Решение суда по делу о взыскании расходов по расколке дров



Дело №2-135/2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское 28 февраля 2011 года

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Аксеновой М.Ю.,

при секретаре Успановой К.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устич Фании Шараповны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и к Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о взыскании расходов по расколке дров,

установил:

Устич Ф.Ш. обратилась в Звериноголовский районный суд ... к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий районного управления образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по расколке дров за период с 2008 г. по 2010 г. в сумме 3654 рубля. В обоснование иска указала, что она работала в МОУ «Звериноголовская средняя общеобразовательная школа» педагогом, и в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако районное управление образования в нарушение действующих норм законодательства не предоставляет ей меры социальной поддержки в полном объеме, а именно: дрова для отопления жилого помещения привозят не расколотые, в связи с чем, за период с 2008 г. по 2010 г. она потратила на расколку дров 3654 рубля.

В судебном заседании Устич Ф.Ш. исковые требования поддержала, пояснила, что дрова РУО были предоставлены распиленными на швырок и в таком виде не могли быть использованы для отопления, поэтому она вынуждена была нести дополнительные расходы на их расколку. Просила признать действия районного управления образования по частичному отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходы по расколке дров за 2008 г. - 2010 г. в сумме 3654 руб т.к. задолженность должна взыскиваться за счет казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.

Представитель ответчика - районного управления образования Администрации Звериноголовского района в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором возражал относительно исковых требований Устич Ф.Ш., указав, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» компенсация расходов на оплату отопления предоставляется в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива, расходы на расколку дров не предусмотрены, и просил рассмотреть дело в его отсутствие, привлечь к участию в деле областное финансовое управление..

Представитель ответчика - Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями не согласился, т.к. представленные истцом расписки не являются документом, подтверждающим фактическое выполнение услуг по расколке дров и произведенную оплату. Просил применить срок исковой давности к заявленным требованиям в соответствии со ст. 196 ГК РФ, привлечь к участию в деле Финансовое управление Курганской области и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Заслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е", "ж" части 1); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Право педагогического работника образовательного учреждения на освобождение от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и освобождение от оплаты отопления и освещения жилого помещения, предусмотрены ст.4 Закона Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, которым предусматривается, что возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведении муниципальных образований, осуществляется на основании договоров между уполномоченным органом местного самоуправления с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги указанным категориям граждан.

В судебном заседании установлено, что истец является педагогическим работником, работавшим и проживающим в сельской местности л.д.3,4-9), имеет право на меры социальной поддержки - освобождение от оплаты за отопление жилого помещения. Истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного отопления предоставляются не в полном объеме - дрова для отопления жилого помещения предоставляются не расколотые. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

В соответствии со справкой, выданной районным управлением образования, Устич Ф.Ш. в 2008г. предоставлено 14,7 куб.м. плотных дров, в 2009 г. 14,7 куб. м дров, в 2010г. 8,4 куб.м. плотных дров л.д.12).

Истец указала в исковом заявлении и подтвердила в судебном заседании, что предоставление не расколотых дров делает невозможным их использование по прямому назначению, (дрова имеют большой диаметр швырка) и требует дополнительных расходов. За период с 2008 года по 2010 год ею на расколку дров израсходовано 3654 рублей, в подтверждение чего предоставила соответствующую расписку.

Представителем ответчика не представлено доказательств того, что привезенные дрова готовы к употреблению для отопления жилого помещения и не требуют дополнительных затрат на их расколку.

Предоставление истцу дров, не готовых к употреблению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением.

Таким образом, незаконными действиями районного управления образования Администрации Звериноголовского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки истцу причинены убытки - расходы, связанные с оплатой на расколку дров.

Ходатайство представителей РУО Администрации Звериноголовского района и Финансового управления Администрации Звериноголовского района о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора финансового управления Курганской области, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Бюджетного кодекса РФ регулируются правоотношения между субъектами в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней. Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, ими являются органы законодательной и представительной власти, финансовые и иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия. Физические лица в этом перечне не указаны, они не являются участниками бюджетного процесса. Финансирование мер социальной поддержки отнесено к расходным обязательствам РФ и субъектов РФ, поэтому вопросы финансирования могут быть разрешены в рамках межбюджетных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка (в том числе педагогическим работникам), ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Возмещение расходов организаций, осуществивших начисление и выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления Курганской области и главные распорядители средств областного бюджета не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц по форме, установленной финансовым управлением Курганской области.

Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций.

Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчиком по заявленным исковым требованиям о взыскании убытков является финансовое управление Администрации Звериноголовского района Курганской области.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности.

В судебном заседании установлено, что дрова истцу в 2008 году были предоставлены осенью, в связи с чем о нарушении своего права она узнала в этот период, поэтому ходатайство Финансового управления Администрации Звериноголовского района о применении сроков исковой давности не подлежит удовлетворению.

Суд полагает необходимым взыскать расходы, произведенные истцом, по расколке дров исходя из их количества, предоставленного РУО и сложившейся средней стоимости расколки дров на рынке предоставления услуг за 2008-2010гг., (справка Администрации Звериноголовского сельсоветал.д.17), согласно которой расколка 1 куб. м. дров в 2008г. составляла 80 руб., в 2009 г. – 100 руб., 2010 г. – 120 руб.

Доказательств, опровергающих стоимость расколки 1 куб.м. дров за 2008-2010 год представителями ответчиков не представлено.

Следовательно, расходы по расколке дров необходимо взыскать за 2008 год в сумме 1176 руб. (80 руб. х 14,7 куб. м), за 2009 год - 1470 руб. (100 руб. х 14,7 куб. м), за 2010 год - 1008 руб. (120 руб. х 8,4 куб. м), всего - 3654 руб.

Дело рассмотрено в пределах заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Устич Фании Шараповны к районному управлению образования Администрации Звериноголовского района Курганской области, Финансовому управлению Администрации Звериноголовского района Курганской области о признании действий по отказу в частичном предоставлении мер социальной поддержки незаконными и взыскании с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области расходов по расколке дров – удовлетворить.

Признать действия районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по частичному отказу Устич Фание Шараповне в предоставлении мер социальной поддержки незаконными.

Взыскать с Финансового управления Администрации Звериноголовского района Курганской области в пользу Устич Фании Шараповны в возмещение расходов по расколке дров за 2008 -2010 годы 3654 (Три тысячи шестьсот пятьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области.

Председательствующий: М.Ю. Аксенова

Решение суда вступило в законную силу.