признании права собственности на имущество в порядке наследования



Дело № 2-220/2010

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Звенигово 16 июля 2010 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., с участием сторон и их представителей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кулагиной Марины Владимировны к Гимадеевой Рузалье Зиниятовне о включении недвижимого имущества в наследственную массу и признании права собственности на это имущество в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Кулагина М.В. обратилась в суд с иском к Гимадеевой Рузалье Зиниятовне о включении в наследственную массу после смерти матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ ? доли земельного участка площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, ? жилого дома с хозяйственными постройками, расположенных по адресу: <адрес> <адрес>. Просит признать за ней право собственности на указанную долю в праве собственности на это имущество как единственной наследницей после смерти матери, а также ? долю в праве собственности на наследственное имущество в виде ? доли земельного участка площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером №, ? жилого дома с хозяйственными постройками, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежавших отцу ФИО3, умершему ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на ? долю в праве собственности на этот земельной участок и расположенные на нем жилой дом с хозяйственными постройками. Всего просит признать за ней право собственности на ? доли в праве собственности на это имущество.

В обоснование иска указала, что жилой дом приобретен в 1985 году ее родителями, ФИО4 и ФИО3 в период брака. Согласно постановлению главы администрации Исменецкого сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 2000 кв.м. предоставлен ее отцу, ФИО3, на праве пожизненного наследуемого владения. ДД.ММ.ГГГГ брак между родителями расторгнут. Полагает, что домовладение и земельный участок являлись совместной собственностью родителей. Указывает, что приняла наследство после смерти как своей матери, ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, так и после смерти отца, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Пережившая супруга ФИО3 – Гимадеева Р.З., возражая против удовлетворения ФИО11 Кулагиной М.В., указала на истечение 3-летнего срока обращения за судебной защитой, полагая указанный срок подлежащим исчислению со дня расторжения брака между супругами ФИО3 на основании пункта 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ. Согласна оформить принятие наследства обоими наследниками по закону после смерти ФИО3 в равных долях. Не оспаривая тех обстоятельств, что после расторжения брака раздел имущества между ФИО3 и ФИО4 не производился, Кулагина М.В., будучи в хороших отношениях с отцом ФИО3, споров относительно имущества, нажитого совместно с ФИО4, также не имела, приезжала в д. <адрес>, против увеличения доли Кулагиной М.В. путем признания земельного участка и расположенного на нем жилого дома совместной собственностью ФИО3 и ФИО4 возражала по указанным выше причинам, полагая, что интерес истицы возник после увеличения цен на недвижимое имущество.

Представитель Кулагиной М.В. по доверенности ДД.ММ.ГГГГ Власюк А.В., возражая против доводов Гимадеевой Р.З. указал на то, что срок исковой давности истицей не пропущен, поскольку о том, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками в д<адрес>, оформлен на имя отца ФИО3 она узнала зимой 2010 года, когда обратилась в администрацию муниципального образования «Исменецкое сельское поселение», считала это имущество совместной собственностью родителей, которые и после расторжения брака сохраняли хорошие отношения. Уточняя заявленные требования, просила признать за ней право собственности на ? доли в праве собственности на земельный участок и домовладение, состоящее из жилого дома с сенями, навеса, трех сараев, бани с предбанником, уборной, забора, расположенных в <адрес>-<адрес>.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Верина М.В. объяснила, что Кулагина М.В. действительно впервые обратилась в орган местного самоуправления в декабре 2009 года за информацией о том, на кого оформлено домовладение в д. <адрес>, копии документов получила в январе 2010 года. Полагает имущество принятым наследниками в установленный законом срок, притязаний относительно спорного имущества в д. <адрес> органы местного самоуправления не имеют.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц нотариусы Зеленодольских нотариальных округов ФИО8 и ФИО9 возражений относительно заявленных требований не представили, ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела без их участия, направив в Звениговский районный суд копии наследственных дел к имуществу ФИО4 и ФИО3

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся истицы Кулагиной М.В. и третьих лиц нотариусов <адрес> <адрес> ФИО8 и ФИО9 по правилам ст. 167 гражданского процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав стороны и их представителей, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Кулагиной М.В. исходя из следующего.

ФИО4 и ФИО3 состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 20), имеют дочь ФИО3 (после заключения брака Кулагина) М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7, 6).

ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак с Гимадеевой Р.З. (л.д. 11 наследственного дела к имуществу ФИО3).

ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Кулагина М.В., являясь наследницей по закону после смерти матери ФИО4, приняла наследство в виде денежных вкладов, обратившись с заявлением к нотариусу по месту открытия наследства ДД.ММ.ГГГГ (наследственное дело №).

Кулагина М.В. и Гимадеева Р.З. обратились к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО3 соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обеим выданы свидетельства о праве на наследство по закону на автомобиль (наследственное дело №), Кулагина М.В. ДД.ММ.ГГГГ известила нотариуса ФИО8 о намерении обратиться в суд о выделе доли матери ФИО4 в праве собственности на имущество. Свидетельство о праве на наследство на земельный участок и расположенный на нем жилой <адрес> не выдавалось.

В период брака ФИО3 и ФИО4 приобретено недвижимое имущество в д. <адрес> в виде жилого дома с надворными постройками, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), зарегистрированным исполкомом Исменецкого сельского совета народных депутатов Марийской АССР ДД.ММ.ГГГГ за №. Жилой дом, как и земельный участок, на котором он расположен, общей площадью 0,20 га согласно свидетельству о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), оформлены на имя ФИО3

Согласно статье 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В силу пункта 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Общей совместной собственностью супругов является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, брачный договор между ФИО3 и ФИО4 не заключался, раздел общего имущества супругов после расторжения брака не производился, споров о разделе имущества не возникало.

Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 Семейного кодекса РФ).

Судом установлено, что жилой дом в д. <адрес> приобретался супругами ФИО3 и Н.В. по возмездной сделке и за счет общих средств, иного суду не представлено, а соответственно на это имущество распространяется режим совместной собственности.

Течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (п. 7 ст. 38 Семейного кодекса РФ), следует исчислять не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). В связи с чем доводы ответчицы Гимадеевой Р.З. о пропуске Кулагиной М.В. срока является несостоятельными при том, что ею не оспариваются те обстоятельства, что споров между ФИО3 и бывшей супругой ФИО4, так и единственной наследницей после ее смерти - Кулагиной М.В., о разделе имущества не имелось. Кулагина М.В. приезжала в д. Мари-Луговая, сохраняя хорошие отношения с отцом, возражений с его стороны относительно пользования имуществом не возникало.

Материалами гражданского дела подтверждаются как доводы истицы, как и ее требования о включении в наследственную массу после смерти ФИО4 ? доли в праве собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками в <адрес>

Согласно статье 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. При этом доля умершего супруга в этом имуществе входит в состав наследства и переходит к наследникам.

По правилам ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина. Открытие наследства после смерти ФИО4 установлено судом и подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства о смерти указанного лица.

Наследницей по закону первой очереди, принявшей наследство и обратившейся к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, является дочь – Кулагина М.В.

Приобретенные в период брака жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной и забором в <адрес>, являлись совместной собственностью супругов ФИО4 и В.В., режим совместной собственности на это имущество сохранялся до смерти ФИО4 После смерти ФИО4 ее доля на это имущество перешла в порядке универсального правопреемства дочери Кулагиной М.В., которая, приняв после смерти ФИО4 денежные вклады, приняла все принадлежащее наследодателю имущество, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ст. 1152 Гражданского кодекса РФ).

Земельный участок, на котором расположен жилой дом, оформленный в пожизненное наследуемое владение ФИО3, и при отчуждении здания и строений, следующий судьбе объектов недвижимого имущества, на нем расположенных переходят к новому собственнику на тех же условиях и в том же объеме (п. 1 ст. 35 ЗК РФ), также подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО4, в размере ? доли, соответствующей правам на объекты недвижимого имущества, на нем расположенные.

В силу этих обстоятельств ФИО10 принадлежит ? доля в праве собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками, находящиеся в д. <адрес>, после смерти ФИО4, а также ? доля в праве собственности на недвижимое имущество после смерти отца ФИО3, состоящее из ? доли в праве собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом с хозяйственными постройками, находящиеся в д. <адрес>, т.е. ? доля в праве собственности на указанное имущества, а всего ? доли в праве собственности на этот земельный участок и расположенный на нем жилой дом.

Переход прав на наследственное имущество, имущественные права и обязанности удостоверяется нотариусом посредством выдачи наследникам свидетельства о праве на наследство. В случае выявления после выдачи свидетельства о праве на наследство наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство (ч. 2 ст. 1162 Гражданского кодекса РФ).

Свидетельство о праве на наследство является публичным документом, подтверждающим право на указанное в нем наследственное имущество, выдается свидетельство по заявлению наследника по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом (статьи 1115 и 1162 Гражданского кодекса РФ).

Истицей Кулагиной М.В. также заявлены требования о признании за ней права собственности на долю в наследственном имуществе как после смерти матери, так и отца. Как указывалось ранее, оформление наследственных прав осуществляется нотариусами по месту открытия наследства и удовлетворение требований в этой части суд полагает возможным только при условии определения наследственных прав всех наследников после смерти ФИО4 и ФИО11 Гимадеевой Р.З. об определении ее доли в праве собственности на спорное имущество после смерти супруга ФИО3 не заявлялось, а потому процедуру оформления наследственных прав нельзя считать прекращенной.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 июля 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кулагиной М.В. удовлетворить.

Определить доли ФИО4 и ФИО3 в общем совместном имуществе, равными ? (одной второй) доли за каждым в праве собственности на недвижимое имущество:

-земельный участок общей площадью 2000 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенный на нем жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной, забором, находящиеся по адресу: <адрес> <адрес>;

Включить в наследственную массу ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве собственности на недвижимое имущество:

-земельный участок общей площадью 2000 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенный на нем жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной, забором, находящиеся по адресу: <адрес>.

Включить в наследственную массу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ? долю в праве собственности на недвижимое имущество:

-земельный участок общей площадью 2000 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенный на нем жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной, забором, находящиеся по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для выдачи нотариусами дополнительных свидетельств о праве на наследство по закону:

после смерти матери ФИО4 в размере ? доли в праве собственности на недвижимое имущество: земельный участок общей площадью 2000 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенный на нем жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной, забором, находящиеся по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>,

и после смерти отца ФИО3 в размере ? доли на 1/2 долю (всего ? долю) в праве собственности на недвижимое имущество: земельный участок общей площадью 2000 кв. м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенный на нем жилой дом с сенями, навесом, тремя сараями, баней с предбанником, уборной, забором, находящиеся по адресу: <адрес>. <адрес>.

Мотивированное решение составлено 21 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд Республики Марий Эл.

Судья Александрова Е.П.