о признании незаконным бездействия, обязании произвести перерасчёт оплаты за коммунальные услуги



– 285 /11

КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область 07 сентября 2011 года

Звенигородский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Фоменковой О.А.,

с участием помощника Одинцовского городского прокурора Ищенко Е.И.,

при секретаре Купцовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Одинцовского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Отдела социальной защиты населения г. Звенигорода Министерства социальной защиты населения Московской области о признании незаконным бездействия, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги,

у с т а н о в и л :

Исполняющий обязанности Одинцовского городского прокурора Логинова Е.В. обратилась в суд с требованиями к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Отдела социальной защиты населения города Звенигород Министерства социальной защиты населения по Московской области о признании незаконным бездействия, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги.

В обоснование заявления указано следующее.

В ходе проверки соблюдения жилищных прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлено, что на момент проверки в Отделе социальной защиты населения города Звенигород Министерства социальной защиты населения по Московской области на учёте состоит 12 граждан указанной категории. Ссылаясь на персонифицированную изменчивость круга лиц, истец заявляет об ущемлении ответчиком требований законодательства РФ и прав неопределенного круга лиц на получение мер социальной поддержки, указывая, что по оплате за пользование водоотведением и горячим водоснабжением меры социальной поддержки таким лицам не предоставляются.

В судебном заседании помощник Одинцовского городского прокурора Ищенко Е.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – по доверенности ФИО4 иск не признала.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту - Закон) лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона и проживающим на территории, подпадающей под юрисдикцию Отдела социальной защиты населения г. Звенигорода Министерства социальной защиты населения Московской области (по перечню 12 человек), меры социальной поддержки по оплате за пользование водоотведением и горячим водоснабжением не предоставляются.

Данное обстоятельство подтверждено письмом заведующего отделом ФИО5 от 28.06.2011 № 82.01.13-293 и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании (л.д. 8). Согласно объяснениям представителя ответчика исключение оплаты за пользование водоотведением и горячим водоснабжением из суммы компенсации обусловлено технической невозможностью включения данных оплат в сумму компенсации, выплачиваемой указанной категории лиц в качестве мер социальной поддержки.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

При принятии Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодательно не был установлен перечень коммунальных услуг, который получил отражение в ст. 154 ЖК РФ.

В силу ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

В этой связи следует рассматривать предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с учётом положений Жилищного Кодекса РФ, который был принят и вступил в действие позднее Закона.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163, дл декабря 2005 года было определено, что предоставление горячего водоснабжения относится к услугам теплоснабжения.

Изменениями, внесёнными в Общероссийский классификатор услуг населению О 002-93 приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 № 311, услуги горячего водоснабжения отнесены к услугам водоснабжения и водоотведения с 01 марта 2007 года. Предоставление услуг канализации внесёнными изменениями аннулировано и действующим классификатором предусмотрено предоставление услуг водоотведения.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, понятие «водопровод» отсутствует, и введено понятие «внутридомовые инженерные системы», позволяющие предоставить потребителю следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Таким образом, во взаимосвязи указанных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лицам, приравненным к ним, с исключением оплаты за пользование водоотведением и горячим водоснабжением незаконно, а равно действия (бездействия) ответчика в указанной части, ущемляют права граждан данной категории.

Конституционными положениями закреплено, что законодательные органы власти Российской Федерации вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако, при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие гражданина (ст. ст. 1, 2, 7 Конституции РФ).

Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Суд считает, что права человека на социальное обеспечение должны неукоснительно соблюдаться, что свидетельствует о правомерности требований истца.

Поскольку круг лиц, имеющих право на льготу, установленную п. 3 ст. 14 Закона, на поднадзорной территории Отдела социальной защиты населения города Звенигород персонифицировано изменчив в виду демографических, миграционных, а также иных причин, выявленные нарушения законодательства РФ ущемляют права неопределенного круга лиц из числа граждан, отнесенных к данной категории, на социальное обеспечение.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме, и для восстановления прав лиц указанной выше категории ответчика следует обязать предоставлять лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона, меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе и за пользование горячим водоснабжением и водоотведением, а также произвести перерасчет сумм мер социальной поддержки с учётом выявленного несоответствия предоставляемой компенсации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Одинцовского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству социальной защиты населения Московской области в лице Отдела социальной защиты населения г. Звенигорода Министерства социальной защиты населения Московской области о признании незаконным бездействия, обязании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдела социальной защиты населения города Звенигород Министерства социальной защиты населения по Московской области по непредоставлению лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов за пользование горячим водоснабжением и водоотведением.

Обязать Отдел социальной защиты населения города Звенигород Министерства социальной защиты населения по Московской области предоставлять лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов за пользование горячим водоснабжением и водоотведением.

Обязать Отдел социальной защиты населения города Звенигород Министерства социальной защиты населения по Московской области произвести лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», перерасчет сумм оплаты за коммунальные услуги - горячее водоснабжение и водоотведение.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд.

Судья подпись О.А. Фоменкова

Мотивированное решение изготовлено и подписано 08.09.2011.

КОПИЯ ВЕРНА.