об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-218/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 24 июня 2010 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., с участием представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Павловой Анны Петровны об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Павлова А.П. обратилась в Звениговский районный суд с вышеуказанными требованиями, приведя в их обоснование доводы о том, что нуждается в улучшении жилищных условий. Указывает, что является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает с дочерью Пузеевой Н.Н. и сыном ФИО7, инвалидом второй группы, в однокомнатной <адрес> в <адрес>, принадлежащей на праве собственности дочери Пузеевой Н.Н. Общая площадь квартиры 32,3 кв.м., жилая – 17,6 кв.м. Полагает, что главой администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Павлова А.П. в апреле 2010 года обратилась в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представив необходимые документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № главы администрации Звениговского городского поселения в постановке на учет на основании решения Жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от ДД.ММ.ГГГГ, отказано, со ссылкой на статью 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку имело место намеренное ухудшение жилищных условий при регистрации по месту жительства в <адрес> в <адрес> Пузеевой Н.Н., и ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с таким решением, Павлова А.Н. обратилась в суд, просит признать решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию поставить ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании представителем заявителя Павловой А.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Пузеевой Н.Н. требования поддержаны, указывает, что такими решения нарушаются права заявительницы на помощь государства в улучшении жилищных условий, своего жилья Павлова А.П. не имеет. Пояснила, что является дочерью Павловой А.П., сама имеет на праве собственности квартиры №№ № в <адрес> в <адрес>. Мать проживает в квартире № № сентября 2003 года, а она и брат с апреля 2010 года. Показала, что она ухаживает за больными матерью и братом, вынуждена проживать в квартире № №.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Исаев Р.И., требования Павловой А.П. не признал. Указывает, что Жилищно-бытовой комиссией, а впоследствии и главой администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» приняты решения об отказе Павловой А.П. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку регистрацией по месту жительства детей, Пузеевой Н.Н. и ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, Павлова А.П. намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Выслушав представителей стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Органом местного самоуправления такие доказательства предоставлены.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от 18 июня 2007 года № 91 установлена учетная норма жилого помещения в 15 кв.м. общей площади на одного человека.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

По смыслу п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете имеют право и иные категории граждан, нуждающиеся в жилых помещениях, т.е. лица, не признанные в качестве малоимущих на основе положений федеральных законов, указа Президента РФ, закона субъекта РФ.

Порядок предоставления жилых помещений вдовам участников Великой Отечественной войны, какой является и заявительница Павлова А.П. (л.д. 9), для данного случая определен в соответствии со ст. 15 и ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». В соответствии с этими нормами Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть отказано, если:

1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя).

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Жилищного кодекса РФ.

Данные требования закона органом местного самоуправления в целом выполнены. Отказ мотивирован намеренным ухудшением жилищных условий, при том, что в судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» Исаев Р.И. пояснил, что заявительница в предоставлении жилья не нуждается, обеспечена им более учетной нормы.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 Кодекса).

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Однако ст. 53 ЖК РФ не содержит конкретный перечень действий, которые могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий.

С учетом фактических обстоятельств, установленных судом, а именно наличие в пользовании Павловой А.П. однокомнатной квартиры общей площадью 33,1 кв.м. свидетельствуют об обеспеченности ее жилым помещением более учетной нормы. Регистрация в этом жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО7 и проживающей в <адрес> этого же дома дочери Пузеевой Н.Н., с целью осуществления ухода за ними, не могут являться основаниями для постановки Павловой А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд приходит к выводу о том, что регистрация Пузеевой Н.Н. в <адрес> осуществлена с намерением получения права Павловой А.П. состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно показаниям представителя заявителя, проживая в <адрес> этого же дома, Пузеева Н.Н. и ранее осуществляла уход за престарелой матерью Павловой А.П. Регистрация Пузеевой Н.Н. в <адрес> по месту жительства матери не может свидетельствовать о нуждаемости Павловой А.П. в предоставлении жилого помещения.

Кроме того, положение ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.

Из представленных в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» документов, исследованных в судебном заседании, усматривается, что Павлова А.П. и ФИО7 собственником жилья по данным регистрирующих органов не значатся (л.д. 18, 20), согласно выписке из похозяйственной книги администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25) ФИО7 с 1979 года по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> в <адрес>, имел право пользования этим помещением, право собственности на которое не оформлено. Пузеевой Н.Н., на праве собственности принадлежат <адрес> общей площадью 33,1 кв.м. и № общей площадью 33,0 кв.м. (л.д. 19 – 20). В <адрес> зарегистрированы Павлова А.П., ФИО7 и Пузеева Н.Н. Согласно объяснениям Пузеевой Н.Н. в <адрес> никто не зарегистрирован, эту квартиру она получала вместе с мужем, в настоящее время жилое помещение пустует.

С учетом изложенного, судом определен уровень обеспеченности Павловой А.П. жильем и составляет 20,03 кв.м. общей площади на одного человека. А именно общая площадь <адрес> - 33,1 кв.м.:3 человека (10,03 кв.м.) и №,0 кв.м., суммируются.

Учетная норма в <адрес> составляет 15 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, имеющиеся у семьи Павловой А.П. жилые помещения учетную норму по <адрес> превышают, она в улучшении жилищных условий не нуждается, а потому законных оснований для постановки Павловой А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. То обстоятельство, что Павлова А.П. жилья на праве собственности не имеется, само по себе основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий также не является.

При таких обстоятельствах решение общественной комиссии по жилищным вопросам (Жилищно-бытовой комиссии) от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Павловой А.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, аналогичное решение главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово», выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, являются законными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Павловой Анне Петровне об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий Е.П. Александрова