Решение суда по делу о предоставлении мер социальной поддержки



Дело №2-336/2010РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское 22 декабря 2010 года

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аксеновой М.Ю.,

при секретаре Успановой К.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадуцкой Татьяны Михайловны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании расходов по расколке дров,

УСТАНОВИЛ:

Кадуцкая Т.М. обратилась в Звериноголовский районный суд с исбратились в суд с иком к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с ответчиков расходов по расколке дров за период с Дата обезличена. по Дата обезличена. в сумме 2568 рублей. В обоснование иска указала, что она работает педагогом в МОУ «Звериноголовская СОШ» и проживает в сельской местности, поэтому в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением. Однако районное управление образования в нарушение действующих норм законодательства не предоставляет ей меры социальной поддержки в полном объеме, а именно – дрова для отопления жилого помещения привозят не расколотые, в связи с чем, за период с Дата обезличена по Дата обезличена г. она потратила на расколку дров 2568 рублей.

В судебном заседании Кадуцкая Т.М. исковые требования уточнила, пояснила, что дрова РУО были предоставлены распиленными на швырок и в таком виде не могли быть использованы для отопления, поэтому она вынуждена была нести дополнительные расходы на их расколку. Просила признать действия районного управления образования по частичному отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскать с РУО, финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходы по расколке дров за Дата обезличена г. в сумме 2568 руб., а также возврат госпошлины в сумме 400 рублей.

Представитель ответчика районного управления образования Администрации Звериноголовского района в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на иск, в котором возражала относительно исковых требований истца, указав, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя РУО.

Представитель ответчика Финансового управления Администрации Звериноголовского района ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования не признала, просила привлечь к участию в деле областное финансовое управление, т.к. предоставление мер социальной поддержки относится к расходным обязательствам РФ и субъекта РФ.

Суд, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности л.д.4,5). Данные обстоятельства представителями ответчиков не оспариваются.

В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е", "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Право педагогического работника образовательного учреждения на освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и освобождение от оплаты отопления жилого помещения, предусмотрены ст.4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, которым предусматривается, что возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, осуществляется на основании договоров между уполномоченным органом местного самоуправления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан.

В судебном заседании установлено, что истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного отопления предоставляются не в полном объеме, дрова для отопления жилого помещения предоставляются не расколотые, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов на расколку. Согласно представленным распискам, за период с 2009 года по 2010 год истцом на расколку дров израсходовано 2568 рублей л.д. 6,7).

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО6 пояснили, что ежегодно истцу предоставляются дрова, распиленные на швырок. В том виде, в котором предоставляются дрова, они не могут быть использованы для отопления из-за большого диаметра швырка, поэтому требуют расколки.

Свидетель ФИО7 также пояснил, что в Дата обезличена. оказывал истцу услуги по расколке дров. Количество расколотых дров в Дата обезличена было 13 куб.м., в Дата обезличена – 8,4 куб.м., стоимость расколки составляла в Дата обезличена – Дата обезличена – 120 руб. за 1 куб.м. Денежные средства за расколку дров истец передавала ему в полном объеме. В расписках о получении денежных средств указаны Дата обезличена. ошибочно.

Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется.

Истец является педагогическим работником и в соответствии с действующим федеральным законодательством имеет право на меры социальной поддержки - освобождение от оплаты за отопление жилого помещения. Данное право никем не оспаривается.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что привезенные дрова были готовы к употреблению для отопления жилого помещения и не требовали расколки.

В соответствии со справкой, выданной районным управлением образования, истцу предоставлялись дрова швырком (плотные) в количестве в Дата обезличена – 13 куб.м., в Дата обезличена – 8,4 куб.м. л.д. 13).

Предоставление истцу дров, не готовых к употреблению, нарушает его право на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением.

Таким образом, незаконными действиями районного управления образования Администрации Звериноголовского района по частичному отказу в предоставлении мер социальной поддержки истцу причинены убытки - расходы, связанные с оплатой на расколку дров.

Ходатайство РУО Администрации Звериноголовского района и представителя Финансового управления Администрации Звериноголовского района о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора областного финансового управления Курганской области, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Бюджетного кодекса РФ регулируются правоотношения между субъектами в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней. Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ими являются органы законодательной и представительной власти, финансовые и иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия. Физические лица в этом перечне не указаны, они не являются участниками бюджетного процесса. Финансирование мер социальной поддержки отнесено к расходным обязательствам РФ и субъектов РФ, поэтому вопросы финансирования могут быть разрешены в рамках межбюджетных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в редакции от 22.05.2007 N 237, действовавшей в период отказа истцу в предоставлении мер социальной поддержки, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка (в том числе педагогическим работникам), ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Курганской области и главные распорядители средств областного бюджета не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области.

Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.

Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчиком по заявленным исковым требованиям о взыскании убытков и затрат по оплате государственной пошлины является финансовое управление Администрации Звериноголовского района Курганской области, которое в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Звериноголовского района Курганской области, а вопросы финансирования мер социальной поддержки могут быть разрешены в рамках межбюджетных правоотношений.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, в связи с чем расходы по расколке дров за 2007 год взысканию не подлежат.

Суд полагает необходимым взыскать частично расходы, произведенные истцом, по расколке дров исходя из их количества, предоставленного РУО, и справки Администрации Звериноголовского сельсовета о средней стоимости расколки дров за Дата обезличена., исходя из которой расколка 1 куб.м. дров в Дата обезличена стоила 100 руб., Дата обезличена. – по 120 руб. л.д.15).

Следовательно, расходы по расколке дров подлежат взысканию за Дата обезличена (100 руб. х 13 куб.м ) - 1300 руб., за Дата обезличена (120 руб. х 8,4 куб.м) - 1008 руб., всего за период с Дата обезличена - 2308 руб.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Дело рассмотрено в пределах заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кадуцкой Татьяны Михайловны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с ответчиков расходов по расколке дров – удовлетворить частично.

Признать действия районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по частичному отказу Кадуцкой Татьяне Михайловне в предоставлении мер социальной поддержки незаконными.

Взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области в пользу Кадуцкой Татьяны Михайловны в возмещение расходов по расколке дров за Дата обезличена годы 2308 (Две тысячи триста восемь) рублей, а также возврат государственной пошлины – 400 (Четыреста) рублей.

В остальной части иска Кадуцкой Татьяне Михайловне - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области.

Судья: М.Ю. Аксенова