Дело № 2-428/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 17 ноября 2010 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи - Чикризовой Н.Б.
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Звениговского района Республики Марий Эл Липиной М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Звениговского района Республики Марий Эл к Собранию депутатов муниципального образования «Городское поселение Звенигово» о признании незаконным бездействия Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Звенигово»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Звениговского района Республики Марий Эл в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к Собранию депутатов МО «Городское поселение Звенигово», в котором просил признать бездействие Собрания депутатов МО «Городское поселение Звенигово» по неопределению порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов и непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов незаконным; обязать Собрание депутатов МО «Городское поселение Звенигово» определить порядок проведения антикоррупицонной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов и провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, изданных с 01 августа 2009 года. В обоснование иска указал, что в нарушение ФЗ от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» с января 2010 года по настоящее время антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов в Собрании депутатов не проводилась в связи с отсутствием разработанного порядка проведения указанной экспертизы. Только в ходе прокурорской проверки начата работа по разработке необходимых правовых актов. Указанное бездействие органа местного самоуправления является незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Липина М.А. заявленные требования поддержала, пояснила аналогично изложенному в иске.
Представитель ответчика Собрания депутатов МО «Городское поселение Звенигово» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответичка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных Уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Учитывая публичный характер спорных правоотношений, требования прокурора подлежат рассмотрению в порядке публичного судопроизводства, по правилам гл. 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. ст. 56, 249 ГПК РФ суд распределил бремя доказывания по настоящему гражданскому делу, возложив обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия на Собрание депутатов МО «Городское поселение Звенигово».
В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий
Статьей 6 данного федерального закона предусмотрено, что одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», вступившего в силу с 1 августа 2009 года, атикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Как следует из Устава МО «Городское поселение Звенигово» Собрание депутатов МО «Городское поселение Звенигово» является представительным органом городского поселения.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона Собранием депутатов МО «Городское поселение Звенигово» порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов не разработан, антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов и принятых после 1 августа 2009 года нормативно-правовых актов не проводилась, что подтверждается справкой от 28 октября 2010 года по результатам проверки и обобщения состояния законности в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, проведенной прокуратурой Звениговского района Республики Марий Эл.
Таким образом, бездействием Собрания депутатов МО «Городское поселение Звенигово» по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов нарушаются основополагающие принципы противодействия коррупции, правовые и организационные предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Бездействие Собрания депутатов нарушает права неопределенного круга лиц, так как может повлечь принятие органом местного самоуправления нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
Каких-либо доказательств законности оспариваемого бездействия или устранения допущенного нарушения закона органом местного самоуправления в суд не представлено, что необходимо в силу требований ст. 249 ГПК РФ.
Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, установленный ст. 256 ГПК РФ, прокурором не пропущен, так как о совершении оспариваемого бездействия стало известно в ходе проведения в октябре 2010 года прокурорской проверки, с заявлением в суд прокурор обратился 12 ноября 2010 года.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Звениговского района Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Звенигово» по неопределению порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов и непроведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Городское поселение Звенигово» определить порядок проведения антикоррупицонной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов и провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, изданных с 01 августа 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения.
Судья Н.Б. Чикризова