о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело № 2-229Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Звенигово 28 июля 2010 годаЗвениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., с участием истицы Марковой Л.А., а также ее представителя Ванюшиной М.А., с полномочиями, предусмотренными ст. 54 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно письменному заявлению истицы от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Семеновой С.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Марковой Лидии Алексеевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и включении в специальный стаж периодов работы, суд

У С Т А Н О В И Л:

Маркова Л.А. обратилась с иском о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включении в стаж работы, дающей право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью периода работы в должности социального педагога в Кужмарской средней общеобразовательной школе с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года, когда фактически она осуществляла педагогическую деятельность, ведя уроки английского языка в сельской школе.

В обоснование иска истицей указано, на то, что, полагая о наличии у нее стажа, дающего право на назначение пенсии, 07 сентября 2009 года она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. Решением комиссии по пенсионным вопросам 28 декабря 2009 года ей незаконно отказано в назначении пенсии. Необоснованно исключены из специального стажа, дающего право на назначение пенсии, вышеуказанный период ее преподавательской работы в сельской школе.

В ходе рассмотрения гражданского дела Маркова Л.А. увеличила исковые требования, заявив также о включении в специальный стаж части отпуска по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 19 октября 1992 года. В обоснование требований, указав на то обстоятельство, что изменение законодательства в части невключения такого отпуска пришлось на то время когда она уже находилась в таком отпуске, а потому такое изменение не должно было учитываться ответчиком.

В судебном заседании Маркова Л.А. поддержала исковые требования. Объяснив, что она осуществляла педагогическую деятельность, работая в должности социального педагога в Кужмарской сельской общеобразовательной школе, вела уроки английского языка. Согласно тарификационным спискам, ее преподавательские часы отражают учебную нагрузку в течение всего спорного периода, однако нагрузка при оценке пенсионного права истицы не должна учитываться, поскольку работала она в сельской школе.

Представитель истца Ванюшина М.А. полагала иск подлежащим удовлетворению, поскольку школа, в которой Маркова Л.А. осуществляет трудовую деятельность, отнесена к сельским школам.

Должность социального педагога не поименована в Списке должностей и учреждений работа, в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, однако Маркова Л.А. вела и ведет уроки английского языка, протарифицирована весь спорный период, получает заработную плату также и за работу учителя в сельской школе, и согласно действующему порядку исчисления специального стажа, фактическая деятельность является преподавательской вне зависимости от того на какой ставке (в данном случае - соц. педагога) осуществляет такую деятельность истица. Статус учителя подтверждается также и сведениями о неоднократном прохождении курсов повышения квалификации именно как учителя английского языка Кужмарской средней школы.

Невключение дней с 06 октября 1992 года по 19 октября 1992 года оставшейся части отпуска истицы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет является незаконным, поскольку право на зачет этого времени отпуска у истицы возникло до внесения изменений в законодательство.

Перечисленные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, что дает ей право на назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику, а именно с 07 сентября 2009 года.

Истица и ее представитель указывали на то, что Маркова Л.А., осуществляя свое пенсионное право, представила в судебное заседание документы, подтверждающие наличие у нее специального стажа для начисления пенсии по старости до достижения возраста, предусмотренного законодательством.

Представитель ответчика Семенова С.М., действующая на основании доверенности, иск не признала. Считает отказ в назначении пенсии законным и обоснованным. Стаж работы истцы в должности социального педагога не подлежит включению, поскольку такая работа согласно Постановлению РФ № 781 от 29 октября 2002 года засчитывается в специальных стаж только в учреждениях, указанных в пунктах 1.3,1.5,1.6,1.11, 1.13 Правил.

Включение этого периода в специальный стаж Марковой Л.А. как работа учителя английского языка, по мнению ответчика невозможно, поскольку в данном случае отсутствует учебная нагрузка, необходимая в этом случае согласно п. 4 названного Постановления.

При определении размера трудового стажа Марковой Л.А. обоснованно, исходя из требований действующего Законодательства, исключен и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в 1992 году с даты, когда такой отпуск не подлежит включению в специальный стаж.

