копия Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Звенигород Московская область Дата обезличена года
Звенигородский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации городского округа Звенигород о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по установленной норме,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Звенигород о признании её лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении на администрацию городского округа Звенигород обязанностей по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди по установленной норме на территории городского округа .... В обоснование требований указала, что родилась Дата обезличена года в ... области. С Дата обезличена года по Дата обезличена года жила и воспитывалась в «... специализированном доме ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики». Затем была воспитанницей ГБСУ СО МО «... детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ГБСУ СО «... психоневрологический интернат», а Дата обезличена года - переведена в ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат», расположенный по адресу: ..., где проживает в настоящее время и зарегистрирована по месту пребывания.
ФИО2 указала, что является инвалидом детства 2 группы, признана матерью одиночкой, на иждивении находится сын ФИО11, Дата обезличена года рождения.
Ссылалась, что по заключению комиссии ... психоневрологического интерната может самостоятельно проживать вне стен интерната, однако закрепленного жилого помещения не имеет.
На обращение администрации учреждения в орган местного самоуправления о предоставлении жилья истице, Дата обезличена года был получен письменный ответ со ссылкой на то, что ФИО2, Дата обезличена года рождения, в настоящее время не относится к категории лиц, которые в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ФЗ от 29 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются во внеочередном порядке жилым помещением из муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании ФИО2 требования поддержала, указав, что за время нахождения в детских учреждениях ею никто не интересовался, близких родственников не имеет, самостоятельно обеспечить себя жильем не сможет, по месту рождения в ... возвращаться не намерена.
Представитель истицы по доверенности - ФИО3 заявленные требования поддержал, пояснив, что является юрисконсультом ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат», где проживает ФИО2 и ее несовершеннолетний сын.
Со ссылкой на материалы личного дела истицы утверждал, что с 1973 года ФИО2 постоянно находилась в различных государственных учреждениях как лицо, оставшееся без попечения родителей; с 1992 года по настоящее время проживает в ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат», находится на полном государственном социальном обеспечении. Указал, что ФИО2 страдает умственной отсталостью легкой степени, медикаментозное лечение к ней не применяется более пяти лет, по заключению комиссии заболевание не препятствует её самостоятельному проживанию и ведению хозяйства, она трудоустроена и с 2009 года работает вне стен интерната, лично занимается воспитанием и обучением сына. Считал, что истица должна быть признана лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку не имеет закрепленного жилого помещения, не утратила право на получение жилья по основаниям абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», должна быть поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и обеспечена жилой площадью не ниже установленной нормы в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом нахождения на иждивении сына.
Ответчик - представитель администрации городского округа Звенигород по доверенности ФИО4 требования не признал, полагая, что иск о предоставлении жилья на заявленных основаниях предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Третье лицо - начальник Управления социальной защиты населения ... ФИО5 поддержала исковые требования ФИО2 в части признания лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако считала, что жилое помещение истице должно быть предоставлено администрацией городского округа ..., поскольку ранее по месту жительства матери истицы, за последней должно было быть закреплено жилое помещение; ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя л.д. 32, 39).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Реализация прав таких граждан осуществляется на основе норм Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая субъектный состав рассматриваемого спора - с учетом положений Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что ФИО2 родилась Дата обезличена года в городе ..., матерью является ФИО6, сведения об отце отсутствуют л.д. 6).
В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО2 находилась в ГУЗ МО «... специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» л.д. 12).
Затем она была переведена в ГБСУ СО МО «... детский дом-интернат для умственно отсталых людей», где находилась по Дата обезличена года л.д. 10).
Дата обезличена года ФИО2 выбыла в ГБСУ СО «... психоневрологический интернат» л.д. 10, 14).
В 1992 году ФИО2 поступила в ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат», Дата обезличена года была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... л.д. 8, 17); находится на полном государственном социальном обеспечении, что подтверждается справкой ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат» от Дата обезличена года Номер обезличен л.д. 51).
Из бытовой характеристики усматривается, что ФИО2 зарекомендовала себя с положительной стороны, как исполнительная и аккуратная в быту. Воспитывает сына ФИО11, который посещает МДОУ «Детский сад Номер обезличен ...» комбинированного типа л.д. 52), признана одинокой матерью. Ранее работала в интернате уборщицей, в настоящее время работает вне стен интерната л.д. 54).
Справкой МП городского округа ... «...» подтверждено, что ФИО2 с Дата обезличена года работает уборщицей производственных помещений л.д. 53).
Из материалов дела явствует, что Дата обезличена года ФИО2 прошла медицинское освидетельствование при ... психоневрологическом диспансере; согласно справке КЭК Номер обезличен от Дата обезличена года со стороны психической сферы противопоказаний для самостоятельного проживания ФИО2 не имеется л.д. 13).
Согласно заключению психолога (экспериментально-психологическое обследование проведено Дата обезличена года), ФИО2 дееспособна к самостоятельному проживанию, в результате исследованных клинических данных выявилось ослабление внимания, снижение памяти, протекание мыслительных процессов носит конкретно-ситуационный характер л.д. 55).
