Дело № 2-180/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 02 июня 2010 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи - Чикризовой Н.Б.
при секретаре Яковлевой А.Ю.,
с участием ответчика Марковой Р.Е., представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Садовиной Л.К. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Галины Аркадьевны к Марковой Розе Егоровне о признании договора купли-продажи земельного участка заключенным,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова Г.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просила: признать договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> заключенным на условиях договора купли-продажи от 23.02.2009 года и обязать Маркову Р.Е. зарегистрировать переход права собственности на земельный участок от нее к ней. В обосновании иска указала, что между истцом и ответчиком 24.02.2009 года был заключен договор купли-продажи земельного участка. Во исполнение договора купли-продажи истцом полностью оплачена стоимость земельного участка. УФРС по РМЭ отказало в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, поскольку Маркова Р.Е. на момент заключения договора не имела права собственности на земельный участок, земельный участок находился на праве пожизненного наследуемого владения. Впоследствии Маркова Р.Е. оформила спорный земельный участок в собственность, однако отказалась регистрировать переход права собственности на условиях ранее заключенного договора купли-продажи. Потребовала уплатить за земельный участок еще 50 тыс. руб. При этом Маркова Р.Е. до настоящего времени пользуется денежными средствами истца, уплаченными в порядке купли-продажи земельного участка. Полагает, что договор купли-продажи сторонами фактически исполнен и Маркова Р.Е. обязана на тех же условиях дооформить договор купли-продажи с устранением недостатков приведших к отказу в регистрации перехода права собственности, так как действовавшее на момент заключения договора купли-продажи законодательство позволяло ей без каких-либо затрат зарегистрировать за собой право собственности на земельный участок и оформить его продажу.
В судебное заседание истец Михайлова Г.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
В судебном заседании ответчик Маркова Р.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что она является собственником хозяйственных построек и земельного участка, расположенного в <адрес> Истец обратилась к ней с просьбой продать данный земельный участок. При заключении договора купли-продажи риэлтор не обратил внимание на то, что земельный участок не оформлен в собственность, на это также не обратили внимание, когда подали все необходимые документы в Звениговский отдел Управления Федеральной регистрационной службы Республики Марий Эл для регистрации перехода права собственности на земельный участок, считает, что ее вины здесь нет. Истец по расписке передала ей 11000 за земельный участок и 20000 за хозпостройки в качестве залога. Только через месяц, когда получили из УФРС РМЭ отказ в регистрации перехода права на земельный участок, узнали, что данный земельный участок не принадлежит ей на праве собственности. Выразила возражения относительно стоимости земельного участка, определенной в договоре купли-продажи. Считает, что данное исковое заявление сфальсифицировано и необоснованно. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Садовина Л.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что в 2009 году истец Михайлова Г.А. и ответчик Маркова Р.Е. обратились в УФРС РМЭ за регистрацией перехода права собственности на основании заключенного договора купли-продажи земельного участка. При проведении правовой экспертизы представленных документов, было выявлено, что земельный участок принадлежит Марковой Р.Е. на праве пожизненного наследуемого владения, т.е на момент заключения договора Маркова Р.Е. не имела права распоряжаться спорным земельным участком. В данном случае Марковой Р.Е. было рекомендовано оформить земельный участок в собственность.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение ответчика, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 52 Земельного Кодекса РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренном ст. 27 настоящего Кодекса ограничения обороноспособности земельных участков.
В соответствии со ст. 266, 267 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
Запрет на распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, установлен также п. 2 ст. 21 Земельного Кодекса РФ.
Из указанных правовых норм следует, что полномочия по отчуждению земельного участка действующим законодательством предоставлены только собственнику земельного участка, и не принадлежат лицу, владеющим земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения.
Судом установлено, что между ответчиком и истцом заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Маркова Р.Е. передает в собственность Михайловой Г.А. земельный участок с кадастровым номером №, общей площадь. 2800 кв.м., по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 4).
Истцом произведена оплата за приобретаемый земельный участок в размере, оговоренном в договоре, 11000 рублей, что подтверждается распиской (л.д. 5).
Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл (Звениговский отдел) ДД.ММ.ГГГГ в регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок было отказано, так земельный участок принадлежит продавцу Марковой Р.Е. на праве пожизненного наследуемого владения, а в соответствии со ст. 267 ГК РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении не допускается. Марковой Р.Е. рекомендовано оформить земельный участок в собственность (л.д. 7).
Как указано в п. 2 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок принадлежит Марковой Р.Е. на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако из данного свидетельства, имеющегося в материалах дела, следует, что свидетельство о праве на наследство по завещанию выдано Марковой Р.Е. на наследство, состоящее из права пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером №, площадью 2800 кв.м., по адресу <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> на землях поселений, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 28).
Право пожизненного наследуемого владения данным земельным участком Марковой Р.Е. зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Таким образом, вид права Марковой Р.Е. на спорный земельный участок в договоре купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указан неверно.
На основании постановления главы администрации Звениговского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность за плату (л.д. 22).
Право собственности ответчика на данный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), т.е. после заключения договора купли-продажи земельного участка ответчика с истцом Михайловой Г.А.
Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Маркова Р.Е. не являлась собственником отчуждаемого земельного участка, земельный участок принадлежал ей на праве пожизненного наследуемого владения, следовательно ответчик не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, в т.ч. на заключение договора купли-продажи земли.
При указанных обстоятельствах договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Марковой Р.Е. и Михайловой Г.А. не может быть признан судом заключенным, следовательно исковые требования Михайловой Г.А. к Марковой Р.Е. удовлетворению не подлежат.
Суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Михайловой Галины Аркадьевны к Марковой Розе Егоровне о признании договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, заключенным на условиях договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика зарегистрировать переход права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл через Звениговский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Решение в окончательной форме составлено 07 июня 2010 года