№ 2- 400 /2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Звенигород Московская область 23 декабря 2011 г. Звенигородский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фоменковой О.А., при секретаре Купцовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ромашкиной Т. В. к Управлению ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Ромашкина Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и просит обязать ответчика включить в подсчёт специального стажа период работы в должности <данные изъяты> с Дата обезличена по Дата обезличена, а также период работы в должности <данные изъяты>» – с Дата обезличена по Дата обезличена и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена. В обоснование иска указала, что Дата обезличена она обратилась в Пенсионный отдел г. Звенигорода с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии от Дата обезличена, протокол № в назначении досрочной трудовой пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Комиссией не засчитаны указанные выше периоды, которые, по мнению истицы, подлежат включению в специальный стаж. Истица с данным решением не согласна и полагает, что на дату обращения требуемый стаж составил более 30 лет. В судебном заседании Ромашкина Т.В. заявленные требования поддержала, указав, что 28 лет работает в одном и том же учреждении, полный рабочий день в режиме полной рабочей недели на полную ставку. Осуществляет медицинские манипуляции, следит за общим состоянием здоровья пациентов, заполняет медицинскую учетно-отчетную документацию. Ответчик - представитель Управления ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась полностью, представив письменные возражения на иск (л.д. 25-27). Оспаривая мнение истицы о включении периода работы в должности <данные изъяты> ФИО5 указывает, что в Списках (№ 1066 от 22.09.1999 и № 781 от 29.10.2002, подлежащими применению) санатории общего профиля, каковым является <данные изъяты> не предусмотрены Перечнем наименований учреждений, работа в которых дает право на включение периодов работы в специальный стаж. Также полагает законным решение комиссии об отказе во включении периода работы истицы в должности <данные изъяты>», структурным подразделением которого является <данные изъяты>, указав, что Списком № 781 от 29.10.2002 не предусмотрена работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, в организациях здравоохранения, имеющих организационно-правовую форму – предприятие, а также в числе структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (воинских частей), предусмотренных Правилами от 22.10.2002, «санатории» не поименованы. В иске просит отказать в полном объёме. К участию в деле в качестве третьего лица по инициативе суда привлечено ГУП г. Москвы «Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы», представитель по доверенности ФИО6 ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие. В письменном отзыве на иск находила требования истицы законными и обоснованными, указав, что санаторий «Звенигород» оказывал и оказывает не только санаторно-курортную помощь общего профиля, но является многопрофильным санаторием, в лицензии на право осуществления медицинской деятельности указаны такие направления как неврология и психотерапия, считает, что работа истицы в санатории с соответствующим Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.199 № 1066, профилем (психоневрологическим) должна быть включена в подсчет специального стажа. Также не согласилась с мнением ответчика об отказе во включении в специальный стаж периода работы истицы в должности медицинской сестры медицинского отделения <данные изъяты>, указав, что характер, специфика и условия выполнения истицей функциональных обязанностей полностью тождественны характеру и специфике работы медицинской сестры палатной любого медицинского учреждения (л.д. 54-56). Заслушав объяснения сторон, с учётом мнения третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Ромашкиной Т.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что Дата обезличена Ромашкина Т.В. обратилась в Пенсионный отдел г. Звенигорода Управления № 5 ГУ – Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии от Дата обезличена /протокол №/ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Ромашкиной Т.В. отказано по причине недостаточности специального стажа, к зачёту принят стаж 25 лет 02 месяца 19 дней (л.д. 8-14). В подсчёт специального стажа не принят: - период работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности <данные изъяты>», так как в разделе 21 «Наименование учреждений» Списка № 781 в числе учреждений, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения предусмотрены профильные санатории, а санаторий «<данные изъяты>» является лечебно-профилактическим учреждением общего профиля; - период работы с Дата обезличена по Дата обезличена в <данные изъяты>, так как Списком № 781 от 29.10.2002 предусмотрена единственная организационно-правовая форма организаций – учреждение. Кроме того, указано, что <данные изъяты>» имеет в своём подчинении структурные подразделения без права юридического лица, в числе которых находится санаторий «<данные изъяты>», однако «санатории» не входят в перечень лечебно-профилактических учреждений, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, указанный в Правилах от 22.10.2002. Проверяя доводы истицы о необоснованности решения комиссии, суд исходит из следующего. Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Согласно записей в трудовой книжке Ромашкина Т.В.: - приказом № от Дата обезличена принята на работу на должность медсестры в санаторий «Звенигород», а Дата обезличена назначена палатной медсестрой в той же организации; - приказом №-лс от Дата обезличена уволена в порядке перевода для работы в <данные изъяты> - на основании приказа №-лс от Дата обезличена принята на должность <данные изъяты>, работает по настоящее время (л.д. 16-17). Фактически, трудовая деятельность осуществлялась в одном и том же учреждение, имела место реорганизация юридического лица, что подтверждается исторической справкой (л.д. 21). Представленной в дело справкой, уточняющей условия труда, подтверждается, что приказом №-лс от Дата обезличена истица в порядке перевода принята на работу в <данные изъяты>» (л.д. 32). Согласно акту документальной проверки специалиста УПФР от Дата обезличена (л.д. 34-37), вышеуказанные сведения по работе в ГУП «Медицинский центр» были подтверждены документально, представлены за 1997-2011 лицевые счета, тарификационные списки, подтверждающие полную занятость на 1,0 ставку, а также штатные расписания. Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего. Обсуждая вопрос о законности требований истицы в части включения в специальный стаж периода работы с Дата обезличена по Дата обезличена в <данные изъяты>», суд исходит из следующего. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.02.2010 № 163-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав пунктом 21 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464) работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.199 № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические). Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и оспариваемой нормой. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 № 309-О-О, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер санаториев (курортов) иных, помимо перечисленных в указанном перечне, профилей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.05.2011 № 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 названного Закона после 1 ноября 1999 года, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 и предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал в учреждении - санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические. Из Положения о санатории «<данные изъяты>» следует, что санаторий предоставляет санаторно-курортные и другие услуги, предусмотренные Уставом <данные изъяты>»; основными задачами данного лечебно-профилактического санаторно-курортного учреждения являются санаторно-курортное лечение, оздоровление пациентов и отдыхающих в соответствии с медицинскими показателями, с использованием оздоровительного и закаливающего действия климата в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, лечебным питанием и другими факторами при обязательном соблюдении санаторного режима (л.д. 67-69). Согласно Уставу <данные изъяты>», основными видами предприятия являются, в частности, санаторно-курортная деятельность, связанная с проведением лечения профилактики оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактических учреждений, в том числе санаториев (л.д. 59-64). Как усматривается из представленной в материалы дела Лицензии на осуществление медицинской деятельности <данные изъяты>», в санатории «<данные изъяты>» осуществляют услуги по многопрофильной медицинской деятельности, одним из видов такой деятельности является санаторно-курортная помощь при лечении неврологии, психотерапии (л.д. 65-66). Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что санаторий «<данные изъяты>» является лечебно-профилактическим учреждением общего профиля, в нем не производится лечение ни по одному из профилей, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2011 № 781. Суд, как правоприменитель, не вправе давать толкование о тождественности наименования санаторно-курортной помощи в санатории по неврологии и психотерапии профилю санатория по Списку «психоневрологический», поскольку это относится к дискреции законодателя. В этой связи правовых оснований для удовлетворения требований истицы о включении в специальный стаж периода её работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности медицинской сестры санатория «<данные изъяты> не имеется. Разрешая требования в остальной части, суд находит их обоснованными и подтверждёнными надлежащими доказательствами исходя из следующего. Суд соглашается с доводами ответчика о том, что Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не содержит наименование «Государственное унитарное предприятие». Однако, согласно руководящим разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Исследуя вопрос о выполняемых истицей функциях, условий и характера её деятельности в должности медицинской сестры медицинского отделения ГУП «Медицинский центр УД Мэра и Правительства Москвы», суд установил следующее. Согласно Уставу, <данные изъяты>» является коммерческой организацией, осуществляющей медицинскую, санаторно-курортную, хозяйственную и финансовую деятельность. Предметом и целью деятельности предприятия являются предоставление медицинских услуг, таких как хирургическая, диагностическая, терапевтическая, анестезиологическая и иная медицинская деятельность, медицинские консультации, санаторно-курортная деятельность и прочее. Санаторий «<данные изъяты>» в числе иных учреждений (больницы, поликлиники и пр.) является структурным подразделением без права юридического лица. По представленной должностной инструкции медицинской сестры палатной медицинского отделения санатория «<данные изъяты>», утвержденной Дата обезличена, функции и характер деятельности медицинского работника совпадает с должностными обязанностями, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н. Должность <данные изъяты> с аналогичными функциональными обязанностями также включена в базовую группу 3231 медицинского персонала по уходу Общероссийского классификатора занятий. ОК 010-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298. Из анализа названных документов во взаимосвязи с положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, <данные изъяты>» относится к учреждениям государственной системы здравоохранения. Суд установил, что с учетом целей, задач и направлений деятельности предприятие создано для охраны здоровья населения. Независимо от правовой формы юридического лица назначение досрочной пенсии гарантировано на равных основаниях работникам, занятым в медицинских учреждениях, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Следовательно, выполняемая истицей трудовая деятельность в должности медицинской сестры палатной медицинского отделения <данные изъяты>» в период с Дата обезличена по Дата обезличена подлежит к зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения, то есть, со дня принятия заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Ромашкина Т.В. обратилась в пенсионный орган Дата обезличена, с учётом включённых и подлежащих к зачету и исчислению периодов работы на момент обращения специальный стаж истицы составил более 30 лет, следовательно, она имеет право на досрочное назначение пенсии с Дата обезличена. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Ромашкиной Т. В. к Управлению ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить частично. Обязать Управление ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области исчислить и включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Ромашкиной Т. В. с Дата обезличена по Дата обезличена в должности <данные изъяты>». Обязать Управление ПФР № 5 ГУ - Главное Управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области назначить Ромашкиной Т. В. досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена. В удовлетворении требований Ромашкиной Т. В. в части включения в специальный стаж периода работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности палатной медицинской сестры санатория «Звенигород» – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Звенигородский городской суд. Судья подпись О.А. Фоменкова