Решение суда по иску о взыскании расходов по расколке дров



Дело №2-309/2010РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское 1 декабря 2010 года

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аксеновой М.Ю.,

при секретаре Успановой К.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковчук Лидии Васильевны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по расколке дров,

УСТАНОВИЛ:

Яковчук Л.В. обратилась в Звериноголовский районный суд с исбратились в суд с иком к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по расколке дров за период с 2007 г. по 2010 г. в сумме 4341,48 рублей. В обоснование иска указала, что она работала в Звериноголовской средней школе педагогом и в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако районное управление образования в нарушение действующих норм законодательства не предоставляет ей меры социальной поддержки в полном объеме, а именно – дрова для отопления жилого помещения привозят не расколотые, в связи с чем, за период с 2007 г. по 2010 г. она потратила на расколку дров 4341, 48 рублей.

В судебном заседании Яковчук А.А. исковые требования поддержала, пояснила, что дрова РУО были предоставлены распиленными на швырок и в таком виде не могли быть использованы для отопления, поэтому она вынуждена была нести дополнительные расходы на их расколку. Просила признать действия районного управления образования по частичному отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскать с финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходы по расколке дров за 2007 г.-2010 г. в сумме 4341,48 руб. а также возврат госпошлины в сумме 400 рублей, т.к. задолженность должна взыскиваться за счет казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.

Представитель ответчика районного управления образования Администрации Звериноголовского района ФИО10 И.Г. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором возражала относительно исковых требований Яковчук Л.В., указав, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» «компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива», просила рассмотреть дело в отсутствие представителя РУО.

Представитель ответчика финансового управления Администрации Звериноголовского района ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с исковыми требованиями не согласилась т.к. представленные истцом расписки не являются документом, подтверждающим фактическое выполнение услуг по расколке дров и произведенную оплату. Просила применить срок исковой давности к заявленным требованиям в соответствии со ст. 196 ГК РФ

Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Заслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, работавшим и проживающим в сельской местности л.д.4-5,6). Данные обстоятельства представителями ответчиков в письменных отзывах не оспариваются.

В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е", "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Право педагогического работника образовательного учреждения на освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения, предусмотрены ст.4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, которым предусматривается, что возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, осуществляется на основании договоров между уполномоченным органом местного самоуправления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан.

В судебном заседании установлено, что истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного отопления предоставляются не в полном объеме, дрова для отопления жилого помещения предоставляются не расколотые, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. За период с 2007 года по 2010 год истцом на расколку дров израсходовано 4341,48 рублей, что подтверждается представленной истцом распиской л.д.7).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 пояснил, что в 2007-2010 годах оказывал истцу услуги по расколке дров. В 2007 г. за расколку 13,585 куб.м. дров он получил по 1358,50 рублей (по 60 рублей за 1 куб.м), в 2008 г. за расколку 13,585 куб. м он получил 1086,80 рублей ( по 80 рублей за 1 куб. м), в 2009 г. за расколку 13,585 куб. м дров он получил 815,10 рублей ( по 100 рублей за 1 куб. м), в 2010 г. за расколку 6,3 куб.м. дров он получил 1081,08 рублей (по 120 рублей за 1 куб. м).

Свидетели ФИО9 и ФИО8 пояснил, что ежегодно истцу предоставляются дрова, распиленные на швырок. В том виде, в котором предоставляются дрова, они не могут быть использованы для отопления из-за большого диаметра швырка, поэтому требуют расколки.

Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется.

Истец является педагогическим работником и в соответствии с действующим федеральным законодательством имеет право на меры социальной поддержки - освобождение от оплаты за отопление жилого помещения. Данное право никем не оспаривается.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что привезенные дрова готовы к употреблению для отопления жилого помещения и не требуют дополнительных затрат на их расколку.

В соответствии со справкой, выданной районным управлением образования, Яковчук Л.В. в 2007-2009 гг. предоставлялось ежегодно по 9,5 куб.м. плотных дров, в 2010 г. 6,3 куб.м. плотных дров л.д.9).

Предоставление истцу дров, не готовых к употреблению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением.

Таким образом, незаконными действиями районного управления образования Администрации Звериноголовского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки истцу причинены убытки - расходы, связанные с оплатой на расколку дров.

В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Учитывая изложенное суд полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям о взыскании убытков и затрат по оплате государственной пошлины является финансовое управление Администрации Звериноголовского района Курганской области, которое в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Звериноголовского района Курганской области. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с финансового управления Администрации Звериноголовского района в пользу истца суммы затрат, произведенных истцом на расколку дров, за период с 01.01.2008 года по 01.11.2010год.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Расходы по расколке дров за 2007 год взысканию не подлежат в связи с истечением срока исковой давности.

Суд полагает необходимым взыскать частично расходы, произведенные истцом, по расколке дров исходя из количества плотных дров, предоставленных РУО, т.е. в 2008г. – 2009 г. – по 9,5 куб.м., в 2010г. - 6,3 куб.м. Исходя из представленных расписок об оплате услуг по расколке дров, расколка 1 куб.м. дров в 2008г. стоила 80 руб., в 2009г. – 100 руб. в 2010 г. - 120 руб. за 1 куб.м. л.д.6-9).

Доказательств, опровергающих стоимость расколки 1 куб.м. дров за 2008-2010 год представителями ответчиков не представлено.

Расходы по расколке дров суд полагает необходимым взыскать за 2008 год - 760 руб. (80руб. х 9,5 куб.м), за 2009 год - 950 руб. (100 руб. х 9,5 куб.м ), за 2010 год- 756 руб. (120 руб. х 6,3 куб.м), всего взыскать за расколку дров за период с 2008-2010 год - 2466 руб.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, исходя из требований имущественного характера. Поскольку вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, то указанные суммы государственных пошлин подлежат взысканию с финансового управления в полном объеме.

Дело рассмотрено в пределах заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Яковчук Лидии Васильевны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов за расколку дров – удовлетворить частично.

Признать действия районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по частичному отказу Яковчук Лидии Васильевне в предоставлении мер социальной поддержки незаконными.

Взыскать с финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области за счет казны муниципального образования Звериноголовского района Курганской области в пользу Яковчук Лидии Васильевны в возмещение расходов по расколке дров за 2008 -2010 годы 2466 (Две тысячи четыреста шестьдесят шесть) рублей, а также возврат государственной пошлины – 400 (Четыреста) рублей.

В остальной части иска Яковчук Лидии Васильевне отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области.

Судья: М.Ю. Аксенова

Решение суда вступило в законную силу.