о признании права собственности на квартиру



Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область Дата обезличена года

Звенигородский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Фоменковой О.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8, ФИО2 к администрации городского округа ... о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди,

у с т а н о в и л:

ФИО3, ФИО7 обратились в суд с иском к администрации городского округа Звенигород, в обоснование требований указав, что на условиях социального найма проживали в квартире Номер обезличен .... Данное жилое помещение являлось их единственным жильем. Дата обезличена года дом, в котором расположена квартира, полностью сгорел. Постановлением Главы администрации городского округа ... от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО3 (в составе семьи два человека) была принята на учет граждан для внеочередного предоставления жилых помещений. Тогда же ей сообщили, что по данной очереди её номер Номер обезличен. В июле Дата обезличена года ФИО3 обратилась в администрацию городского округа ... по вопросу срока предоставления жилья, в ответ было сообщено, что из льготной очереди она переведена в общую очередь под Номер обезличен; никаких письменных документов, отменяющих постановление Номер обезличен от Дата обезличена года и обосновывающих лишение ФИО3, ФИО2 права на внеочередное получение жилья и их перевод в общую очередь, представлено не было. В ответ на письменное обращение ФИО3 в ноябре Дата обезличена года был получен ответ, которым администрация городского округа ... сообщила, что на момент пожара жилищный фонд находился в хозяйственном ведении МП ДЕЗ, администрация городского округа ... в договорных отношениях с ФИО3, как нанимателем, не состояла, вместе с тем, сочла возможным поставить ФИО3 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истцы считают, что данный ответ противоречит закону, а администрация городского округа ... действиями, выразившимися в переводе их в общую очередь нуждающихся в жилых помещениях, нарушает их право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

ФИО3 и ФИО7 просили признать за ними право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как нанимателем и членом его семьи, обязать ответчика предоставить им жилое помещение по договору социального найма вне очереди на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В судебном заседании истцы требования поддержали.

Ответчик - представитель администрации городского округа ... по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме.

В обоснование возражений на иск указала, что решение о постановке ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вне очереди не отменено, ФИО3 состоит в общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку учета граждан для внеочередного предоставления жилья органом местного самоуправления не ведется. По состоянию на Дата обезличена год истица (в составе семьи два человека) продолжала состоять на учете под номером 235.

Утверждала, что в Дата обезличена году ФИО3 была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях без соблюдения условия о признании гражданина малоимущим, которое, по мнению представителя ответчика, являлось обязательным для постановки истицы и членов ее семьи на учет. Жилой дом, в котором проживали истцы, в установленном законом порядке не был признан непригодным для проживания. Кроме того, указала, что в договорных отношениях стороны не состояли, жилой дом, в котором была расположена квартира, занимаемая истцами, находился в хозяйственном ведении МП «ДЭЗ». Вместе с тем не отрицала, что жилищный фонд, закрепленный за предприятием, являлся муниципальным.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Сторонами не оспаривается, что ФИО3 и ФИО7 на условиях социального найма являлись нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: ..., по настоящее время истцы зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства л.д. 33, 34).

В результате пожара, имевшего место Дата обезличена года, квартира Номер обезличен выгорела полностью л.д. 8).

В связи с утратой жилья в результате пожара ФИО3 Дата обезличена года обратилась к Главе ... с письменным заявлением о постановке её и супруга ФИО2 на учет для внеочередного получения жилой площади в связи с отсутствием своего жилья л.д. 17).

Протоколом заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ... от Дата обезличена года рекомендовано к утверждению принятие ФИО3 в составе семьи два человека на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях л.д. 36).

Постановлением и.о. Главы администрации ... области Номер обезличен от Дата обезличена года, с учетом рекомендаций общественной комиссии по жилищным вопросам, на основании ст.ст. 51, 57 ЖК РФ ФИО3, зарегистрированная по вышеуказанному адресу, в составе семьи из двух человек (она и муж), принята на учёт граждан для внеочередного предоставления жилых помещений л.д. 9).

Обращаясь в суд с иском, истцы просят предоставить им жилое помещение по договору социального найма именно во внеочередном порядке, как утратившим жилье в результате пожара, указав, что в июле Дата обезличена года в администрации городского округа ... ФИО3 было сообщено, что они переведены из льготной очереди в общую под номером Номер обезличен На приеме начальником отдела по жилищным вопросам и инвестициям было сообщено, что ФИО3 переведена в общую очередь, в связи с тем, что для регистрации в льготной очереди необходимо, чтобы не только само жилое помещение было непригодным для проживания, но и сам наниматель относился к категории малоимущих граждан.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, представлена справка о том, что ФИО3 состоит на учете под номером 235 л.д. 44), письменное пояснение начальника отдела по жилищным вопросам и инвестициям по вопросу обращения ФИО2 л.д. 47).

