о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении, обязании



Номер обезличен - 505/09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. ... Дата обезличена года

Звенигородский городской суд ... в составе: председательствующего судьи Фоменковой О.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО4, к администрации городского округа ... о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении, обязании органа местного самоуправления принять семью ФИО3 в составе 3-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в качестве отдельной семьи, с сохранением очередности,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации городского округа ..., указав, что она и ее несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в четырехкомнатной квартире по адресу: .... Кроме них в жилом помещении зарегистрированы также ФИО9, ее муж ФИО12, их дети ФИО11, ФИО10; ФИО8, ФИО7, ФИО6 ФИО3 ссылается, что была вселена в квартиру вместе с родителями в Дата обезличена году, с Дата обезличена года состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семи человек, номер очереди Номер обезличен. Указала, что неоднократно обращалась в администрацию городского округа ..., Губернатору Московской области, Министерство социальной защиты населения Московской области с заявлениями по вопросу исключения ее семьи из состава семей ФИО9 и ФИО6, о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, с постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельно, с целью предоставления ее семьи отдельной квартиры. Полагает, что фактически лица, зарегистрированные в квартире, являются отдельными семьями, ее семья не входит в состав семей ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, она вынуждена проживать в другом жилом помещении.

В судебном заседании ФИО3 заявленные требования поддерживает, считает, что фактически администрацией городского округа ... ей отказано в удовлетворении заявления о постановке ее семьи в составе трех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пояснила, что в декабре Дата обезличена года обращалась в администрацию с заявлением о расселении ее семьи при предоставлении жилого помещения в связи с постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельную квартиру; в марте Дата обезличена года обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении ее и несовершеннолетних детей, в ответе на которое, по ее мнению, отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Оспаривая правомерность ответа заместителя Главы администрации от Дата обезличена года Номер обезличен на ее обращение от Дата обезличена года, ФИО3 не отрицает, что документов, подтверждающих право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, она не представляла, полагая, что в данном случае основанием для постановки служит факт того, что она состоит на учете, фактически ее семья является отдельной семьей, а не семьей ФИО8, также указала, что перечня необходимых документов орган местного самоуправления не сообщил. Пояснила, что намерена встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе своей семьи из трех человек несмотря на очередность, сославшись на невозможность совместного проживания всех зарегистрированных лиц в одном помещении.

Представитель администрации городского округа ... по доверенности ФИО18 в обоснование возражений на заявление указала, что решением Исполнительного комитета Звенигородского городского совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен на основании заявления ФИО17 (матери заявительницы) ее семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе девяти человек (муж ФИО16, сыновья – ФИО8, ФИО16, ФИО16, дочери – ФИО8, ФИО15, ФИО13, ФИО14). В связи с регистрацией брака в Дата обезличена году ФИО3 снялась с регистрационного учета по адресу: .... На основании решения Звенигородского городского суда от Дата обезличена года она вновь зарегистрирована в жилом помещении, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снималась л.д. 38).

Возражая относительно мнения ФИО3 о необходимости постановки на учет в качестве отдельной семьи, представитель администрации указывает, что вопрос о предоставлении жилого помещения семье ФИО8 будет разрешен в порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ, Положением о порядке введения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании «...», утвержденным решением Совета депутатов городского округа ... от Дата обезличена года Номер обезличен.

Заинтересованное лицо – ФИО9 возражала против заявления ФИО3, не приведя никаких доводов в обоснование своих возражений.

ФИО12, ФИО8, ФИО7, ФИО6 о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст.ст. 113, 117 ГПК РФ, сведений о причинах своей неявки не представили.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд, принимая во внимание, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований, приходит к следующему.

В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что в результате решения, действия (бездействия) нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что ФИО3 неоднократно обращалась с письменными заявлениями в администрацию городского округа Звенигород, Губернатору Московской области, Министерство социальной защиты населения Московской области. В письменном обращении от Дата обезличена года просила при предоставлении жилья состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий учесть, что не является членом семьи квартиросъемщика ФИО9, предоставить ее семье в составе трех человек отдельное жилое помещение л.д. 16), в заявлении от Дата обезличена года просила поставить на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении л.д. 18).

Письмом заместителя Главы администрации городского округа ... от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО3 сообщено о порядке предоставления жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предложено обратиться с заявлением о признании семьи заявителя малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях л.д. 22).

Разрешая по существу заявление ФИО3, суд исходит из того, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в силу ст. 14 ЖК РФ относится к компетенции органов местного самоуправления.

