Дело №2-200/2010РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Звериноголовское 11 августа 2010 года
Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой М.Ю.,
при секретаре Успановой К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коряковой Анастасии Борисовны к Управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области и Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий Управления образования по отказу в предоставлении меры социальной поддержки в виде бесплатного освещения незаконными и взыскании с ответчиков солидарно расходов по оплате за освещение,
УСТАНОВИЛ:
Корякова А.Б. обратилась в Звериноголовский районный суд с исбратились в суд с иком к Управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий Управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения незаконными и взыскании с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по оплате за отопление за 2008 г. – 2009 г. в сумме 9639 рублей и за освещение за 2007-2009 годы в размере 3520 руб. 48 коп. В обоснование иска указала, что она работает педагогом дополнительного образования в МОУ ДОД «...» и в соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако Управление образования в нарушение действующих норм законодательства установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемого истцом жилого помещения. В связи с чем, в период с сентября 2007 года по апрель 2009 года она самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного норматива.
В судебном заседании Корякова А.Б. исковые требования поддержала, просила признать действия Управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения незаконными и взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по оплате за отопление за 2008 г. – 2009 г. в сумме 9639 рублей и за освещение за 2007-2009 годы в размере 3520 руб. 48 коп., а также возврат госпошлины в сумме 400 рублей, т.к. задолженность должна взыскиваться за счет казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
Представитель ответчика Управления образования Администрации Звериноголовского района ФИО3 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором возражала относительно исковых требований Коряковой А.Б. и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя РУО.
Представитель ответчика Финансового управления Администрации Звериноголовского района ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласилась т.к. предоставление мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности, относится к полномочиям субъекта РФ и не является полномочиями бюджета Звериноголовского района.
Суд, в соответствии с ч. 3.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности л.д. ). Данные обстоятельства представителями ответчиков в письменных отзывах не оспариваются.
В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е", "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Право педагогического работника образовательного учреждения на освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения, предусмотрены ст.4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, которым предусматривается, что возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, осуществляется на основании договоров между уполномоченным органом местного самоуправления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан. Возмещение расходов электроснабжающих организаций производится при условии обеспечения ими учета фактически потребленной указанными лицами электрической энергии на освещение жилой площади.
В судебном заседании установлено, что в доме Коряковой А.Б. отсутствуют отдельные приборы учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, однако ей как педагогическому работнику на основании расчета, произведенного специалистами ОАО «Энергосбыт», в качестве меры социальной поддержки предоставлялось бесплатно только определенное количество киловатт часов на освещение 61 кВТ.ч л.д. ), что противоречит федеральному закону.
Истец является педагогическим работником и в соответствии с действующим федеральным законодательством имеет право на меры социальной поддержки, в том числе бесплатное освещение. Данное право никем не оспаривается. Вышеуказанные расчеты электроэнергии на освещение сделаны энергоснабжающей организацией в отношении истца на основании постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которое не регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки. В связи с чем, применяемый Управлением образования порядок расчета потребляемой электроэнергии для предоставления мер социальной поддержки нарушает право истцов на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Представителем ответчика не представлено доказательств того, что потребленная истцом электроэнергия расходуется не на освещение, а на иные цели.
Таким образом, незаконными действиями Управления образования Администрации Звериноголовского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки истцам причинены убытки - расходы, связанные с оплатой за потребленную электроэнергию сверх установленного Управлением образования норматива потребления.
Доводы в отзыве на исковое заявление представителя Финансового управления Администрации Звериноголовского района о предъявлении исковых требований к органам власти местного самоуправления как к ненадлежащему ответчику, суд находит несостоятельными.
В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И В РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА) НА ТЕРРИТОРИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ», в редакции от 22.05.2007 N 237, действовавшей в период отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка (в том числе педагогическим работникам), ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Органы местного самоуправления Курганской области и главные распорядители средств областного бюджета не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц, по форме, установленной финансовым управлением Курганской области.
Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Учитывая изложенное суд полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям о взыскании убытков и затрат по оплате государственной пошлины является Финансовое управление Администрации Звериноголовского района Курганской области, которое в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Звериноголовского района Курганской области. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района в пользу истца суммы оплат за потребленную электроэнергию за период с 01.09.2007 года по 30.04.2009 года и компенсацию за топливо.
Представленные истцом расчеты причиненных убытков суд находит не завышенными, поскольку они подтверждаются выпиской ОАО «Энергосбыт» из лицевого счета об оплате Коряковой А.Б. денежных сумм за потребленную электроэнергию, справкой РУО Администрации Звериноголовского района о том, что задолженность за отопление Коряковой А.Б. за 2008 год составляет 5,1 куб.м. дров в сумме 4335 рублей, за 2009 год 5,1 куб. м в сумме 5304 рублей, следовательно, общая сумма задолженности за отопление составляет 9639 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, исходя из требований как имущественного, так и неимущественного характера. Поскольку вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, то указанные суммы государственных пошлин подлежат взысканию с Финансового управления в полном объеме.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Коряковой Анастасии Борисовны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области и Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного освещения и отопления незаконными и взыскании с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по оплате освещения и отопления – удовлетворить.
Признать действия Управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по отказу Коряковой Анастасии Борисовне в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления и освещения незаконными.
Взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области за счет казны муниципального образования Звериноголовского района Курганской области в пользу Коряковой Анастасии Борисовны в возмещение убытков за отопление за 2008 – 2009 годы 9639 (Девять тысяч шестьсот тридцать девять) рублей, за освещение за 2007-2009 годы в сумме 3518 (Три тысячи пятьсот восемнадцать) рублей 58 копеек, возврат государственной пошлины – 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области.
Судья: М.Ю. Аксенова
Решение суда вступило в законную силу.