Также, по мнению ответчика, требование о назначении пенсии с 07 сентября 2009 года некорректно, поскольку отказ совершен ответчиком в назначении пенсии с 01 сентября 2009 года.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, их представителей, проанализировав доказательства, представленные сторонами в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно подп.10 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 3 названной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп.7-13 п.1 ст.28 Федерального закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 во исполнение ст.28 Федерального закона были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила).

Согласно трудовой книжке истицы, Маркова Л.А., имея профессию учителя, и по настоящее время работает Кужмарской средней общеобразовательной школе Звениговского района Республики Марий Эл в должности социального педагога.

Из представленных в судебное заседание истицей тарификационных списков по этой школе в период с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2009 год следует, что весь этот период Марковой Л.А., состоящей на ставке по основному месту работы социального педагога, осуществлялась педагогическая деятельность по преподаванию уроков английского языка (л.д.13-29).

Также, из карточек-справок бухгалтерии районного отдела образования по учреждению Марковой Л.А. за ведение уроков английского языка, в спорный период за ведение уроков английского языка производилась оплата труда (л.д.32-39).

Из материалов следует, что эти документы были предметом исследования комиссии и установлено ведение часов преподавания учебных дисциплин Марковой Л.А. (л.д.45,47).

Указанные доказательства подтверждают то обстоятельство, что Маркова Л.А. в спорный период с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года работала социальным педагогом и учителем английского языка в Кужмарской средней общеобразовательной школе.

Согласно Закону Республики Марий Эл от 28 декабря 2004 года № 62-З «О составе и границах сельских, городских поселений в Республике Марий Эл» село Кужмара включается в состав сельского поселения, а школа, в которой работала и работает в настоящее время истица расположен в этом сельском поселении и определяется как «расположенная в сельской местности общеобразовательная сельская школа».

Как установлено судом и не оспаривается в этой части и ответчиком, Маркова Л.А. на протяжении ряда лет, состояла на должности социального педагога, фактически также осуществляла и педагогическую деятельность учителя английского языка в сельской школе по совместительству, когда по правилу, установленному пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В этом случае, по мнению суда, исходя из того, что преподавание истицей уроков английского языка в сельской школе носит длительный и постоянный характер, она имеет квалификацию учителя, периодически повышая эту квалификацию в предусмотренном Законом порядке, что подтверждено в судебном заседании соответствующими свидетельствами, подлежит применению именно этот пункт Правил. Спорный период работы подлежит включению в специальный стаж как работа учителя английского языка, независимо от выполняемой нагрузки и эта трудовая деятельность является преподавательской.

Период с 06 октября 1992 года по 19 октября 1992 года оставшейся части отпуска Марковой Л.А. по уходу за ребенком до достижения им полутора лет также подлежит включению, исходя из нижеследующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Между тем, решение ответчика в части отказа во включении оставшейся части отпуска, в котором Маркова Л.А. находилась с 19 апреля 1991 года по 19 октября 1992 года, является неправильным, поскольку этот отпуск был предоставлен истице до введения в действие вышеназванного Закона. Время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии.

Иные доводы ответчика, приведенные в обоснование возражений по иску, также не могут иметь определяющего значения для разрешения спора по существу.

При таких обстоятельствах отказ ответчика в назначении трудовой пенсии по старости до достижения возраста, предусмотренного законодательством, в связи с педагогической деятельностью, является незаконным. На момент обращения в пенсионный орган Маркова Л.А. имела стаж, необходимый для назначения пенсии по старости досрочно.

С ответчика в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию понесенные истицей судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить

Признать за Марковой Лидией Алексеевной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности учителя Кужмарской средней общеобразовательной школы с 01 сентября 2005 года по 07 сентября 2009 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 19 октября 1992 года.

Возложить на территориальный орган Управления Пенсионного Фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл обязанность назначить Марковой Лидии Алексеевне пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности с 07 сентября 2009 года, то есть со дня ее обращения за назначением пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл в пользу Марковой Л.А. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Мотивированное решение составлено 31 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья Е.П. Александрова