об оспаривании решения администрации,о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-243/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 23 июля 2010 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., с участием сторон и их представителей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Ахметова Фарида Габдулнуровича об оспаривании решения администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Ахметов Ф.Г. обратился в Звениговский районный суд с вышеуказанными требованиями, приведя в их обоснование доводы о том, что он и его семья нуждаются в улучшении жилищных условий. О необходимости представления документов ежегодно в срок до 01 апреля для перегистрации в целях подтверждения статуса нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не знал. При получении уведомления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представил соответствующие сведения, вновь поставлен на учет. Полагает, что причины несвоевременного обращения в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» уважительные, поскольку заявитель и его супруга, Ахметова О.Г., привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, работают в <адрес>. Кроме того, полагает, что снятие с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на Закон Республики Марий Эл проведено с нарушением федерального законодательства. Исключение из списка влияет на сроки получения жилищного сертификата по программе «Молодая семья», участником которой является его семья, состоящая из четырех человек, с 2007 года.

В судебном заседании заявитель Ахметов Ф.Г. требования к администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» уточнил, что не согласен с решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет вновь с момента обращения в орган местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ, а не первоначального обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Исаев Р.И., требования Ахметова Ф.Г. не признал. Указывает, что главой администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» принято решение об исключении из списка очередников лиц, не предоставивших документы для перерегистрации в целях подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. При обращении Ахметова Ф.Г. с необходимыми документами, он вновь поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Восстановление в списках нуждающихся нормативными документами не предусмотрено.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ахметова О.Г. требования супруга Ахметова Ф.Г. поддержала, подтвердив изложенные заявителем обстоятельства. Просила признать решение об отказе в восстановлении в списке очередников необоснованным, поскольку их семья не перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения. В случае восстановления в очереди претендуют на получение жилищного сертификата в 2010 году.

Выслушав заявителей и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, Ахметов Ф.Г. с семьей в составе 4-х человек на основании постановления главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Жилищно- бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ахметов Ф.Г. исключен из списка нуждающихся, в связи с непредставлением необходимых документов для перерегистрации.

Правовое регулирование жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления регулируются Жилищным кодексом РФ, ст. 13 которого к ведению органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений отнесены вопросы определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

СТ. 14 Жилищного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к числу которых отнесены полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Такие отношения регламентированы Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл».

Согласно ст. 4 данного Закона органы местного самоуправления ежегодно, с 1 января по 1 апреля, проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина и в список очередности.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета, предусмотренных федеральным законом.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 ЖК РФ, к числу которых отнесено утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Указанные нормы Закона Республики Марий Эл 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» и Жилищного кодекса РФ, в их системном толковании, позволяют суду сделать вывод о том, что орган местного самоуправления при непредставлении гражданином, состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленный законом срок документов для перегистрации, уполномочен применить нормы п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ для снятия гражданина с учета.

В судебном заседании установлено, в срок до 01 апреля 2010 года Ахметов Ф.Г. документы, необходимые для перегистрации в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» не предоставил.

Решение о снятии Ахметова Ф.Г. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий принято органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства и в пределах своих полномочий.

Вместе с тем Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; ст. 19, части 1 и 2).

Закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление Конституционного суда РФ от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О и от 05 марта 2009 г. № 376-0-п). В свою очередь человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище гражданами.

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет.

Также из ст. 4 Закона Республики Марий Эл 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» следует, что органом местного самоуправления должны предприниматься меры по дополнительной проверке жилищных условий очередников, а снятие с учета носит исключительный характер и принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий гражданин сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

Как усматривается из материалов дела жилищно-бытовой комиссией и администрацией муниципального образования «Городское поселение Звенигово» при снятии Ахметова Ф.Г. проверка его жилищных условий не проводилась, основанием для снятия с учета послужило непредставление необходимых для перегистрации документов.

Вместе с тем, при обращении в июле 2010 года о восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях Ахметовым Ф.Г. были предоставлены необходимые документы, и что основания, послужившие для постановки его на учет в 2007 году – обеспечение жильем менее учетной нормы, им не утраты. Постановлено поставить на учет с ДД.ММ.ГГГГ0 года.

Судом установлено, что Ахметов Ф.Г. с супругой и двумя детьми, 2003 и 2005 годов рождения, проживает в <адрес> общей площадью 41,6 кв.м, всего в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают 7 человек.

В собственности члены семьи Ахметова Ф.Г., включая несовершеннолетних детей, жилья не имеют, что подтверждается справками Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, а также Звениговского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация».

Таким образом, Ахметов Ф.Г. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной постановлением главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Ахметов Ф.Г. с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях под № 726. Однако постановка заявителя на учет с ДД.ММ.ГГГГ существенно нарушает его право на обеспечение жилым помещением, при том, что причины несвоевременного обращения с документами, необходимыми для перегистрации, суд признает уважительными.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности принятия решения об отказе в восстановлении Ахметова Ф.Г. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения с заявлением и считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ахметова Ф.Г. удовлетворить.

Признать незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Ахметову Фариду Габдулнуровичу в восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от ДД.ММ.ГГГГ № в части постановки Ахметова Фарида Габдулнуровича в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» восстановить Ахметова Фарида Габдулнуровича в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента первоначального обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ, в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий Е.П. Александрова