В целях реализации положений ч. 7 ст. 13 ЖК РФ, ч.ч. 2 и 5 ст. 14 ЖК РФ, Закона Московской области № 260/2005-ОЗ от 30 декабря 2005 года «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», решением Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 25 января 2008 года № 4/6 утверждено Положение о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании «Городской округ Звенигород», в соответствии с которым право на бесплатное предоставление жилых помещений в муниципальном жилищном фонде городского округа Звенигород по договорам социального найма предоставляется гражданам, состоящим на учете в муниципальном образовании «Городской округ Звенигород» в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( ч. 1.5.).

Согласно ч. 1.11. Положения к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также несовершеннолетние дети независимо от раздельного или совместного проживания, проживающие совместно с нанимателем родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется путем формирования списков в хронологической последовательности исходя из даты и времени принятия администрацией городского округа Звенигород заявления гражданина, включения граждан в Книгу учета. Перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, проводится один раз в три года (Глава 3 Положения).

Из материалов дела следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: ... зарегистрированы по месту жительства: ФИО9, ФИО11, Дата обезличена года рождения, ФИО10, Дата обезличена года, ФИО12, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО3, ФИО4, Дата обезличена года рождения, ФИО4, Дата обезличена года рождения л.д. 13, 14).

Согласно сведениям финансового лицевого счета Номер обезличен жилое помещение относится к муниципальному жилому фонду, состоит из четырех жилых комнат, общая площадь квартиры 59,1 кв.м., жилая – 44,8 кв.м. Ответственным квартиросъемщиком указанной квартиры является ФИО9, вышепоименованные лица зарегистрированы постоянно, в качестве членов семьи нанимателя, в частности, ФИО3 как сестра ФИО9, ФИО4 и ФИО4 – племянники л.д. 15).

Из представленных суду начальником отдела по жилищным вопросам и инвестициям документов следует, что на основании заявления ФИО17, проживающей по адресу ... л.д. 42), решением Исполнительного комитета ... городского совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО17 (в составе семьи девять человек) зачислена на учет для улучшения жилищных условий л.д. 40). В упомянутом заявлении перечислены все члены семьи, в том числе дочь ФИО13, ... года рождения.

Разрешая по существу требования ФИО3 о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении, обязании органа местного самоуправления принять семью ФИО3 в составе трех человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в качестве отдельной семьи с сохранением очередности, суд исходит из того, что оспариваемым решением органа местного самоуправления законные интересы заявительницы не нарушены, не созданы препятствий в осуществлении прав. ФИО3 и ее несовершеннолетние дети состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из ответов администрации городского округа ..., по состоянию на Дата обезличена года семья ФИО8, состоящая на учете с Дата обезличена года, состоит в очереди под п/н Номер обезличен. Право на очередное предоставление жилья семьи ФИО8 с учетом всех зарегистрированных в жилом помещении, в том числе ФИО3 и ее детей, со стороны органа местного самоуправления не оспаривается.

Касаемо несогласия ФИО3 на получение жилого помещения в порядке очередности в составе семьи ФИО8, суд отмечает, что согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Главой 7 Жилищного кодекса РФ.

Аналогичная норма о сохранении за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, содержится в п. 8.1. вышеназванного Положения. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен Главой 9 Положения.

В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что в установленном порядке (ст. 56 ЖК РФ) ФИО3 не снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в перечне состава семьи ФИО8 поименована как сама ФИО3, так и ее несовершеннолетние дети.

В данном случае факт отдельного проживания совершеннолетних братьев и сестер, наличие у них своих детей, и факт постановки ФИО8 (который на момент смерти родителей являлся самым старшим из детей) на учет нуждающихся на улучшение жилищных условий в качестве главы семьи в прямой зависимости не находятся.

Учитывая намерение ФИО3 о постановке на учет ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд, разрешая по существу заявление, исходит из того, что при обращении ФИО3 с заявлением о постановке на учет (Дата обезличена года) не была соблюдена процедура оформления и предоставления необходимых документов, регламентированная Главой 5 Положения о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании «...».

Кроме того, суд отмечает, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с членами своей семьи (несовершеннолетними детьми) ФИО3 обратилась в администрацию Дата обезличена года л.д.18), тогда как в суд с заявлением об оспаривании действий администрации городского округа ... она обратилась Дата обезличена года, то есть с нарушением срока, установлено ст. 256 ГПК РФ, уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением, суду не представлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Вместе с тем, ФИО3 не лишена возможности вновь обратиться с заявлением о постановке на учет ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении с соблюдением требований о праве лица на постановку на такой учет, либо ожидать предоставления жилого помещения, как состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи ФИО8

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО3, поскольку нарушений прав заявителя, ее несовершеннолетних детей оспариваемыми действиями органа местного самоуправления не допущено, а также заявителем пропущен срок для подачи соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО4, к администрации городского округа Звенигород о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в отдельном жилом помещении, обязании органа местного самоуправления принять семью ФИО3 в составе 3-х человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в качестве отдельной семьи, с сохранением очередности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд.

Судья О.А. Фоменкова