На заявление ФИО3 в орган местного самоуправления л.д. 10), Дата обезличена года был направлен ответ Номер обезличен заместителя Главы администрации – управляющего делами администрации, согласно которому сообщено, что на момент пожара муниципальный жилищный фонд находился в хозяйственном ведении МП ДЕЗ, который выступал в качестве наймодателя при передаче жилых помещений во владение и пользование нанимателям, администрация на момент пожара в договорных отношениях с ФИО3, как нанимателем, не состояла. Однако, принимая во внимание утрату жилого помещения, в котором ФИО3 проживала, администрация сочла возможным поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В письме также указывалось, что ФИО3 будет обеспечена жилой площадью по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Довод представителя ответчика о том, что истцы для постановки на учет должны быть также признаны малоимущими, несостоятелен.

В силу ст. 51 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Постановление Номер обезличен от Дата обезличена года, которым ФИО3, как гражданин, жилище которого в результате пожара стало непригодным для проживания, принята на учет для внеочередного предоставления жилья, на момент разрешения спора не отменено.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Сведений о том, что ФИО3 предлагалось какое-либо жилое помещение, суду не представлено. Иных оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия граждан с учета, ответчиком не приведено.

По мнению суда, истцы, принятые постановлением и.о. Главы администрации ... области Номер обезличен от Дата обезличена года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть обеспечены жилым помещением с учетом порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентированного ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных части 2 данной статьи случаев.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

При этом, право истцов на получение жилья во внеочередном порядке не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в установленном порядке жилой дом Номер обезличен по ... не был признан непригодным для проживания.

Факт утраты жилья, ранее занимаемого истцами, ответчиком не оспаривался.

Довод представителя ответчика о невозможности предоставления истцам жилья во внеочередном порядке ввиду единого учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечении жилой площадью по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет, противоречит положениям действующего законодательства.

Предоставление жилых помещений вне очереди по основаниям ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет и должно быть реализовано без указания какого-либо срока, то есть сразу после возникновения соответствующего субъективного права.

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Более того, в соответствии с п. 3.3. Положения о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании «...», утвержденного решением Совета депутатов городского округа ... от Дата обезличена года Номер обезличен, на основании данных Книги учета граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельный список.

Аналогичное положение закреплено в Законе Московской области № 260/2005-ОЗ от 12 декабря 2005 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Касаемо утверждений представителя ответчика об отсутствии договорных отношений с истцом ФИО3 ввиду вещного права на жилой дом Номер обезличен МП «ДЭЗ» суд отмечает следующее.

Согласно ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органа местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, предоставление гражданам в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

По мнению суда, обстоятельство того, что жилой дом в числе иных объектов муниципального жилищного фонда был передан в хозяйственное управление МП «...» л.д. 37-43), юридического значения в рамках рассматриваемого спора не имеет, постольку поскольку, вне зависимости от балансодержателя объекта, непригодного для проживания в результате пожара, граждане, ранее проживавшие в жилом доме на условиях социального найма, должны быть обеспечены жильем именно из этого фонда - муниципального, а не за счет балансодержателя.

Кроме того, представителем ответчика даны пояснения о том, что МП «...» признано банкротом, весь жилищный фонд передан в ведение органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из фактических обстоятельств спора, суд, учитывая изложенное выше, и принимая во внимание, что ФИО3 была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой жилого помещения в результате пожара, приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о признании за ними права на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма с учетом требований ст. 57 ЖК РФ.

При этом суд исходит из того, что в данном случае, с учетом заявительного характера правоотношений сторон, право истцов на приобретение жилья, равно как и обязанность органа местного самоуправления его такое жилье предоставить, возникло после обращения истцов с целью реализации приобретенного ими в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ субъективного права, а не исходя из времени постановки граждан на учет.

Суд также отмечает, что указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, в законе не содержится.

Иск разрешен судом по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ - в рамках заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО8, ФИО2 к администрации городского округа ... о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО8 и ФИО7 право на внеочередное предоставление, как нанимателю и члену его семьи, муниципального жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию городского округа ... предоставить ФИО8, ФИО2 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Мотивированное решение изготовлено и подписано Дата обезличена года

Судья О.А. Фоменкова