Согласно ответу заместителя Главы администрации городского округа ... ФИО7 на обращение и.о. директора ГБСУСО МО «... психоневрологический интернат» по вопросу предоставления жилого помещения ФИО2., со ссылкой на статью 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сообщено, что ФИО2 в настоящее время не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла возраста 23 лет, в связи с чем не подлежит обеспечению во внеочередном порядке жилым помещением из муниципального жилищного фонда л.д. 16).
Принимая во внимание предмет и основания исковых требований, суд исходит из того, что по правилам ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы ст. 51 ЖК РФ.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Судом установлено, что ФИО2 в период с 1973 года по настоящее время находится в различных государственных учреждениях на полном государственном социальном обеспечении.
Как следует из объяснений истицы и её представителя, не оспаривается ответчиком, ФИО2 с 1973 года осталась без попечения одинокой матери, была помещена ГУЗ МО «... специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», в 1982 году мать была осуждена к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении, никто из близких никогда не интересовался судьбой ребенка.
Из материалов дела усматривается, что по месту регистрации матери истицы - ФИО6 по адресу: ..., в настоящее время зарегистрирована и проживает гражданка, не имеющая родственных или иных отношений с семьей ФИО6, что подтверждается ответом начальника ... управления социальной защиты населения л.д. 15).
Из справок учреждений, в которых находилась истица, явствует, что каких-либо сведений о закреплении за несовершеннолетней жилого помещения не имелось, никаких действий по защите жилищных прав ФИО2 не предпринималось.
Установлено, что с 1992 года по настоящее время ФИО2 проживает и зарегистрирована в ГБСУСО МО «... психоневрологический интернат» по адресу: ....
Никакого иного жилого помещения в собственности на территории ... ФИО2 не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП л.д. 40).
Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Вышеуказанную норму Федерального закона конкретизирует Закон Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Учитывая, что ФИО2 фактически осталась без попечения единственного родителя в возрасте до 18 лет, однако её социальный статус официально закреплен не был (нет достоверных сведений об основаниях помещения ребенка в детское учреждение специализированного типа), применительно положений ст. 1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу, что истица подлежит включению в число лиц, имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с названным законом.
При этом суд учитывает следующие обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, и имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора по существу.
С 1973 года ФИО2 пользуется правом на полное государственное обеспечение, по настоящее время проживает в ГБСУ СО МО «... дом-интернат для престарелых и инвалидов», предметом деятельности которого является оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим хроническими психическими заболеваниями, что подтверждено Уставом данного учреждения л.д. 43-50).
До поступления в ГБСУСО «... психоневрологический интернат» с 1987 года находилась в ГБСУСО «... психоневрологический интернат», куда по достижении 16-ти лет была помещена из ГБСУСО «... детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
Применительно положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 имела право на внеочередное получение жилья после окончания пребывания в детском учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, ни в течение срока пребывания в детских учреждениях, ни в течение нахождения в учреждениях социальной защиты населения, вопрос о закреплении за ней жилой площади решен не был, следовательно, она не утратила данное право в настоящее время, поскольку продолжала находиться в учреждениях социальной защиты населения и вплоть до сентября 2009 года по своим психическим и соматическим особенностям не могла самостоятельно и в полной мере реализовать социально-бытовые потребности.
Принимая во внимание утверждения представителя администрации городского округа Звенигород о возрастном критерии лиц, имеющих право на дополнительные социальные гарантии, суд отмечает, что как следует из преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Вместе с тем, по мнению суда, право на социальную поддержку в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализовано лицами, указанными в ст. 1 Закона, и позднее.
Постольку, поскольку при помещении ФИО2 в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения закреплено за ней не было, до настоящего времени ФИО2 находилась в государственных учреждениях на полном социальном обеспечении ввиду состояния здоровья, оспариваемое истицей право на жилье подлежит защите с учетом положений п. 2 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ, то есть путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из фактических обстоятельств спора, суд, учитывая изложенное выше, приходит к выводу о том, что в силу ст. 49 ЖК РФ ФИО2 подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Довод представителя администрации городского округа Звенигород о предъявлении требований ненадлежащему ответчику суд считает несостоятельным ввиду следующего.
В нормативном единстве положений ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно ст. 11 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями, в том числе, по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По правилам ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Учитывая, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права (п. 2 ст. 1 ЖК РФ), ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания в ГБСУ СО МО «... психоневрологический интернат», расположенном на территории городского округа ..., суд приходит к выводу, что именно на администрацию городского округа ... следует возложить обязанность по предоставлению истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, установленной Жилищным Кодексом РФ, ч. 3 ст. 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-ОЗ, с учетом находящегося на иждивении сына.
По вышеуказанным основаниям суд не может согласиться с утверждениями представителя третьего лица - Управления социальной защиты населения ... о предоставлении жилого помещения на территории городского округа ....
Каких-либо иных возражений относительно заявленных требований ответчиком не заявлено, спор разрешен по правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к администрации городского округа ... о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по установленной норме удовлетворить в полном объеме.
Признать ФИО2 лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию городского округа ... поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию городского округа ... предоставить ФИО2 во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по установленной норме площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд.
Судья: подпись.
Мотивированное решение изготовлено и подписано Дата обезличена года.
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.А. Фоменкова