., занимается переработкой древесины на территории ____ по адресу: ____. По данному адресу у индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. располагается лесоперерабатывающее оборудование. Пахомов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по адресу: ____ /...../ , о чём в ЕГРИП сделана запись.

В результате его хозяйственной деятельности образуются отходы производства, что подтверждается актом проверки от /...../ с приложенной фототаблицей, актом проверки исполнения земельного законодательства при использовании земельных участков индивидуальными предпринимателями и организациями ____ в целях лесопереработки от /...../ с приложенной фототаблицей, объяснениями индивидуального предпринимателя Пахомова А.В.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Индивидуальный предприниматель Пахомов А.В. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно пункту 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Пунктом 3 приказа от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов» установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчётность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Согласно пункту 5 Порядка отчётность предоставляется до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

На момент проверки индивидуальным предпринимателем Пахомовым А.В. отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), согласно приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» в Управление Росприроднадзора по ____ в срок до /...../, за 2011 год не представлен, что является нарушением федерального законодательства.

Пунктами 4 и 5 Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории ____ установлено, что сведения заполняются на основании данных первичного учета негативного воздействия на окружающую среду и представляются один раз в год до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом.

В нарушение пункта 5 Порядка ИП Пахомов А.В. вышеуказанные сведения не представлены до /...../, так же они не представлены и по состоянию на /...../, согласно информации начальника Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ____.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 1 Порядка заполнения и предоставления формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Порядок № 204), расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Согласно пункту 3 Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Расчет платы производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632; Инструктивно - методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993 г., зарегистрированных в Минюсте 24.03.1993 г. №190.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 № 248-о плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным публично-правовым платежом (в рамках финансово-правовых отношений). Эта плата за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды, ликвидацию последствий негативного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности в пределах нормативов такого допустимого воздействия, установленных государством, и её восстановление.

Неисполнение вышеуказанных требований природоохранного законодательства Российской Федерации нарушает выполнение в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

Не исчисление и неуплата платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт непоступление средств в бюджеты и невозможность финансирования в полном объёме расходной части бюджета, что в свою очередь приводит к нарушению интересов неопределенного круга лиц, поскольку надлежащим образом поступившие в бюджеты средства могли быть распределены лицами, нуждающимися в помощи за счёт средств бюджета, а также использованы на социально-значимые проекты.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, ____ и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Клинов С.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил иск удовлетворить.

Ответчик – индивидуальный предприниматель Пахомов А.В. в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, последствия признания иска ему понятны, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора ____ Клинова С.А, изучив материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика и приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, в результате деятельности, которых образуются отходы разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с пунктом 3 приказа от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов № 30 установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчётность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 30 отчётность предоставляется до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключение статистической отчётности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В целях реализации статьи 18 Закона № 89-ФЗ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от /...../ «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - приказ № 50), которым утверждён Порядок разработки и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок № 50).

В пункте 2 Порядка № 50 закреплено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчётности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утверждённым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В целях реализации пункта 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» (далее -Приказ № 30), которым утвержден Порядок предоставления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчётности) (далее - Порядок № 30).

В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьями 6 и 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с целью упорядочения системы ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, предоставления сведений субъектами хозяйственной и иной деятельности об организации производственного экологического контроля за объектами и источниками негативного воздействия на окружающую среду ____ постановлением от 18.10.2002 № 316 утвердило Порядок ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Томской области (далее - Порядок № 316).

Пунктом 2 Порядка № 316 установлено, что сведения, согласно приложениям 1 - 8 к Порядку № 316, представляют организации и индивидуальные предприниматели, владеющие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления либо ином законном основании объектами и источниками негативного воздействия на окружающую среду и осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Томской области.

Пунктами 4 и 5 Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Томской области № 316 установлено, что сведения заполняются на основании данных первичного учета негативного воздействия на окружающую среду и представляются один раз в год до 20 числа месяца, следующего за отчетным годом.

Согласно пункту 7 Порядка № 316 сведения представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 1 Порядка заполнения и предоставления формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (далее - Порядок № 204), расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Согласно пункту 3 Порядка № 204 расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Расчет платы производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632; Инструктивно - методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993 г., зарегистрированных в Минюсте 24.03.1993 г. №190.

В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии с ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершать определенные действия.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой ____ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации, в результате которой в деятельности индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. выявлены нарушения закона.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Пахомов А.В., занимается переработкой древесины на территории ____ по адресу: ____, строение 2. По данному адресу у индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. располагается лесоперерабатывающее оборудование. Пахомов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя /...../ за .

В результате хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. образуются отходы производства, что подтверждается актом проверки от /...../ с приложенной фототаблицей, актом проверки исполнения земельного законодательства при использовании земельных участков индивидуальными предпринимателями и организациями ____ в целях лесопереработки от /...../ с приложенной фототаблицей, объяснениями индивидуального предпринимателя Пахомова А.В.

Индивидуальный предприниматель Пахомов А.В. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства согласно пункту 2, 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На момент проверки индивидуальным предпринимателем Пахомовым А.В. отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), согласно приказу Минприроды РФ от /...../ «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» в Управление Росприроднадзора по ____ в срок до /...../, за 2011 год не представлен, что является нарушением федерального законодательства.

В нарушение пункта 5 Порядка ИП Пахомов А.В. вышеуказанные сведения не представил до /...../. Указанные сведения не представлены и по состоянию на /...../.

Ответчик признал требования истца в полном объёме, о чем представил письменное заявление. Права и последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 68, 173, 134 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание иска ответчиком в указанном случае не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем подлежит принятию судом.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика.

Поскольку истец от уплаты госпошлины освобожден, а решение принято не в пользу ответчика, ответчик по настоящему делу является плательщиком государственной пошлины.

Исходя из требований ст. 333.19 НК РФ госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям неимущественного характера, от уплаты которой истец был освобожден, составляет 600 рублей 00 копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ,

Решил:

Обязать индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. представить отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчётности), согласно приказу Минприроды РФ от /...../ «Об утверждении Порядка представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчётности)» в Управление Росприроднадзора по ____ в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. представить сведения об организации производственного экологического контроля за объектами и источниками негативного воздействия на окружающую среду на территории ____ в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды ____ в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. произвести расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года и представить в Управление Ростехнадзора по ____ в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Пахомова А.В. в доход бюджета МО «____» государственную пошлину в сумме 600 рублей 00 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца в Томский областной суд через районный суд.

Председательствующий судья С.А. Воротников

Решение вступило в законную силу 21 июля 2012 года.

Копия верна: Судья С.А. Воротников

Секретарь М.Ю. Чвыкова

Подлинный документ находится в деле № 2-187/2012 Зырянского районного суда Томской области.