Дело № 2-242/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Звенигово 15 июля 2010 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре Ходыкиной Н.А., с участием сторон и их представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Голова Вячеслава Анатольевича об оспаривании решения администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Голов В.А. обратился в Звениговский районный суд с вышеуказанными требованиями, приведя в их обоснование доводы о том, что он и его семья нуждаются в улучшении жилищных условий. О необходимости представления документов ежегодно в срок до 01 апреля для перегистрации в целях подтверждения статуса нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не знал. При получении уведомления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представил соответствующие сведения, вновь поставлен на учет. Полагает, что причины несвоевременного обращения в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» уважительные, в период с 13 января по 07 апреля 2010 года находился на учебе в <адрес>. Кроме того, полагает, что снятие с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий со ссылкой на Закон Республики Марий Эл проведено с нарушением федерального законодательства. Исключение из списка влияет на сроки получения жилищного сертификата по программе «Молодая семья», участником которой является его семья, состоящая из трех человек, с 2007 года.
В судебном заседании заявитель Голов В.А. требования к администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» уточнил, что не согласен с решением жилищно-бытовой комиссии от 22 июня 2010 года о постановке его на учет вновь с момента обращения в орган местного самоуправления в июне 2010 года, а не первоначального обращения, т.е. с 10 августа 2007 года.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Исаев Р.И., требования Голова В.А. не признал. Указывает, что главой администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» принято решение об исключении из списка очередников лиц, не предоставивших документы для перерегистрации в целях подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. При обращении Голова В.А. с необходимыми документами, он вновь поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Восстановление в списках нуждающихся нормативными документами не предусмотрено.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Голова Г.А. требования супруга Голова В.А. поддержала, подтвердив изложенные заявителем обстоятельства. Просила признать решение об исключении из списка очередников необоснованным, поскольку их семья не перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения. В случае восстановления в очереди претендуют на получение жилищного сертификата в 2010 году.
Выслушав заявителей и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, Голов В.А. с семьей в составе 3-х человек на основании постановления главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Жилищно- бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Голов В.А. исключен из списка нуждающихся, в связи с непредставлением необходимых документов для перерегистрации.
Правовое регулирование жилищных отношений и полномочия Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления регулируются Жилищным кодексом РФ, ст. 13 которого к ведению органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений отнесены вопросы определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
СТ. 14 Жилищного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к числу которых отнесены полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Такие отношения регламентированы Законом Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл».
Согласно ст. 4 данного Закона органы местного самоуправления ежегодно, с 1 января по 1 апреля, проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина и в список очередности.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета, предусмотренных федеральным законом.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 ЖК РФ, к числу которых отнесено утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Указанные нормы Закона Республики Марий Эл 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» и Жилищного кодекса РФ, в их системном толковании, позволяют суду сделать вывод о том, что орган местного самоуправления при непредставлении гражданином, состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленный законом срок документов для перегистрации, уполномочен применить нормы п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ для снятия гражданина с учета.
В судебном заседании установлено, в срок до 01 апреля 2010 года Голов В.А. документы, необходимые для перегистрации в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» не предоставил.
Решение о снятии Голова В.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий принято органом местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства и в пределах своих полномочий.
Вместе с тем Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; ст. 19, части 1 и 2).
Закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление Конституционного суда РФ от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О и от 05 марта 2009 г. № 376-0-п). В свою очередь человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище гражданами.
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет.
Также из ст. 4 Закона Республики Марий Эл 11 мая 2005 года № 13-З «О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл» следует, что органом местного самоуправления должны предприниматься меры по дополнительной проверке жилищных условий очередников, а снятие с учета носит исключительный характер и принятый на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий гражданин сохраняет право состоять на учете до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.
Как усматривается из материалов дела жилищно-бытовой комиссией и администрацией муниципального образования «Городское поселение Звенигово» при снятии Голова В.А. проверка его жилищных условий не проводилась, основанием для снятия с учета послужило непредставление необходимых для перегистрации документов.
Вместе с тем, при обращении в июне 2010 года о восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях Головым В.А. были предоставлены необходимые документы, и что основания, послужившие для постановки его на учет в 2007 году – обеспечение жильем менее учетной нормы, им не утраты. Постановлено поставить на учет с 21 июня 20210 года.
Судом установлено, что Голов В.А. проживает в <адрес> в <адрес> общей площадью 47,4 кв.м, принадлежащей отцу заявителя - ФИО6, всего 5 человек.
Голова Г.А. с дочерью ФИО7 зарегистрированы и проживают в <адрес> в <адрес>, общей площадью 62,0 кв.м., принадлежащей ФИО8, всего 4 человека. В собственности семья Головых жилья не имеет, что подтверждается справками Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, а также Звениговского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация».
Таким образом, Голов В.А. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной постановлением главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Голов В.А. 10 августа 2007 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях под № 719. Однако постановка заявителя на учет с 21 июня 2010 года существенно нарушает его право на обеспечение жилым помещением, при том, что причины несвоевременного обращения с документами, необходимыми для перегистрации, суд признает уважительными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности принятия решения об отказе в восстановлении Голова В.А. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального обращения с заявлением и считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Голова В.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии от 22 июня 2010 года в части отказа Голову Вячеславу Анатольевичу в восстановлении в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет с 21 июня 2010 года.
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от 22 июня 2010 года № в части постановки Голова Вячеслава Анатольевича в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 21 июня 2010 года.
Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» восстановить Голова Вячеслава Анатольевича в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента первоначального обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 10 августа 2007 года, в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П. Александрова