об обжаловании решения администрации муниципального образования, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях



Дело №2-194/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 03 июня 2010 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.

при секретаре Яковлевой А.Ю.,

с участием представителя заявителя Лисова М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисова Николая Алексеевича об обжаловании решения администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Лисов Н.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать жилищно-бытовую комиссию администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» восстановить его в списке по учету в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты подачи заявления. В обоснование требований указал, что является инвалидом Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищно-бытовой комиссии при администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Кокшамарское сельское поселение» вынесла решение об исключении его из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в получении жилья. Считает данное решение незаконным и необоснованным, так как проживает в жилом доме вдвоем с сыном Лисовым М.Н. общей площадью 48,5 кв.м., дом находится в ветхом состоянии, крыша протекает, потолок провисает, оконные рамы старые. В доме нет воды, печное отопление. Ранее данный дом принадлежал заявителю на праве собственности, ДД.ММ.ГГГГ подарил дом своему сыну Лисову М.Н. Дарение дома произвел не с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий, а в связи с тем, что по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе. Другого жилья не имеет.

В судебное заседание заявитель Лисов Н.А., извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заявителя Лисов М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования уточнил, просил признать незаконным постановление администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Лисова Н.А. и восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, пояснил аналогично изложенному в заявлении. Указал, что оспариваемое решение администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» получил ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, о причинах неявки не сообщили. Представили письменные пояснения по обстоятельствам дела, где указали, что Лисов Н.А. был снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 6 ст. 56 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением им своих жилищных условий, вопрос об удовлетворении требований заявителя оставили на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Статьей 13 данного закона предусмотрено осуществление системы мер по социальной поддержки ветеранов, к числу которых относится также получение и содержание жилых помещений.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Поскольку данным Федеральным законом не урегулированы вопросы определения нуждаемости в жилых помещениях при решении данного вопроса следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ, регулирующими данные правоотношения.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК РФ в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Главы администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ 5 «Об установлении учетной площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека» установлена учетная норма площади жилого помещения 18 кв.м.

Как указано в удостоверении серии I-А № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4) заявитель Лисов Н.А. является инвалидом Великой Отечественной войны, следовательно имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом О ветеранах».

На основании постановления администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Лисов Н.А. поставлен на учет по улучшению жилищных условий и включен в список по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов под порядковым номером №.

Данное постановление отменено постановлением администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Лисов Н.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением учетной нормы жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, на основании п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Как установлено из материалов дела Лисов Н.А. вместе со своим сыном Лисовым М.Н. проживает в жилом доме по адресу: <адрес> общей площадью 48,5 кв.м. Жилой дом принадлежит на праве собственности сыну заявителя Лисову М.Н. Другого жилого помещения Лисов Н.А. не имеет.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Следовательно Лисов Н.А. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает.

Учитывая общую площадь жилого дома, в котором проживает заявитель, - 48,5 кв.м., количество проживающих с ним членов его семьи, Лисов Н.А. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (48,5 кв.м / 2 = 24,25 кв.м. на одного члена семьи).

Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Из акта проверки жилищных условий заявителя следует, что жилое дом, в котором он проживает одно этажный, деревянный, неблагоустроенный, требует капитального ремонта.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Согласно пункту 12 вышеуказанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, учитывая, что жилое помещение, занимаемое заявителем, решением вышеназванной комиссии непригодным для проживания не признавалось, Лисов Н.А. не может быть признан нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. С учетом п. 12 названного Положения само по себе отсутствие водопровода и канализации в занимаемом заявителем жилом помещении не может служить основанием для признания судом жилого помещения непригодным для проживания.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Лисов Н.А. не может быть признан нуждающимся в жилых помещений, поскольку обеспечен жильем более учетной нормы и занимаемое им жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания не признавалось. При таких обстоятельствах решение администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Лисова Н.А., принятое в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, законное и обоснованное.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пленум Верхового Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2010 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что с учетом положений ст. 256 ГПК РФ необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Оспаривание постановление Администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» вынесено 10 февраля 2010 года, направлено Лисову Н.А. 19 февраля 2010 года. Как указал представитель заявителя в судебном заседании, о вынесении оспариваемого решения Лисову Н.А. стало известно 22 февраля 2010 года.

Заявление об оспаривании постановления органа местного самоуправления поступило в суд 27 мая 2010 года, т.е. с пропуском срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления заявителем и его представителем не заявлено, сведений о наличии уважительных причин пропуска срока не представлено. з тавлении искового заяыления бзлении искового заяыления бзм В.Н. ком РОСП.

казанное в ходатайстве взыскателя.вынесено постановл

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявления Лисова Н.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Лисова Николая Алексеевича о признании незаконным постановления администрации МО «Кокшамарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Лисова Н.А. и обязании восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл через Звениговский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья Н.Б. Чикризова