о понуждении к исполнению обязанности в натуре



копия Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область Дата обезличена года

Звенигородский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Фоменковой О.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ... городского прокурора к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе городского округа ... о понуждении к исполнению обязанности в натуре,

у с т а н о в и л:

Одинцовский городской прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе городского округа ... (далее по тексту – МОУ ДОД ДЮСШ) о понуждении к исполнению обязанности в натуре, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В ходе проведения плановой проверки было установлено, что вход в здание МОУ ДОД ДЮСШ по адресу: ... не оснащен специальными приспособлениями и оборудованием - пандусом и поручнем у лестницы.

Во исполнение названного Федерального закона и Закона Московской области от 18 декабря 2001 года № 232/2001-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» Одинцовский городской прокурор просил обязать МОУ ДОД ДЮСШ оборудовать вход в здание по адресу: ... пандусом, указывая, что лица, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно, без помощи технических средств реабилитации инвалидов, лишены возможности в полной мере осуществлять свои права и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 требования поддержала.

Директор МОУ ДОД ДЮСШ ФИО5 указал, что цели и задачи деятельности спортивной школы направлены на осуществление физкльтурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с полученной лицензией по определенным видам спорта – горные лыжи, футбол, фехтование. Также проводятся занятия по общей физкультурной подготовке детей и молодежи. Инвалиды в школе не занимаются. Школа является муниципальным учреждением, учредителем которой является Управление образования администрации городского округа Звенигород. Здание находится в муниципальной собственности. Готов создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание детской спортивной школы в случае, если будет проводиться капитальный ремонт здания или его реконструкция, поскольку здание очень ветхое. Пояснил, что по решению комиссии Управления образования было предписано прекратить спортивные занятия в залах школы. Учебно-тренировочные процессы проходят вне пределов помещения, на спортивной площадке города, в парке или в спортивных залах, которые по договорам безвозмездного пользования предоставляются учреждениями образования на территории ....

Участвующий в деле в качестве третьего лица представитель администрации городского округа Звенигород по доверенности - ФИО6 поддержала возражения директора МОУ ДОД ДЮСШ, пояснив, что в школе занимаются только активными видами спорта, зрелищных мероприятий не проводится. Указала, что решений о признании здания аварийным или подлежащим сносу, реконструкции не принималось. Полагала, что установка пандуса при входе в здание не обеспечит инвалидам беспрепятственный доступ в школу.

Представитель общественной организации ФИО7 пояснила, что инвалидам на территории ... созданы все условия для физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами в АНО СК «...». Не считает целесообразным установку пандуса в здании детской спортивной школы. Указала, что инвалидов, использующих кресла-коляски, проживающих на территории городского округа, не имеется.

Заслушав объяснения участников процесса, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Одинцовского прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно положениям Закона Московской области от 18 декабря 2001 № 232/2001-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся, в частности, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения.

Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Судом установлено, что учредителем МОУ ДОД ДЮСШ является Комитет образования администрации городского округа Звенигород.

В соответствии с Уставом МОУ ДОД ДЮСШ городского округа Звенигород является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей со спортивным профилем обучения.

Для реализации поставленных целей МОУ ДОД ДЮСШ осуществляет физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, и иную деятельность в сфере привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Учебная часть школы состоит из отделений согласно лицензии по видам спора: горные лыжи, сноуборд, фристайл, фехтование и др.

Здание по адресу: ... находится в собственности Муниципального образования «... Звенигород».

Разрешая спор по существу, суд, принимая во внимание вышеуказанные положения законодательства, исходит из того, что МОУ ДОД ДЮСШ относится к объектам социальной инфраструктуры, следовательно, должно соответствовать нормативным требованиям в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в физкультурно-оздоровительное здание.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Установлено, что здание, занимаемое МОУ ДОД ДЮСШ, 1911 года постройки.

Суд проверил доводы архитектора администрации городского округа Звенигород о специальном статусе объекта. Как следует сообщения Министерства культуры ..., здание мужской прогимназии, расположенное по адресу: ... объектом культурного наследия не является.

На основании акта о состоянии комплексной безопасности образовательного учреждения, составленного Дата обезличена года комиссией комитета образования администрации городского округа Звенигород, приказом от Дата обезличена года Номер обезличен директору МОУ ДОД ДЮСШ принято решение прекратить проводить учебно-тренировочный процесс в здании школы и перевести учебно-тренировочный процесс на спортивную базу муниципальных образовательных учреждений.

Суду представлены соответствующие договора, свидетельствующие о том, что в 2008-2009 учебном году МОУ ДОД ДЮСШ в безвозмездное пользование для проведения учебно-тренировочных занятий по фехтованию предоставлены спортивные залы в помещениях МОУ Средней образовательной школы Номер обезличен, АНО Спортивного клуба «...», МОУ ... общеобразовательной школы Номер обезличен.

Утверждения прокурора об отсутствии указания на срок исполнения обязанности и о разрешении вопроса об установке приспособления с учетом дальнейшей судьбы здания суд находит несостоятельными.

В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что оснащение входа в здание пандусом, исходя из ландшафта местности, года постройки здания и конструктивных особенностей объекта, повлечет за собой оборудование дополнительных приспособлений (площадок) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещение (коридор) спортивной школы.

По мнению суда, полноценной возможности приспособить действующий объект невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов.

Статьей 3 Закона Московской области от 18 декабря 2001 № 232/2001-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать муниципальные целевые программы, определяющие мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории муниципальных образований и источники их финансирования.

Как пояснил представитель администрации городского округа Звенигород, при проектировании строительства и возведении новых объектов социальной инфраструктуры учитываются положения Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд также принимает во внимание, что в школе в соответствии с полученной лицензией проводятся занятия по активным видам спорта, которыми инвалиды, использующие кресла-коляски в силу физиологических особенностей не могут заниматься или заниматься ими будет затруднительно.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия с инвалидами на территории ... проводятся во вновь построенном спортивном комплексе - АНО СК «...», где созданы все условия для занятий физической культурой людей с ограниченными возможностями.

Суд не усматривает нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Одинцовского городского прокурора к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школе городского округа Звенигород о понуждении к исполнению обязанности в натуре отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья О.А. Фоменкова

Решение вступило в законную силу Дата обезличена года

Судья О.А. Фоменкова