о признаиии решения об отказе в установлении трудовой пенсии незаконным, право на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-187/2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово « 16 » июня 2010 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Дунаевой А.П., с участием: истца Суворова В.А., представителя ответчика: ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» Семеновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:

Суворова Владимира Александровича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании права на досрочное назначение пенсии, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию

УСТАНОВИЛ:

Суворов В.А. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о признании за ним права на досрочное назначение пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР с 13.10.1979 г. по 24.10.1981 г., в льготном исчислении как 1 день службы за 2 дня работы, понуждении назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл – 9.10.2009 года, взыскании расходов по уплате госпошлины.

В судебном заседании истец Суворов В.А., на основании ст. 39 ГПК РФ уточнил свои исковые требования к УПФР по Звениговскому району РМЭ, просил принять их в следующей редакции: признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Звениговском районе Республики Марий Эл включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью период моей службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР в календарном исчислении с 13.10.1979 года по 24.10.1981 года – всего 2 года 00 месяцев 12 дней, назначить трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в УПРФ в Звениговском районе РМЭ – 9 октября 2009 года. От взыскания расходов по уплате государственной пошлины отказался.

В судебном заседании истец Суворов В.А. иск поддержал, суду показал, что 9.10.2009 года обратился с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 16.10.2009 г. за № 154 в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности, согласно указанного решения специальный стаж на момент обращения составил 23 года 1 месяц 17 дней, при необходимом – 25 лет. С данным решением не согласен, поскольку при условии включения в специальный стаж военной службы по призыву: с 13.10.1979 г. по 24.10.1981 г. – 2 года 00 месяцев 12 дней, специальный стаж на момент обращения он будет составлять более 25 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, каковую и просит назначить с момента обращения за назначением пенсии – 9.10.2009 года. Требования о включении указанного периода основаны на действующем в то время Постановлении Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, более подробное обоснование заявленных требований и доказательства изложены в исковом заявлении, которое просит принять за основу. Взыскивать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины не желает.

Представитель ответчика ГУ «УПФ РФ в Звениговском районе РМЭ» Семенова С.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 9.10.2009 г. Суворов В.А. обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. После проверки заявления ему было отказано в назначении пенсии, так как стаж его педагогической деятельности, засчитываемый для назначения пенсии по выслуге лет, на дату обращения с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ составил 23 года 1 месяц 17 дней, при необходимом стаже – 25 лет. Период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР с 13.10.1979 г. по 24.10.1981 г., в специальный стаж включить не представляется возможным, поскольку это не соответствует нормам, изложенным в Постановлении Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г. и Постановлении Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.. Доводы истца о необходимости применения Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, которое действовало до октября 1993 года считает несостоятельными, так как согласно нормам указанного постановления Совмина СССР период службы в Вооруженных Силах СССР засчитывается в стаж педагогической работы только при условии, что на момент действия данного Постановления у лица имеется 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения льготной пенсии. Данное Постановление действовало до 01 октября 1993 года, и у истца Суворова В.А. по состоянию на 1 октября 1993 года не было 2/3 (16 лет 8 месяцев) требуемого стажа для назначения льготной пенсии. В соответствии с Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность. В связи с этим в назначении пенсии Суворову В.А. обоснованно отказано.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истец и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В судебном заседании исследованы представленные истцом материалы дела: Согласно трудовой книжке АТ-II №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Суворов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ занимался и по настоящее время занимается педагогической деятельностью (л/<адрес>); Согласно Военного билета НП № от 13 октября 1979 года, Суворов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 13.10.1979 г. по 24.10.1981 г. проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР (Российской Армии) (л/<адрес>), указанное подтверждено сведениями вышепоименованной трудовой книжки; Согласно решения ГУ «Управления ПФ РФ по Звениговскому району РМЭ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Суворову В.А. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия специального стажа, который составляет 23 года 1 месяц 17 дней, при необходимом – 25 лет (л/<адрес>).

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

По убеждению суда, позицию ответчика в части не включения в специальный стаж указанного периода, а, следовательно, и в отказе в назначении досрочно пенсии, нельзя признать законной и обоснованной по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

Закрепляя в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Нормы ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не конкретизируют круг лиц, имеющих право на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и носят отсылочный характер. Согласно п. 3 указанной статьи, списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с вышеуказанным законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы. В указанном списке периоды службы по призыву не поименованы и не учтены, не поименованы они и в Постановлении Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г.

Вместе с тем, в период службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР - до 1 октября 1993 года, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно подпункту «г» пункта 1 которого учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Согласно пункту 4 указанного Положения, вышеуказанные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В судебном заседании установлено, и ответчиком не оспаривается, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии – 9 октября 2009 года, специальный стаж истца составлял 23 года 1 месяц 17 дней, при необходимом – 25 лет, следовательно, к моменту подачи заявления о назначении пенсии продолжительность педагогической деятельности истца составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ. Возможность включения в специальный стаж периода службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 13.10.1979 г. по 24.10.1981 г., общей продолжительностью 2 года 00 месяцев 11 дней, ответчиком отрицается, и при рассмотрения заявления истца о назначении досрочной пенсии не учитывалась, хотя факт службы по призыву был объективно и документально подтвержден.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-О приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, период прохождения истцом военной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с 13 октября 1979 года по 24 октября 1981 года подлежит включению в стаж педагогической деятельности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы ответчика о том, что наличие 2/3 специального 25 летнего стажа должно приходиться на период работы истца до утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 основан на неправильном толковании закона.

Факт службы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рядах Вооруженных Сил СССР подтвержден доказательствами, содержащимися в трудовой книжке и военном билете истца, указанным доказательствам судом дана соответствующая оценка.

С учетом вышеизложенного суд считает, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии – 9 октября 2009 года, истец выработал требуемый 25 – летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения льготной трудовой пенсией по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Принимая во внимание обращение истца в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» 9.10.2009 года с соответствующим заявлением о назначении льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным исковые требования Суворова В.А. удовлетворить полностью, поскольку при включении в специальный (льготный) стаж спорного периода, истец по состоянию на 9.10.2009 г. имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.

Удовлетворяя требования истца, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истца на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Суворова В.А. удовлетворить, признать за Суворовым Владимиром Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Звениговском районе Республики Марий Эл» включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения Суворовым В.А. службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 13 октября 1979 года по 24 октября 1981 года, назначить Суворову Владимиру Александровичу трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, досрочно, с 9 октября 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: судья О.В. Михайлов

Копия верна: судья Михайлов О.В.